Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Проектный опыт

Проект автоматизации расчета аллокаций и трансфертной стоимости ресурсов в Банке «ВБРР»

Задачи проекта

Банк «ВБРР» эксплуатирует хранилище данных «Контур» с 2012 года для выпуска управленческой и аналитической отчетности. Чтобы перейти от трудозатратной технологии расчета аллокаций и трансфертных доходов и расходов бизнес-подразделений на основе электронных таблиц Банк принял решение автоматизировать эти задачи на основе платформы «Контур».

Решение

Для поддержки финансово-аналитического департамента в решении задач оценки финансовой результативности бизнес-подразделений было внедрено приложение «Аллокации». С его помощью автоматизирована методика аллокаций косвенных расходов на бизнес-подразделения, разработанная Банком. Согласно методике, приложение обеспечивает перераспределение расходов в 6 этапов, в ходе которых выполняется более 80 шагов аллокаций с использованием более 80 кост-драйверов. Автоматизация аллокаций позволила получать детальное видение структуры накладных расходов подразделений, существенно ускорить получение необходимой отчетности. Работы по внедрению приложения, настройке и выверки модели аллокаций заняли 3 месяца.

Для совершенствования системы внутреннего ценообразования, решения задач управления процентной маржой и ликвидностью Банк внедрил приложение «Трансфертное управление ресурсами». На его основе была автоматизирована модель трансфертного ценообразования с использованием метода согласованной ставки. Для расчета трансфертной стоимости ресурсов использована собираемая в корпоративное хранилище Банка информация о финансовых инструментах: кредитах и депозитах более чем 10 тыс. корпоративных и около 300 тыс. розничных клиентов. Обеспечен расчет плавающих трансфертных цен, составных трансфертных цен и компенсаций - премий казначейству за процентные риски и обеспечение ликвидности банка. Предоставлена возможность тонкой настройки порядка фондирования и расчета доходности бизнес-подразделений и казначейства.

Результаты

  • Сокращены непродуктивные трудозатраты, связанные с расчетом модели аллокаций в электронных таблицах, теперь косвенные расходы подразделений за отчетный месяц вычисляются всего за несколько минут.
  • Обеспечено получение детальных данных о накладных расходах подразделений для объективной оценки их финансового результата, оптимизации издержек и мотивации персонала.
  • Состав и правила расчета аллокаций стали прозрачны. Теперь можно пошагово анализировать выполненные перераспределения и аргументировать центрам прибыли отнесенные на них расходы.
  • Выросла детальность оценки трансфертных доходов и расходов: теперь их можно вычислять вплоть до уровня отдельных банковских продуктов и клиентов. Ранее расчет велся укрупненно.
  • Снизилась нагрузка на сотрудников казначейства, выполняющих расчет трансфертных доходов и расходов, повысилась оперативность расчета. Ранее на его выполнение с помощью электронных таблиц требовалось около двух человеко-недель.
  • Обеспечена прозрачность механизмов формирования трансфертных цен, гибкость и оперативность настройки их расчета.
  • Казначейство получило возможность эффективно управлять процентным риском и риском ликвидности.