Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Валерий Чаусов: «В 2011 году компания Intersoft Lab останется верной выбранному ею стратегическому курсу – держать высокую планку качества»

В преддверии нового года об итогах года уходящего, о новых трендах и планах рассказывает Валерий Чаусов – управляющий партнер Intersoft Lab.

2010 год оказался в целом успешным – как для рынка банковских BPM-систем (Business Performance Management – системы управления эффективностью банковского бизнеса), на котором работает компания Intersoft Lab, так и для нее самой. В преддверии нового года об итогах года уходящего, о новых трендах и планах рассказывает Валерий Чаусов – управляющий партнер Intersoft Lab.


Наша беседа приходится на предновогоднее время. Как вы оцениваете результаты 2010 года?

– 2010 год для нас запомнился напряженной работой, новыми проектами, нетривиальными решениями, интересными и полезными встречами с банкирами и нашими партнерами. Если помните, то примерно год назад мы с вами обсуждали, как будет развиваться рынок в 2010, теперь уже уходящем году. И тогда я говорил о том, что, по моим ожиданиям, рынок BPM-систем сможет приблизиться к докризисным показателям. Кризис помог доказать реальную пользу ВРМ-решений для банковского бизнеса. Поэтому скорость восстановления динамики рынка ВРМ-систем оказалась выше, чем для других классов программного обеспечения. Именно об этом, кстати, писали аналитики.

Не менее плодотворным оказался уходящий год и для нашей компании. За подтверждением этих слов далеко ходить не надо. Например, в 2010 году количество наших клиентов превысило 80. Среди наших новых заказчиков – ЗАО Глобэксбанк, АО АБ «Россия», ОАО СКБ Приморья Примсоцбанк и Банк «Левобережный» (ОАО), АКБ Алмазэргиэнбанк и другие российские банки. Дальнейшее развитие получили проекты в ЗАО Транскапиталбанк, Банке «Возрождение» (ОАО), ОАО ТрансКредитБанк, ОАО Фондсервисбанк, ОАО АКБ Еврофинанс Моснарбанк, ЗАО АКБ Новикомбанк, АКБ Русь-банк, ЗАО Банк «Русский Стандарт», банках из Казахстана – АО БТА Банк и АО Банк «ЦентрКредит» и других. Успешно развивались в этом году и наши стратегические альянсы с ведущими западными вендорами. Особенно известен в банках наш опыт сотрудничества с корпорацией Oracle. В 2010 году Intersoft Lab получила статус золотого партнера Oracle, что стало свидетельством ее значительного потенциала для создания собственных приложений на технологической платформе Oracle. Это важное событие 2010 года укрепило уверенность в правильности выбранной нами стратегии по дальнейшему развитию и продвижению флагманского продукта компании – финансового хранилища данных «Контур», ориентированного на крупнейшие отечественные банки «первой сотни». Еще одно достижение в области стратегического партнерства – получение статуса авторизованного дистрибьютора корпорации Informatica в России и странах СНГ. Переход от статуса бизнес-партнера, полученного нашей компанией еще в 2008 году, к статусу премьер-партнера корпорации Informatica означает, что Intersoft Lab расширила свои права на продвижение и продажу продуктов разработчика лидирующей промышленной платформы для интеграции и обеспечения качества данных.

Таким образом, ваши ожидания в отношении развития рынка оправдались, а прогнозы подтвердились?

– Полностью. Год назад мы говорили о том, что в будущем задачей, «повышающей эффективность» применения ВРМ-систем, станет автоматизация подготовки отчетности, предоставляемой в надзорные органы. Так и оказалось: по предварительным прикидкам, больше всего проектов, стартовавших в 2010 году, относились именно к области автоматизации обязательной отчетности. Другая тенденция 2010 года – рост спроса на приложения для управления доходностью. Западные аналитики отмечают, что, несмотря на актуальность вопросов экономии, которые пока не сбрасываются со счетов, руководители компаний начинают задумываться о долгосрочных стратегиях развития бизнеса. Главной мотивацией необходимости внедрения ВРМ-систем становится задача управления доходностью и ее анализ. И это уже не просто сокращение расходов или нахождение новых источников доходов. Речь идет о стремлении оптимизировать существующую структуру доходности, что невозможно без понимания истинной стоимости продуктов и услуг, которая складывается из множества составляющих, и конкретной реальной прибыли (а не просто доходов), которую они приносят. И здесь уже никак не обойтись без современных ВРМ-инструментов управления доходностью – специализированных приложений для автоматизации управленческого учета и функционально-стоимостного анализа. Подобная тенденция очень хорошо просматривается и в российских банках. По статистике в 2010 году ИТ-решения для управления доходностью заняли второе место по востребованности после приложений для автоматизации обязательной отчетности. Хорошо ориентироваться в предметной области нам помогает накопленный опыт. В течение десяти лет мы скрупулезно собирали знания, аккумулировали свой опыт, систематизировали его. А результатом стала методическая модель для создания банковских BPM-систем. Этот интеллектуальный продукт не имеет аналогов на отечественном рынке. Он помогает решать самые сложные задачи по управлению эффективностью банковского бизнеса. Еще один важнейший тренд этого года, – качество данных для банковской отчетности. Обеспечение надлежащего качества «контента» отчетности, которую российские кредитные организации предоставляют в Банк России, – это уникальная по своей природе и сложности задача, стоящая перед автоматизаторами и бизнес-подразделениями банков.

Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом тренде.

– Проблема качества данных существовала всегда, но особенную актуальность она приобрела в последние годы. Связано это с тем, что ужесточение регулятивных норм обозначило необходимость в новых технологиях для формирования обязательной банковской отчетности на основе единого хранилища данных. Дело в том, что выполнение требований органов надзора стало существенно зависеть от качества данных. Банковские системы, которые ранее более-менее справлялись с выпуском отчетности – я имею в виду модули автоматизированных банковских систем, внутренние разработки банковских ИТ-специалистов, а также повсеместно распространенное средство малой автоматизации Microsoft Excel, – сегодня не способны обеспечить надлежащее качество данных для выпуска отчетности. Поясню это ярким, на мой взгляд, примером. В самом начале жаркого лета 2010 года мы с нашими партнерами организовали встречу банковских бухгалтеров с представителями Банка России. Она была посвящена обсуждению изменений в расчете обязательных нормативов в связи с предстоящим вступлением в силу Указания № 2324-У. Выяснилось, что подавляющее большинство российских банкиров – более 80 %! – лишь частично доверяют данным, содержащимся в учетных операционных системах и применяемым для формирования регуляторной и управленческой отчетности. Сегодня, когда мы имеем практический опыт воплощения требований регуляторов непосредственно в банках, я хочу сказать, что реализация данной задачи не исчерпывается широкими возможностями информационных систем. Проблема обеспечения качества данных для банковских отчетов гораздо шире и серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Она тесно связана как с методологией, так и с организацией выпуска отчетности. В ходе реализации поставленных перед нами задач нам приходилось сталкиваться с самыми разными аспектами проблемы качества данных.

А можете привести конкретные примеры?

– Ситуация с качеством с данных в каждом конкретном банке сугубо индивидуальна. В одном банке, например, в результате ошибок при ведении бухгалтерского учета некорректно формируется отчетность, а в другом с ведением бухучета все в порядке, но имеются разрывы данных в связи с тем, что с течением времени учетная политика банка менялась, и учет одного и того же вида сделок в разные годы выполнялся по-разному. Тут необходимо заметить, что одна из наиболее актуальных на сегодня проблем заключается в недостаточности данных в оперативных системах. Причины здесь могут быть самые разные, но от наличия данных в исходных системах зависит решение крайне важной задачи – выпуска целого ряда сложных отчетных форм и расчета обязательных нормативов. Например, для расчета норматива ликвидности нужны графики выплаты процентов по кредитным договорам. Но, как показывает практика, в некоторых системах автоматизации, поддерживающих процесс кредитования физических или юридических лиц, графики выплаты процентов в базе данных не хранятся, а рассчитываются соответствующей процедурой по запросу. Поэтому для того чтобы в системе выпуска отчетности, созданной на основе хранилища данных, была такая информация, приходится последовательно вызывать эту процедуру для каждого договора. Теперь представим, что условия договора изменились. В результате в оперативной системе может измениться график выплаты процентов. Для того чтобы отследить это изменение, необходимо ежедневно выполнять расчет процентов для всех договоров и сравнивать рассчитанные значения с теми, что находятся в хранилище данных. Как вы понимаете, такая синхронизация информации потребует чрезвычайно много времени.

И как вы предлагаете решать эти задачи?

– Прежде всего, хочу подчеркнуть, что успешное решение любой задачи по обеспечению надлежащего качества данных зависит от согласованности усилий банка, с одной стороны, и поставщика хранилища данных, с другой. При этом банку принципиально важно критически подойти к выбору поставщика системы автоматизации обязательной отчетности, ведь последний должен иметь в своем профессиональном арсенале реальный опыт автоматизации выпуска отчетности и обязательно ее сложных, требующих экспертных знаний в области качества данных форм – таких, как, например, форма 0409135 «Информация об обязательных нормативах». Мы, без ложной скромности скажу, имеем такой бесценный опыт. Специалисты нашей компании успешно реализовали несколько десятков проектов по автоматизации подготовки банковской отчетности. В Intersoft Lab давно осознали важность обеспечения качества корпоративных данных, и сейчас мы предлагаем банкам услугу по оценке этих данных для автоматизации формирования обязательной отчетности. Это новая услуга на рынке банковского ИТ-сервиса, и нам приятно быть первопроходцами и в этой области. Банки – пользователи этой услуги имеют теперь возможность оперативно провести проверку данных, поступающих в хранилище из различных источников, и получить отчет об их качестве. Диагностика проблем исходных данных позволяет банку объективно оценить, какими путями можно добиться требуемого качества данных и стоит ли для этого привлечь функциональность промышленной интеграционной платформы. Если банк видит целесообразность затрат на покупку и использование интеграционного ПО, то мы, со своей стороны, обеспечиваем оптимизацию сбора и очистки данных, в том числе с использованием платформы Informatica PowerCenter. Один из наших уважаемых клиентов, ОАО ТрансКредитБанк, стал в этом году первооткрывателем таких услуг. Мы сделали для него, во-первых, профессиональную оценку качества данных в операционных источниках заказчика, а во-вторых, начали проект по внедрению интеграционной платформы Informatica Power Center. В результате цикл загрузки и проверки данных в корпоративное хранилище был сокращен до уровня, оговоренного в регламенте подготовки данных для ежедневного расчета нормативов.

Вы упомянули о проекте в ТрансКредитБанке. С этим кредитным учреждением вас связывают особые отношения?

– У нас с каждым банком особые отношения, и как правило, наше сотрудничество приносит реальную пользу и банкам, и нам – как в профессиональном плане, так и в человеческом. А с ТрансКредитБанком наше взаимодействие начались еще в 2001 году, и вот уже на протяжении десяти лет мы с ним плодотворно работаем в дружеском тандеме. Проект автоматизации отчетности для Банка России и расчета обязательных нормативов банка на основе хранилища данных «Контур» был инициирован в июле 2009 года, а с 1 марта 2010 года решение находится в промышленной эксплуатации. В настоящее время с помощью хранилища данных в ТрансКредитБанке осуществляется выпуск таких сложных форм обязательной отчетности, как 0409117, 0409118, 0409125, 0409128 и других, а также производится расчет расшифровок и обязательных нормативов.

Каким вы видите следующий год, и каковы ваши планы?

– В самом начале нашего разговора мы упомянули о том, что недавний кризис невольно подтвердил реальную пользу от внедрения BPM-систем, что не замедлило самым положительным образом сказаться на количестве проектов автоматизации управления эффективностью банковского бизнеса в 2010 году. Думаю, что следующий год продолжит эту положительную тенденцию развития отечественного рынка ВРМ. Мы увидим стабильное возрастание спроса на автоматизацию регуляторной отчетности. Кроме того, думаю, что дальнейшее усиление получат те новые тренды, которые сегодня обозначились на фоне посткризисного роста экономики. Я говорю об управлении доходностью для моделирования новых банковских продуктов и услуг, оптимизации каналов и технологий продаж, разработки схем мотивации персонала, занятого в сфере продвижения и продаж. Серьезную роль в реализации этих направлений играет решение задачи по обеспечению качества данных, на которой мы с вами подробно останавливались. Еще один важный момент связан с постепенным возрождением банковской розницы, что актуализировало необходимость в современных средствах автоматизации аналитических потребностей подразделений, отвечающих за работу с частными клиентами. Какие выводы из этого должны извлечь поставщики систем управления эффективностью бизнеса? Очевидно, пришла пора существенно доработать отраслевые ВРМ-модели с учетом новых требований заказчиков. Обращение к рознице – это еще один тренд банковской автоматизации, который обозначился на исходе 2010 года. Уверен, что он получит мощный импульс в наступающем году. По нашей оценке, активизация розничных бизнес-направлений определит появление «розничных» хранилищ данных и аналитических CRM-приложений как отдельного самостоятельного класса ПО.

В 2011 году компания Intersoft Lab останется верной выбранному ею стратегическому курсу – держать высокую планку качества. Так было и в первые годы деятельности компании, так оно будет и в будущем. Наши специалисты способны создавать инновационные решения любого уровня сложности и обеспечивать заказчиков самыми высококачественными продуктами и услугами.

В преддверии самого любимого всеми праздника, наполненного добром и устремленного в будущее, разрешите поздравить читателей Банкир.ру, наших клиентов и партнеров с приближающимися новогодними праздниками. Новый год – это время, когда исполняются все самые добрые пожелания, и я желаю всем здоровья, счастья, успехов, благополучия и добрых перемен. И пусть вам во всем сопутствует удача!

С наступающим Новым годом!

Автор: А. Лазарев

Источник: Bankir.ru, 2010.12.27