Настоящая статья является продолжением цикла статей, посвященных внедрению
системы бюджетирования в банке. Предыдущие две статьи были посвящены постановке
хозрасчета и проектированию финансовой структуры коммерческого банка. Было
отмечено, что для постановки хозрасчетной модели в банке необходимо провести
последовательное построение организационной структуры, финансовой структуры и
структуры бюджетов. В этой статье речь пойдет об оперативном бюджете банка.
Будет введено понятие оперативного бюджета, рассмотрены принципы построения
оперативного бюджета, описана бюджетная информация, представлены формы
бюджетных документов и типовая структура бюджетов центров ответственности (ЦО)
банка. В предложенном цикле статей предлагаемые методологические подходы
внедрения системы бюджетирования разобраны на примере гипотетического
банка.
Понятие оперативного бюджета банка
Оперативный бюджет банка - набор внутренних плановых и отчетных документов.
Оперативный бюджет банка может быть представлен, как минимум, бюджетом активов
и пассивов (БАП), бюджетом доходов и расходов (БДР), бюджетом движения денежных
средств (БДДС) и сметой капитальных вложений.
Оперативный бюджет банка содержит следующую информацию:
- Активы и пассивы.
- Привлечения и размещения.
- Доходы и расходы.
- Капитальные вложения.
Помимо балансовых доходов и расходов в бюджетах бизнес-направлений и центров
ответственности учитываются:
- Трансфертные доходы и расходы.
- Коррекции доходов и расходов на основе перечня тарифицируемых услуг
подразделений банка.
- Аллокации затрат центров инфраструктуры, т.е. распределение расходов,
которые не могут быть однозначно перенесены на ЦО, входящие в
бизнес-направления. Выделяют аллокации общебанковских расходов (например,
аренда) и аллокации затрат общебанковских подразделений (например, затраты
Управления информационных технологий).
Плановым и отчетным периодом оперативного бюджета банка является квартал с
разбивкой по месяцам.
Оперативный бюджет банка определяет вклад каждого ЦО в общий доход банка,
позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений,
оптимальным образом распределить ресурсы между ЦО, учесть финансовые результаты
в системе мотиваций персонала.
Принципы построения оперативного бюджета банка
Построение оперативного бюджета банка опирается на следующие принципы:
- Бюджетирование осуществляется в разрезе финансовой структуры банка .
Оперативный бюджет ведется по банку в целом, по филиалам, по
бизнес-направлениям (БН) и центрам инфраструктуры (ЦИ), по каждому ЦО.
- Все доходы/расходы должны быть однозначно отнесены к конкретной статье
бюджета. Для обеспечения максимального учета доходов и расходов, на величину
которых ЦО может непосредственно повлиять, определяется перечень статей доходов
и расходов, относящихся к этому ЦО.
- Все активы/пассивы должны быть однозначно отнесены к соответствующей
категории активов/пассивов. Формирование портфелей активов и пассивов,
управляемых ЦО, также осуществляется путем закрепления перечня активных и
пассивных счетов за этим ЦО.
- Каждый платеж должен быть однозначно отнесен к статье движения денежных
средств.
- Общебанковские расходы относятся на подразделения по выбранным алгоритмам
распределения во внесистемном учете.
- Для оценки эффективности БН ведется система внутреннего трансфертного
ценообразования.
- Прибыль или убыток БН определяется как разница между суммарными доходами и
расходами ЦО, входящих в БН, и является показателем эффективности работы
сотрудников на данном направлении.
Структуризация бюджетной информации
Инструментом реализации принципов построения оперативного бюджета являются
классификаторы бюджетной информации. Квартальная бюджетная информация по
каждому ЦО, БН, филиалу и банку в целом структурируется с помощью
классификаторов, представленных в таблице 1.
Таблица 1. Классификаторы бюджетной информации.
№ |
Название классификатора |
Информационные блоки классификатора |
Ответственный за ведение
классификатора |
Цель ведения классификатора |
1 |
Центры ответственности |
- название внутреннего хозрасчетного бизнеса,
- перечень банковских продуктов каждого БН
- перечень центров затрат, обслуживающих каждое из БН
|
Отдел планирования |
1. Понятие типов центров ответственности вводится для проверки логики
внутреннего построения и подчиненности бюджетов банка. Например, нельзя
назначить центру затрат бюджет центра прибыли.
2. Код ЦО может вводиться в номер лицевых счетов для однозначного отнесения
активов/пассивов, доходов/расходов и основных фондов к ЦО. |
2 |
Бизнес-направления |
- название ЦО,
- уникальный код ЦО,
- тип ЦО (центр прибыли или центр затрат)
|
Отдел планирования |
Классификатор необходим для проектирования финансовой
структуры банка. Каждый центр прибыли и центр затрат, обслуживающий или
управляющий конкретным БН, однозначно относится к БН. |
3 |
Центры инфраструктуры |
- название ЦИ
- перечень услуг, оказываемых бизнес-направлениям
- перечень центров затрат, входящих в ЦИ
|
Отдел планирования |
1. Классификатор необходим для проектирования финансовой структуры банка. Не
попавшие в БН центры затрат однозначно относятся к центрам инфраструктуры (ЦИ
"Обслуживающие подразделения" или ЦИ "Затраты на управление").
2. Перечень услуг центров затрат является основой для создания прайс-листа на
услуги, оказываемые бизнес-направлениям. |
4 |
Активы/Пассивы |
- иерархический перечень статей бюджета активов и пассивов банка
|
Казначейство |
Классификатор необходим для формирования структуры бюджета
активов/ пассивов каждого ЦО и банка в целом. |
5 |
Доходы/Расходы |
- иерархический перечень статей бюджета доходов-расходов банка,
сгруппированных в операционные (внешние) доходы и расходы, внутренние
(трансфертные) доходы и расходы, накладные расходы, резервы
|
Отдел планирования |
Классификатор необходим для формирования структуры бюджета
доходов/ расходов каждого ЦО и банка в целом. Каждая статья доходов/ расходов
однозначно относится к соответствующей статье бюджета доходов/ расходов, центру
прибыли или центру затрат, БН или ЦИ |
6 |
Капитальные вложения |
- иерархический перечень статей сметы капитальных вложений
|
Отдел планирования |
Классификатор необходим для формирования структуры сметы
капитальных вложений каждого ЦО и банка в целом. |
7 |
Поступления/ Оттоки денежных средств |
- иерархический перечень статей бюджета движения денежных средств
|
Казначейство |
Классификатор необходим для формирования структуры бюджета
движения денежных средств для филиалов и банка в целом. Каждый платеж
однозначно относится к соответствующей статье бюджета движения денежных
средств. |
|
Плановая и отчетная бюджетная информация может быть представлена руководству
банка в форме отчетов. Форма предоставления плановой и отчетной информации
определяется отделом планирования и согласуется с кураторами
бизнес-направлений. Отчетные формы должны иметь степень детализации,
достаточную для однозначной идентификации бюджетной позиции. Комплект
документов, подготавливаемых в рамках бюджетирования на уровне ЦО и банка в
целом, представлен в таблице 2.
Таблица 2. Комплект документов бюджетирования.
Бюджетные документы |
Описание |
Для ЦП и ЦЗ |
Для филиалов и банка в целом |
Аналитический баланс на отчетный и прогнозный период. |
Состоит из активных и пассивных статей, закрепленных за
конкретным подразделением (для банка в целом). |
Да |
Да |
Аналитический бюджет доходов и расходов. |
Состоит из счетов доходов и расходов, закрепленных за
данным подразделением (за банком в целом) с учетом данных по смете капитальных
вложений. |
Да (для ЦЗ только в части расходов) |
Да |
Анализ исполнения прогнозного баланса и бюджета доходов и
расходов. |
Сопоставление факта с прогнозом по основным финансовым
параметрам. |
Да |
Да |
Отчеты по отдельным направлениям бизнеса, оформленные в
виде приложений. |
Содержание отчетов зависит от потребности менеджеров в
информации по конкретным направлениям бизнеса. |
Да |
Нет |
План и отчет о движении денежных средств. |
Состоит из статей движения денежных средств в разрезе
корреспондентских и кассовых счетов филиалов и банка в целом. |
Нет |
Да |
|
Структура оперативного бюджета ЦО и банка в целом
Различаются портфельная (балансовая) и доходно-расходная позиции
бюджета.
Портфельные позиции бюджета содержат информацию о движении основных позиций
активов и пассивов центров прибыли банка. Детальные портфельные позиции по
каждому центру прибыли определяются по согласованию между заинтересованными
центрами прибыли и отделом планирования бюджета.
Портфельная бюджетная позиция для некоторого актива/ пассива должна
содержать:
- остатки на начало периода,
- помесячно приход и уход средств по данному виду актива/ пассива, либо
изменение (увеличение или уменьшение) данной портфельной позиции,
- помесячно операционные доходы и расходы в разбивке по статьям бюджета
доходов и расходов.
Пример бюджетной портфельной позиции
|
|
i-ый месяц j-го квартала |
Код портфельной позиции |
Входящий остаток |
+ |
- |
Исходящий остаток |
Среднедневной остаток |
Инкассированный доход/расход |
Кредиты (выданные) |
1'000'000 |
500'000 |
-700'000 |
800'000 |
950'000 |
6'000 |
|
% по кредитам ЮЛ |
3'000 |
% по кредитам банкам |
1'000 |
% по кредитам ФЛ |
2'000 |
|
Доходно-расходная позиция бюджета включает в себя три составляющих
элемента:
1. "Оплачено" - оплаченный доход-расход, учитываемый в бухгалтерии по методу
признания выручки "по оплате".
По доходной бюджетной позиции отражается сумма, зачисленная на
корреспондентский счет, поступившая в кассу банка или списанная на доходы банка
внутрибанковской проводкой с пассивного счета клиента.
По расходной бюджетной позиции отражается сумма, списанная с
корреспондентского счета, выданная из кассы банка или списанная на расходы
банка.
2. "Сальдо взаиморасчетов" - сальдо взаиморасчетов по доходно-расходной
позиции. Образуется как разница между дебетовым и кредитовым оборотом по счетам
взаиморасчетов.
По доходной бюджетной позиции отражается задолженность клиента перед
банком.
По расходной бюджетной позиции отражается задолженность банка перед
контрагентом.
3. "Инкассировано" - инкассированный доход-расход, учитываемый в бухгалтерии по
методу признания выручки "по отгрузке".
По доходной бюджетной позиции отражается сумма начисленного
дохода.
По расходной бюджетной позиции отражается сумма начисленного расхода.
Пример доходной бюджетной позиции
i-ый месяц j-го квартала |
Статья БДР |
Оплачено |
Сальдо взаиморасчетов |
Инкассировано |
% уплаченные по кредитам ЮЛ |
2'500 |
500 = (3'000 - 2'500) |
3'000 |
|
Портфельные и доходно-расходные позиции закрепляются за центрами прибыли и
центрами затрат банка следующим образом:
- За центрами прибыли закрепляются портфельные и доходно-расходные позиции
бюджета.
- Центры затрат, входящие в БН, не имеют портфельных и доходных бюджетных
позиций. Бюджеты этих центров затрат включают только расходные позиции.
- Центры затрат, входящие в центр инфраструктуры "Затраты на управление", не
имеют портфельных и доходных бюджетных позиций. Бюджеты этих центров затрат
включают только расходные позиции.
- Центры затрат, входящие в центр инфраструктуры "Обслуживающие
подразделения", не имеют портфельных позиций, а только доходные и расходные
позиции.
- Если ЦО "Казначейство" является центром прибыли, то за ним закрепляются
портфельные и доходно-расходные позиции бюджета. Если ЦО "Казначейство"
является центром затрат, входящим в центр инфраструктуры "Обслуживающие
подразделения", то за ним закрепляются только доходные и расходные позиции. В
любом случае за ЦО "Казначейство" дополнительно должны быть закреплены доходная
бюджетная позиция "Трансфертные доходы по продаже ресурсов размещающим центрам
прибыли" и расходная бюджетная позиция "Трансфертные расходы по приобретению
ресурсов у привлекающих центров прибыли".
Допускается детальное раскрытие отдельных бюджетных позиций (например, по
видам кредитов, видам ценных бумаг, компенсаций и прочее). При этом при
подготовке отчета подразделения обязаны по запросу отдела планирования
представить данные, достаточные для раскрытия бюджетных позиций с требуемой
степенью детализации.
Номенклатура закрепленных бюджетных позиций может быть изменена по согласованию
между заинтересованными ЦО и отделом планирования.
Закрепление портфельных и доходно-расходных позиций за центрами прибыли на
примере гипотетического банка приведено в таблице 3.
Таблица 3. Пример закрепления портфельных и доходно-расходных позиций за
центрами прибыли банка.
Центр ответственности |
Закрепление портфельных и
доходно-расходных позиций за центрами ответственности |
Кредитный отдел филиала №1 (120012) |
Активы |
Пассивы |
|
Текущие кредиты корпоративным клиентам |
Резерв на потери по ссудам |
|
Пролонгированные кредиты корпоративных клиентов |
|
|
Просроченные кредиты корпоративных клиентов |
|
|
Кредиты физ. Лицам |
|
|
Просроченные кредиты физ.лицам |
|
|
Расходы |
Доходы |
По данным бухгалтерского учета: |
|
Отчисления на создание резерва под возможные потери по
ссудам |
Восстановление сумм со счетов резерва под возможные потери
по ссудам |
|
Расходы на содержание персонала |
Проценты за предоставленные кредиты корпоративным
клиентам |
|
Эксплуатационные и административно-хозяйственные
затраты |
Проценты за предоставленные кредиты физ.лицам |
|
Статьи сметы капитальных вложений |
|
|
Здания и сооружения |
|
|
Оборудование |
|
|
Транспорт |
|
|
Нематериальные активы |
|
|
Вычислительная техника |
|
|
Средства связи |
|
|
Мебель |
|
|
Прочие |
|
По данным внесистемного учета: |
|
Трансфертные расходы по приобретению ресурсов |
|
|
Покупка тарифицируемых услуг |
|
|
Аллокация затрат центров инфраструктуры |
|
Операционная служба филиала №1
(120015) |
Активы |
Пассивы |
|
|
Корпоративные клиенты, счета "до востребования" |
|
|
Корпоративные клиенты, депозиты и депозитные
сертификаты |
По данным бухгалтерского учета: |
|
Проценты за привлеченные депозиты (депозитные сертификаты)
корпоративным клиентам |
Комиссионные расходы по расчетным операциям |
|
Расходы на содержание персонала |
Комиссионные доходы по выданным гарантиям |
|
Эксплуатационные и административно-хозяйственные
затраты |
Комиссионные доходы по другим операциям |
|
Статьи сметы капитальных вложений |
|
|
Здания и сооружения |
|
|
Оборудование |
|
Центр ответственности |
Закрепление портфельных и
доходно-расходных позиций за центрами ответственности |
|
Транспорт |
|
|
Нематериальные активы |
|
|
Вычислительная техника |
|
|
Средства связи |
|
|
Мебель |
|
|
Прочие |
|
По данным внесистемного учета: |
|
Покупка тарифицируемых услуг |
Трансфертные доходы по продаже ресурсов |
|
Аллокация затрат центров инфраструктуры |
|
И так далее по всем центрам прибыли: |
|
Внесистемные корректировки в бюджете доходов и расходов
В оперативном бюджете банка помимо балансовых доходов и расходов учитываются
следующие внесистемные корректировки:
- Трансфертные доходы от продажи ресурсов на внутрибанковском рынке и
трансфертные расходы по покупке ресурсов.
- Коррекции отдельных видов доходов, расходов, компенсаций. Коррекции
осуществляются с письменного разрешения отдела планирования, который вправе
произвести корректировку доходно-расходных позиций только после получения
соответствующего информационного письма, подписанного начальниками
заинтересованных подразделений банка.
- Внутренние доходы (расходы) подразделений за оказанные (полученные) услуги
другим подразделениям банка. Плата за услугу осуществляется в соответствии с
внутрибанковским прайс-листом.
- Аллокированные расходы. Сальдо по статьям бюджета ЦО "Казначейство"
"Трансфертные доходы по продаже ресурсов размещающим центрам прибыли" и
"Трансфертные расходы по приобретению ресурсов у привлекающих центров прибыли"
не аллокируется.
По запросам центров ответственности отдел планирования обязан предоставить
им перечень внесистемных корректировок доходов и расходов.
Полноценное функционирование системы бюджетирования тесно связано с
оптимизацией информационных потоков в банке. В статье приведен типовой состав
информации и документов, которые потребуются в процессе постановки и
эксплуатации системы бюджетирования.