- 2009
Антикризисный IT-бюджет для банка
Журнал «Финанс.» выяснил, какие области автоматизации остаются жизненно важными для банков даже в период кризиса. Вопрос о том, почему BPM-системы оказались среди таких технологий, прокомментировал Валерий Чаусов - генеральный директор компании Intersoft Lab
Предельный минимум банковских функций – проведение платежей и выполнение требований регулятора. Даже в кризис придется искать деньги на их автоматизацию и поддержку.
Бизнес перешел в режим жесткой экономии, и банки – одними из
первых. Их IT-бюджеты худеют. «Любой банк, какой бы сложной ни была
экономическая ситуация, вынужден поддерживать возможность проведения платежей,
автоматизировать подготовку отчетности для Банка России, управлять доходностью,
контролировать затраты», – описывает минимальный круг задач Валерий
Чаусов, генеральный директор компании Intersoft Lab. Еще одно вечное
направление для усовершенствований – безопасность, в том числе
информационная.
Неопытная интеграция. Основанием для включения строки в
IT-бюджет теперь служит только экономическая эффективность. В то же время
нельзя оценивать эффективность докризисными методами. Например, в 2007 году
представители банков могли говорить: «За счет автоматизации мы увеличили доход
от кредитования физлиц в два раза». Умалчивалось, что дело здесь в росте
спроса. Конечно, без автоматизации банк не смог бы обслужить столько заявок. Но
при отсутствии спроса IT-система не поможет.
Кто чувствует себя чуть лучше основной массы, занимается тем, на что
закрывались глаза в период бурного роста рынка, – интеграцией. Например,
объединением программных модулей для централизации управления. «Сокращаются
расходы на IT-персонал, поддержку программных и аппаратных средств
в филиалах», – рассказывает Валерий Чаусов. Опять-таки для сокращения
издержек многие банки занимаются реструктуризацией филиальных сетей – без
поддержки IT-консультантов не обойтись.
Как оценить эффект? Юрий Терехин, директор департамента по работе с финансовыми
институтами компании «Форс – центр разработки», приводит пример проекта по
интеграции локальных систем с использованием Oracle BPEL в одном
российском банке. В итоге существенно сократились расходы на поддержку
разнородных интерфейсов между системами. Эксперт посоветовал выбрать
значимый для банка период деятельности, но не менее года. Далее сопоставить
разницу в стоимости сопровождения интерфейсов между системами с учетом
рисков отказов до и после появления новой инфраструктуры. Подсчитать
разницу в потерях из-за простоя систем в обоих случаях, взвешенных по
рискам отказов, сложить эти цифры и вычесть стоимость проекта внедрения.
«Создание новой IT-инфраструктуры позволило значительно снизить риски отказа
систем банка из-за сбоев в процессе обмена данными», – уточняет Юрий
Терехин.
Антикризисный скоринг. Ни один розничный банк не обходится без
систем оценки клиента. Вот только в кризис требуются иные алгоритмы. «Недавно
мы проводили пилотный проект в одном из крупных банков по выявлению
склонности клиентов к покупке вкладов на основе их поведенческих
характеристик. Отобранные аналитической системой клиенты купили
вкладов в восемь раз больше, чем те, кто был признан системой неперспективным,
– рассказывает директор по работе с финансовым сектором SAS Россия/СНГ
Юлий Гольдберг. «Антикризисный скоринг» оценивает платежеспособность уже
имеющегося клиента в новых экономических условиях. В отличие от обычной
программы, обрабатывающей около 100 параметров стандартной анкеты, такая
система оперирует в 15 раз большим числом показателей, накопленных за
всю историю взаимоотношений банка и заемщика. Они не могут одномоментно
измениться даже во время кризиса. Поэтому система позволяет с высокой
долей вероятности прогнозировать финансовые возможности клиента.
Автор: Н. Анищук
Источник: Финанс., 2009, № 12