Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании по актуальным задачам банковской аналитики, обзоры рынка CPM

Опыт автоматизации банковской отчетности на базе BPM

Статья в PCWeek рассказывает об автоматизации выпуска банковской отчетности и опыте АКБ «Еврофинанс Моснарбанк» в этой области. История проекта Intersoft Lab в банке дополнена рекомендациями по внедрению хранилищ данных, которые дал Марат Валеев - заместитель начальника управления развития информационных технологий «Еврофинанс Моснарбанка».

Процесс подготовки банковской отчетности на протяжении всего почти двадцатилетнего периода существования банковской системы в России постоянно усложняется. К первоначально предоставляемой и значительно “распухшей” за эти годы нормативной отчетности для Центрального Банка России прибавились налоговая, а также отчетность по международным стандартам (МСФО). Кроме того, с развитием бизнеса, снижением его прибыльности в условиях изменяющихся рыночных условий и усиления конкуренции все большее значение приобретает внутренняя, управленческая отчетность, необходимая для контроля за собственными бизнес-процессами и управления ими. Расширяется и круг ее пользователей в банках — кроме аналитиков в их число все чаще включается высшее руководство и среднее управленческое звено, растет оперативность, совершенствуются средства предоставления информации.

Подготовка отчетности ранее велась, да и сейчас во многих кредитных организациях ведется на базе автоматизированной банковской системы (АБС), а также с использованием многих других приложений информационной инфраструктуры. В то же время наиболее передовые организации переходят к BPM-технологиям и хранилищам данных (ХД) для этих целей. По оценкам экспертов, приложения для подготовки регулятивной отчетности и консолидации данных на протяжении двух последних лет прочно занимают лидирующее место в рейтинге востребованности ВРМ-компонентов. А основной причиной увеличения спроса на эти приложения является активная позиция Банка России, направленная на обеспечение прозрачности банковского бизнеса за счет соблюдения международных правил и нормативов, прежде всего МСФО и Базельских соглашений.

Опыт «Еврофинанс Моснарбанка»

К необходимости построения хранилища данных (ХД) и внедрения BPM-приложений для автоматизации подготовки отчетности и решения управленческих задач в свое время пришли и в “Еврофинанс Моснарбанке”, созданном в 2003 г. в ходе объединения банка “Еврофинанс” (“внучки” Центрального Банка) и Моснарбанка. Сегодня он входит в Топ-40 финансовых учреждений страны. Основная деятельность банка направлена на обслуживание крупных организаций реального сектора экономики. Однако в последнее время расширяется его филиальная сеть и планируется развитие розничного бизнеса.

Проект по внедрению ХД и BPM-приложений начался здесь в 2004 г. До этого задачи подготовки отчетности и управления рисками в банке решались на основе ПО Oracle Financial Analyzer. “При выборе поставщика и решений главными критериями, которыми руководствовались в банке, — сообщил заместитель начальника управления развития информационных технологий “Еврофинанс Моснарбанка” Марат Валеев, — были наличие успешного опыта внедрения и эксплуатации (дабы учиться не только на своих, но и на чужих ошибках), масштабируемость системы (в связи с предполагаемым ростом объемов операций), открытость для дальнейшего ее развития собственными силами, а также цена, поскольку в то время руководство мало понимало, почему за ХД надо платить много денег”. Рассматривались такие поставщики программных продуктов, как Oracle, “Диасофт” и Intersoft Lab. По словам г-на Валеева, разговор с их представителями показал, что аналитики банка не готовы к тому уровню постановки и реализации задач, которые предлагала корпорация Oracle. Компания “Диасофт” на тот момент не имела законченных внедрений. А вот со специалистами Intersoft Lab аналитики и руководители бизнес-подразделений банка смогли найти общий язык и взаимопонимание. В итоге было принято решение о приобретении ХД “Контур Корпорация”, и сегодня на его основе автоматизирован управленческий учет, в том числе бюджетирование хозяйственных расходов, ведутся проекты автоматизации выпуска налоговой отчетности и отчетности для Банка России.

На первом этапе проекта было запланировано внедрение приложений “Главная книга”, “Портфель сделок”, “Управленческий учет” на основе ХД. Этот проект был рассчитан на полгода. Однако в ходе его выполнения специалисты бизнес-подразделений поставили дополнительную задачу — получать аналитику в разрезе клиентов по управленческому балансу и по финансовому плану, что привело к необходимости корректировки технического задания. “Хотя задача была выполнена, сроки проекта оказались затянуты, что стало хорошим уроком на будущее, показавшим, как следует подходить к их планированию ”, — сказал Марат Валеев. В 2005 г. система заработала, но пользовались ею в банке только аналитики. Впоследствии на базе ХД были созданы витрины данных по разным аналитическим разрезам, с которыми, научившись пользоваться и оценив полученные преимущества, смогло работать уже руководство и среднее управленческое звено. В результате оснащения такими системами 25 рабочих мест резко упала производительность комплекса в связи с одновременным обращением к отчетам многих пользователей. Для устранения этого препятствия решено было отделить ХД от витрин, и теперь каждый день из хранилища выгружаются данные для нескольких десятков автономных кубов, предназначенных разным подразделениям банка.

В 2005 г. в банке стартовал проект по автоматизации подготовки налоговой отчетности, куда входит аналитический блок. Завершение этого проекта планируется к концу нынешнего года. В 2007-м на базе ХД внедрена задача “Бюджет хозяйственных расходов”. Тогда же началось внедрение обязательной отчетности по РПБУ (российские правила бухгалтерского учета), которая до этого формировалась на основе АБС.

Уроки, полученные в ходе выполнения проектов в “Еврофинанс Моснарбанке” — от внедрения хранилища до решения на его основе комплекса управленческих задач — имеют как общие для крупных проектов, так и характерные для отрасли особенности. Непременные условия успешности проекта, считает Марат Валеев, вполне традиционны: заинтересованность в нем бизнеса, курирование проекта на уровне руководства банка, участие специалистов функциональных подразделений в работе проектной команды, четкое распределение обязанностей внутри нее. Важно и то, насколько квалифицирован сотрудник, курирующий проект от компании-поставщика. По мнению г-на Валлева, цели проекта и бизнес-требования должны быть четко сформулированы. Желательно, чтобы срок выполнения проекта не превышал шести месяцев. В противном случае проект надо делить на этапы с фиксированием и демонстрацией результатов на каждом из них. Начинать лучше с пилотного проекта, от которого всегда можно отказаться. Недавно, сообщил Марат Валеев, в банке ввели практику делить проект пополам. Чтобы бизнес не делал “отката” назад, сначала составляются и согласовываются бизнес-требования, на основании которых уже пишется ТЗ. Важно также постоянно “пиарить” проект внутри организации, показывать и рассказывать о нем руководству и другим сотрудникам банка, демонстрируя новые возможности и тем самым повышая заинтересованность в нем как можно большего числа людей, — полагает г-н Валеев.

Что касается ХД, следует понимать, что его создание — процесс постоянный. По мнению Марата Валеева, какими бы хорошими ни были аутсорсеры или поставщики, надо обязательно воспитывать свою команду квалифицированных специалистов. “ХД — это сад, для него нужны свои садовники, которые бы о нем постоянно заботились”, — заметил он. Ключевыми условиями поддержания эффективности ХД являются регулярная профилактика хранилища для выявления узких мест и предотвращения проблем роста, анализ фактического регламента эксплуатации системы, опросы бизнес-пользователей, нагрузочное тестирование, непрерывное совершенствование механизмов сбора данных (очистка, синхронизация, перезагрузка).

Опыт “Еврофинанс Моснарбанка” показывает, что внедрение ХД обходится дороже, чем, например, внедрение АБС. При этом следует предусмотреть большой запас дискового пространства для ХД, а также место для тестирования и для нужд внешних подразделений. “Объемы данных в хранилище растут на 50% в год. Рассчитав объем дисковой памяти, его, как правило, надо умножить на три”, — считает Марат Валеев. Расчетные сроки ввода в эксплуатацию ХД и бюджет проекта следует удвоить, советует он. Правильнее загружать в хранилище только нужные данные, а в дальнейшем при необходимости дополнять их.

С развитием розничного направления банк планирует собирать в хранилище данные из филиалов, внедрять новые приложения, увеличивать объем выпускаемой отчетности. Для повышения производительности системы был закуплен 64-разрядный сервер SeNECа II на платформе Intel Itanium 2, 64-разрядная версия ХД “Контур Корпорация” и проведено обследование программно-аппаратного комплекса на предмет факторов, влияющих на быстродействие. В результате выполненного специалистами Intersoft Lab обследования выработан пакет рекомендаций, затрагивающих конфигурирование аппаратной платформы, настройки и администрирование системного ПО, обновление прикладных модулей и регламент эксплуатации ВРМ-приложений. После их выполнения, сообщил Марат Валеев, среднее время выполнения расчетов в системе снизилось более чем в два раза.

В 2009—2010 гг. в “Еврофинанс Моснарбанке” планируется внедрение таких задач, как финансовое планирование, трансфертное управление ресурсами, управление ликвидностью и операционными рисками.

Автор: Н. Шестопалова

Источник: "PC Week/RE", 2008, №31