Проектный опыт

Построение хранилища данных, автоматизация аналитической и управленческой отчетности

Задачи проекта

Группа СМП Банка включает в себя головной СМП Банк, который входит в число 30 крупнейших российских банков по размеру активов, а также МОСОБЛБАНК и Финанс Бизнес Банк.

В 2016 году было принято решение построить единое корпоративное хранилище данных (ХД) как технологическую основу для поддержки реализации новой стратегии развития Группы СМП Банка, направленной на активизацию работы с розницей и сегментом малого и среднего бизнеса . ХД должно обеспечить прозрачность финансового управления в масштабе банковской группы, начиная с решения приоритетных задач оценки финансового результата бизнес-направлений, клиентских групп, продуктов и точек продаж, а также построения аналитической отчетности в интересах различных служб:  финансистов, бухгалтеров, руководителей и сотрудников бизнес-подразделений, риск-менеджеров, аналитиков, и др. 

Поскольку в Группе параллельно функционирует большое количество разнообразных учетных систем внедрение ХД должно было обеспечить эффективный способ управления сложным ИТ-организмом и добиться достижения стратегических целей.

Решение

В проекте был выделен пилотный этап, целью которого стала автоматизация управленческой и аналитической отчетности в головном Банке СПМ. В рамках пилота на базе ПО «Контур» было внедрено единое хранилище данных, которое обеспечивает консолидацию и требуемый уровень качества данных бухучета, данных по клиентам и кредитным договорам. Для ежедневной загрузки данных в хранилище из АБС Банка и системы собственной разработки заказчика для ведения субаналитического учета, использована свободно-распространяемая ETL-платформа Pentaho Data Integration Kettle ETL.

На основе ХД развернуто приложение «Управленческая отчетность», с помощью которого автоматизировано получение управленческого баланса, отчета о финансовом результате с увеличенным составом аналитических разрезов: по ЦФО, клиентам, продуктам, каналам обслуживания, точкам продаж. Также на базе хранилища построена витрина данных «Кредитный портфель» для ежедневной подготовки аналитической отчетности по кредитному портфелю физических и юридических лиц для финансового блока и блока рисков.

После успешного пилота  и подготовки сотрудников банков-участников Группы, продолжилось развертывание решения и его масштабирование на банковскую Группу:

  • ХД было дополнено данными оперативного учета по депозитам, зарплатным проектам, банковским картам, договорам гарантий. Был налажен сбор в ХД данных бухгалтерского учета, кредитного и депозитного портфелей МОСОБЛБАНКА, данных бухучета Финанс Бизнес Банка.
  • Автоматизирован расчет трансфертной стоимости ресурсов СМП Банка и МОСОБЛБАНКА.  Настройку модели трансфертов выполнили банковские технологи из информационно-аналитического управления.
  • Автоматизирован выпуск обязательных отчетных форм 0409120 «Данные о риске концентрации» и 0409117 «Данные о крупных ссудах».
  • Обеспечена выгрузка кредитных историй клиентов из ХД в витрину программного комплекса Сredit Registry для обмена данными с БКИ.

Последним этапом развития решения в 2019 году стало расширение состава клиентской аналитики:

  • Создана витрина клиентских данных в интересах Департамента розничных продуктов.
  • Обеспечена подготовка сводных отчетов по продажам в интересах Департамента малого и среднего бизнеса.
  • Автоматизирована подготовка сведений по счетам иностранных клиентов в соответствии со стандартом CRS для предоставления в ФНС РФ по банкам Группы: СМП Банку и МОСОБЛБАНКУ. Подробнее о проекте автоматизации CRS-отчетности в Группе СМП Банка>>
  • Расширена витрина данных «Кредитный портфель» в интересах Департамента риск-менеджмента и Департамента бухгалтерского учета, в том числе обеспечена подготовка данных для расчета нормативов и для МСФО-отчетности.
  • Большая часть работ по развитию  системы выполнена силами специалистов банковской Группы.

Результаты

  • Создано единое хранилище данных Группы «СМП Банк», которое обеспечило повышение качества исходных данных для подготовки отчетности. Получаемая из ХД информация стала основой для поддержки стратегии и принятия решений по развитию розничной сети, совершенствованию тарифной и комиссионной политики банка, формированию предложений для клиентов и клиентских групп, мотивации персонала, подготовки отчетности и данных для регулятора.
  • Для решения своих задач систему использует широкий круг специалистов банка: сотрудники финансового департамента, информационно-аналитического управления, департамента риск-менеджмента, департамента розничных продуктов, департамента малого и среднего бизнеса, служба международного комплаенс-контроля, департамента бухгалтерского учета СМП Банка и МОСОБЛБАНКА.
  • Обеспечено создание витрин данных с детальной аналитикой по кредитному портфелю и клиентам в интересах подразделений банка и для предоставления данных регуляторам, в т.ч. для подготовки CRS-отчетности.
  • Обеспечена глубокая детализация управленческой отчетности и точность оценки финансового результата: отчетность по финансовому результату Банка СПМ и МОСОБЛБАНКА выпускается с учетом трансфертных доходов и расходов, в разрезе ЦФО, клиентов, продуктов и точек продаж с возможностью детализации до уровня первичных данных оперативного учета.
  • Обеспечено выполнение актуальных требований регулятора: автоматизирована форма 0409120 «Данные о риске концентрации», форма 0409117 «Данные о крупных ссудах» для Банка России и подготовка кредитных историй для оперативной передачи в БКИ. Подробнее о проекте автоматизации подготовки данных по кредитным историям заемщиков для передачи в БКИ >> 
  • За счет применения отечественного ПО под маркой «Контур» и свободно-распространяемого ПО обеспечена импортонезависимость ИТ-решения.
  • Специалисты из банков-участников Группы самостоятельно развивают решение.