Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Масштабные подробности

Масштаб рынка

Объем рынка – 2,5 миллиардов долларов США, 24 специализированных поставщика, вошедших в «магический квадрант» Gartner, более 100 локальных компаний-разработчиков, годовой прирост выручки, составляющий в среднем 7,7 %, – это лишь некоторые цифры, характеризующие сегодняшние масштабы мирового рынка Business Performance Management (BPM). Объем российского BPM-рынка «скромнее» – 5 миллиардов рублей. В 2000–2013 гг. на площадках более 500 российских предприятий и банков стартовали и были успешно завершены проекты по автоматизации управления эффективностью бизнеса.

Рынок технологий управления эффективностью бизнеса (Business Perfomance Management, BPM) сравнительно молод – ему всего 15 лет. В середине первого десятилетия XXI века мировой рынок BPM вступил в пору зрелости.

Как было озвучено в ходе саммита Gartner BI & Analytics 2014, который проходил в этом году в Лас-Вегасе с 31 марта по 2 апреля, масштаб мирового рынка ВРМ в денежном выражении составляет 2,5 млрд долларов.

Что же касается определения масштабов российского рынка BPM, то он еще ждет своих исследователей. Единственная за всю историю BPM в России оценка денежного эквивалента соответствующего рынка появилась в открытом доступе в начале 2014 года в обзоре Центра TAdviser «Системы управления эффективностью предприятия» – 5 млрд руб.

По оценке маркетинговой службы компании Intersoft Lab, в основе которой информация из открытых источников, в период 2000 до 2013гг. в России заказчиками BPM-систем стали более 500 крупных холдингов, концернов, предприятий, банков и других компаний крупного и среднего масштаба.

Наиболее масштабный спрос на BPM-системы в России случился в 2003–2007 гг. – в среднем в этот период ежегодно около 60 заказчиков инициировали старт новых BPM-проектов. В годы глобального экономического кризиса число новых BPM-проектов снизилось более чем вдвое, а подсчет успешных результатов контрактов по автоматизации управления эффективностью бизнеса, заключенных за последние 2-3 года, производить пока рано, так как по сложившейся практике освещение итогов проектов происходит через те же 2-3 года.

Больше всего заказчиков BPM-решений (25,1% от суммарного количества предприятий и банков, инициировавших BPM-проекты) в России за 2000–2013 гг., по сведениям Intersoft Lab, дал кредитно-финансовый сектор, который уже 5 лет занимает первое место среди отечественных потребителей BPM-технологий. Далее следует топливно-энергетический комплекс (15,5 %) и торговля (13,9 %).

Первым в мировой истории поставщиком BPM позиционировала себя компания Hyperion Solutions (в 2007 г. она была приобретена Oracle). Сегодня мегавендорами мирового BPM-рынка являются корпорации Oracle, SAP и IBM. Помимо них, в представленные 19 марта 2014 г. «магические квадранты» Gartner, оценивающие современный рынок BPM, была включена еще 21 ИТ-компания. Но при этом значительная часть рынка принадлежит не участникам таких «магических квадрантов», а локальным компаниям-разработчикам разного масштаба и отраслевой специализации.

В России компаний, которые позиционируют себя в качестве разработчиков BPM-систем, менее 10. Поставщиков же, внедряющих на российских предприятиях и в банках ВРМ-платформы иностранного и отечественного производства, значительно больше – их свыше 150. По итогам 2013 года, по подсчетам Intersoft Lab, Тoп-3 компаний, чьи ВРМ-платформы являются наиболее востребованными на российском рынке, выглядит следующим образом: Oracle (рыночная доля среди поставщиков BPM-систем – 22,1 %), SAP (20,5 %), Intersoft Lab (14,9 %).

Первым специализированным российским вендором аналитических и управленческих систем для финансовых организаций стала компания Intersoft Lab в 1999 году. С тех пор, несмотря на то что масштаб рынка за 15 лет значительно расширился, она продолжает оставаться лидером на этом рынке. Рыночная доля по количеству проектов Intersoft Lab составляет сейчас более 50 %.