Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Начните с данных: уроки автоматизации требований CRS в Группе СМП Банка

О том, почему Группа СМП Банка в числе первых решила автоматизировать отчетность по стандартам Common Reporting Standard (CRS), и какие преимущества получили банки Группы, рассказывает начальник Службы международного комплаенс-контроля Группы СМП Банка Илья Изотов.

NBJ: Группа СМП Банка стала одним из пионеров автоматизации подготовки CRS-отчетности. Законодательство в этой области достаточно молодое, пока банки не торопятся переводить еще неустоявшиеся процессы на ИТ-рельсы. Почему вы решили быть в числе первых? Какая подготовительная работа потребовалась?

И.Изотов: Подготовка любой отчетности – это интерпретация учетных данных по заданным правилам. Для CRS-отчетности правила определяет законодательство, и оно может их менять и уточнять. Сами правила применяются к данным о финансовых счетах клиентов – налоговых резидентов иностранных государств. Эти данные, во-первых, должны наличествовать, а во-вторых, быть полными, безошибочными и непротиворечивыми, то есть качественными. Именно поэтому предметом нашего проекта стала не только реализация требований стандарта CRS, но и в равной мере подготовка данных. В качестве платформы для автоматизации мы выбрали корпоративное хранилище данных[1] (сокр. КХД), ключевая функция которого – консолидация данных из разных источников и обеспечение их качества. Замечу, что для нас речь шла не об одном банке, а о группе, для которой объемы работ по подготовке данных и обеспечению их достоверности возрастают в разы. Независимо от зрелости законодательства требовалось, как минимум, решить вопрос с подготовкой данных, и мы не стали его откладывать.

NBJ: Сравните свой опыт ручной и автоматизированной подготовки CRS-отчетности.

И.Изотов: По опыту подготовки отчетности до и после автоматизации могу сказать, что использование КХД полностью себя оправдывает как с точки зрения снижения трудозатрат, так и с позиции повышения качества данных, предоставляемых в ФНС. Любые ручные действия по формированию какой-либо официальной отчетности всегда генерируют повышенные операционные риски. При этом чем крупнее банк – тем выше вероятность реализации такого операционного риска, а он, в свою очередь, может привести к реальным штрафам со стороны регулятора. Поэтому для нас необходимость автоматизации данного процесса была очевидна с самого начала.

Как результат, все процессы в рамках подготовки и отправки отчетности упростились и ускорились, подготовка данных для обработки по правилам CRS стала частью общего автоматизированного процесса сбора и проверки данных по банкам Группы, реализованного для КХД. Для специалистов Службы международного комплаенс-контроля специально реализован функционал для оперативного мониторинга и идентификации иностранных налоговых резидентов, который упрощает их выявление и позволяет непрерывно в течение отчетного периода контролировать качество этих данных.

Мы также рассчитываем, что система поможет нам в дальнейшем быстро адаптироваться к изменениям законодательства по CRS без серьезных трудозатрат: основа уже есть, остальное – вопрос тонких настроек и небольших доработок.

NBJ: Сколько времени занял проект и с какими сложностями пришлось столкнуться? Что вы посоветуете банкам, вступающим на путь автоматизации CRS-отчетности?

И.Изотов: Весь проект занял пять месяцев от старта до выпуска первой отчетности за 2018 год и за 2017 год (повторно). Уже в ходе проекта регулятор опубликовал обновленную версию форматов, усложнив правила идентификации клиентов - иностранных налоговых резидентов и формирования отчетности по их счетам. Все изменения были оперативно учтены, и проект завершился в плановый срок.

Что касается советов, то, по нашему опыту, начинать такие проекты следует с подготовки данных. Это самый объемный и важный этап, на котором требуется решить задачи сбора данных из разных систем и модулей, контроля и повышения их качества, а также обеспечить удобство процессов управления данными для специалистов, отвечающих за CRS-отчетность. В результате будет заложена правильная основа решения, на которой затем можно реализовывать меняющиеся требования законодательства по исполнению стандарта CRS.



[1] КХД построено на CPM-платформе Контур разработки отечественной компании Intersoft Lab (прим. ред.)

Автор: Илья Изотов, начальник Службы международного комплаенс-контроля Группы СМП Банка

Источник: Национальный банковский журнал (NBJ), №10, 2019