Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Применение OLAP-технологий в решении задач финансовой консолидации и бюджетирования

В статье речь пойдет о том, как OLAP-системы используются в решении наиболее актуальных сейчас управленческих задач банков - задач финансовой консолидации и бюджетирования.

Во всем мире OLAP-технологии находят широкое применение как средство анализа данных и подготовки отчетов. Тенденции такова, что стоимость средств OLAP-анализа постоянно снижается, и они становятся такими же естественными инструментами аналитика, менеджера и экономиста, как электронные таблицы. Наверняка, многие читатели уже знакомы с OLAP-системами и применяли их на практике.

В этой статье речь пойдет о том, как подобные системы используются в решении наиболее актуальных сейчас управленческих задач банков - задач финансовой консолидации и бюджетирования.

Введение в OLAP

Для начала напомним, что такое OLAP, чем эта технология отличается от обычных средств разработки отчетов, и какая от нее может быть практическая польза.

Итак, OLAP можно определить как особый способ анализа данных и получения отчетов. Концепция OLAP предполагает получение из информационных систем необходимых "цифр" непосредственно в процессе анализа без привлечения программиста. Ее суть состоит в предоставлении пользователю многомерной таблицы, автоматически суммирующей данные в различных разрезах, рассчитывающей итоговые значения и позволяющей интерактивно управлять вычислениями и формой отчета.

Для этого данные в OLAP-таблице разбиваются на две группы - факты (facts или measures) и измерения (dimensions). Факты - это "цифры", которые мы анализируем, а измерения - "разрезы" в которых будут суммироваться факты. Примерами измерений могут быть клиент, его организационно-правовая форма, балансовый счет, бюджетная статья. Фактами же являются остаток и обороты по счету, значение по статье бюджета и т.д.

Измерения являются строками и колонками динамической таблицы, а на их пересечении размещаются факты. С помощью "мыши" можно управлять строками и колонками таблицы: перемещать, удалять, добавлять и выполнять другие OLAP-операции. При этом таблица автоматически вычисляет новые промежуточные и окончательные итоги.

Среди основных функций OLAP-систем можно выделить также динамическую многоуровневую группировку и фильтрацию данных. Например, информацию по клиентам можно сгруппировать по городам или областям, а затем "внутри" каждой территории - по отраслям хозяйства. После этого одним движением "мыши" мы меняем группировку - сначала по отраслям, а затем по территориям.

Временные параметры можно также группировать. Например, у нас есть данные за каждый день интересующего нас периода. OLAP-отчет позволяет сгруппировать эти данные по старшим периодам, например по месяцам, кварталам или годам, и автоматически вычислить сводные суммы.

В результате, один OLAP-отчет фактически объединяет в себе несколько традиционных отчетов, с которыми пользователь может работать в едином интерфейсе.

Решение задач финансовой консолидации

Задача финансовой консолидации заключается в сборе и обобщении первичных документов, счетов и различных финансовых показателей, полученных из удаленных подразделений многофилиального банка. Ее целью является получение информации о деятельности и финансовом состоянии кредитной организации и ее филиалов, а также об операциях клиентов банка для того, чтобы ответить на вопросы:

  • какова структура активов и пассивов банка, и какая доля каждого филиала в том или ином активе и пассиве,
  • как соотносятся и изменяются с течением времени объемы ссудной задолженности и привлеченных средств,
  • из чего складываются доходы банка и на что приходятся его основные расходы,
  • какие филиалы являются наиболее прибыльными, а какие, наоборот, убыточными,
  • какова сумма и динамика неснижаемого остатка на счетах довостребования,
  • кто является самими крупными клиентами банка и как меняется объемы их операций и остатки на расчетных счетах и так далее.

Средства OLAP-анализа позволяют найти ответы на эти и на многие другие вопросы. Рассмотрим, как это можно сделать на двух примерах.

Предположим, что у нас есть единое Хранилище Данных, куда со всех филиалов банка собраны все лицевые счета и проводки по ним за интересующий нас период. На основе этой информации мы можем построить OLAP-отчет, позволяющий проанализировать баланс банка и его филиалов вплоть до уровня лицевых счетов . В качестве измерений выберем раздел балансовых счетов, балансовый счет, филиал, валюту, лицевой счет и дату. Интересующими нас фактами будут сальдо, дебетовый и кредитовый оборот по счету.


Рис. 1 OLAP-отчет "Балансы банка и филиалов"

Посмотрите на Рис.1. Если в OLAP-отчете слева указать "валюту" и "балансовый счет", а сверху - "дату", то мы получим консолидированный баланс и оборотную ведомость по многофилиальному банку в каждой валюте за каждый день. Если добавить группировку даты по старшим временным периодам, то мы сможем просмотреть сводные обороты по счетам за месяц, квартал или год.

В полученном отчете мы можем исследовать структуру активов и пассивов банка в любой валюте на определенный момент времени, объемы операций за произвольный интервал времени, а также динамику остатков и оборотов по счетам за несколько периодов.

Для удобства анализа можно выбрать определенную валюту и отфильтровать только интересующие нас балансовые счета и периоды времени. Кроме того, счета можно сгруппировать по разделам, "перетащив" влево соответствующее измерение.

Если в наш отчет слева после измерения "балансовый счет" добавить "филиал", то мы сразу же увидим доли филиалов в остатках и оборотах каждого балансового счета, и как эти доли менялись с течением времени. Далее мы можем ранжировать филиалы по суммам остатков и оборотов и выделить самые крупные или, наоборот, мелкие в разрезе каждого вида операций.

Если поменять местами измерения "филиал" и "балансовый счет", то мы получим баланс и оборотную ведомость по каждому филиалу. При этом, мы можем проанализировать объемы выполненных филиалом операций за произвольный интервал времени, структуру его активов и пассивов на определенный момент, а также проследить, как изменялись остатки и обороты по счетам за несколько периодов времени. Для удобства анализа можно отфильтровать только интересующие нас филиалы и балансовые счета.

Для получения более детальной информации достаточно щелкнуть "мышкой" на любом филиале и тут же увидеть полный перечень открытых в нем лицевых счетов в разрезе балансовых с остатками и обороты за все отраженные в отчете периоды времени.

Таким образом, путем простой манипуляции "мышью" мы получили баланс и оборотную ведомость как в целом по банку, так и по каждому его филиалу, рассчитали агрегированные балансы и обороты за месяц, квартал и год, получили детальные сведения по каждому лицевому счету, выполнили ранжирование и анализ динамики. Неправда ли, впечатляет? Тогда двинемся дальше.

Предположим, что в наше единое Хранилище Данных собрана также информация по всем клиентам банка. При этом для каждого субъекта указана территория (город или область), где он расположен, а для клиента - юридического лица определена отрасль хозяйства, в которой тот работает. Построим OLAP-отчет для анализа операций клиентов. Измерениями будут клиент, территория, отрасль, балансовый счет второго порядка, лицевой счет, филиал и дата. В качестве изучаемых фактов определим сальдо, дебетовый и кредитовый оборот по счету. При этом, для простоты ограничим выборку исходных данных рублевыми счетами и счетами покрытия. На Рис.2 изображен вариант получившегося OLAP-отчета.

Рис. 2 OLAP-отчет "Счета клиентов"

Если в нем слева поставить "клиента" и "балансовый счет", а сверху - "дату", то мы увидим консолидированную по всему банку информацию об остатках и оборотах на счетах каждого клиента за произвольный день в разрезе балансовых счетов. В результате группировки даты по старшим периодам, мы получим сводные суммы за месяц, квартал или год. По желанию можно отфильтровать только интересующих нас клиентов, балансовые счета и периоды времени.

Полученный отчет позволит нам по каждому клиенту исследовать объемы его оборотов за произвольный интервал времени, структуру операций на определенный момент, а также динамику остатков и оборотов по счетам за несколько периодов. Далее, мы можем проранжировать клиентов по суммам остатков и оборотов и выделить самых крупных.

Если поменять местами измерения "клиент" и "балансовый счет", то мы увидим долю каждого клиента в различных операциях банка, например, в общей сумме выданных кредитов, и как эти доли менялись с течением времени.

Добавив в наш отчет после "клиента" измерение "филиал", мы получим возможность проанализировать операции каждого клиента в разрезе филиалов, например, определить, в каком филиале сосредоточен наибольший объем его средств. Затем, мы можем "спуститься" до каждого лицевого счета клиента. Для этого нам достаточно добавить после "филиала" измерение "лицевой счет". Мы тут же увидим полный перечень открытых в каждом филиале счетов интересующего нас клиента с остатками и обороты за все отраженные в отчете периоды времени.

Кроме того, наш отчет позволяет получать информацию не только по одному клиенту, но и по группе. Например, последовательно добавив вместо "клиента" измерения "территория" и "отрасль", мы группируем клиентов сначала по территориальному признаку, а затем "внутри" каждого города или области по отраслям хозяйства, и получаем суммарные остатки и обороты по каждой группе. Безусловно, измерения "территория" и "отрасль" можно поменять местами и тем самым изменить порядок группировки клиентов с автоматическим пересчетом агрегированных значений.

По каждой группе имеется возможность выполнять все те же самые виды анализа, что и по отдельному клиенту. Например, мы можем определить, какие отрасли хозяйства имеют наибольшие обороты в нашем банке, как с течением времени изменяется объем средств на счетах клиентов из той или иной отрасли, доля какого филиала выше в обслуживании клиентов той или иной группы.

Итак, в одном интерфейсе без программирования мы увидели сумму остатков и оборотов по счетам каждого клиента, а также группы клиентов, определили долю клиента и группы клиентов в различных операциях банка, выполнили ранжирование клиентов и проанализировали динамику их операций, получали детальную информацию о лицевых счетах клиентов, открытых в разных филиалах. Не так уж плохо. Идем дальше.

Анализ результатов бюджетирования

Бюджетирование является одной из самых благодатных областей применения OLAP-технологий. Не даром ни одна современная система автоматизации бюджета не считается завершенной без наличия в ее составе OLAP-инструментария. Основная причина состоит в том, что бюджетирование по сути своей является многомерной задачей - нам необходимо выполнять планирование и учет результатов деятельности одновременно в по крайней мере разрезе подразделений, статей бюджета и бизнес-направлений. Кроме того, часто применяются дополнительные аналитические разрезы, например по методу учета доходов и расходов (начисленные и фактически полученные), банковским продуктам, клиентам и т.д.

Большинство бюджетных отчетов легко строятся на основе OLAP-систем. Рассмотрим это на примере бюджета доходов и расходов. Отчет по любому другому бюджетному плану, как то Бюджет актив и пассивов, Смета капитальных вложений и Бюджет движения денежных средств может быть построен аналогично. Для простоты будем считать, что бюджет ведется в разрезе статей и подразделений помесячно. Тогда в качестве измерений выберем бюджетную статью, подразделение и месяц. Для статьи бюджета введем один уровень группировки - раздел (операционные и накладные доходы и расходы, а также внутренние перераспределения) с целью более обобщенного анализа. Фактами будут плановое и фактическое значение, а также отклонение как разность между планом и фактом. Если расходы представлять как отрицательные суммы, а доходы как положительные, то в итогах мы увидим финансовый результат как разницу между доходами и расходами.


Рис. 3 OLAP-отчет "Бюджет доходов и расходов"

Посмотрим на Рис.3. Если в OLAP-отчете слева указать "статью", а сверху - "месяц", то мы получим сводные плановые и фактические доходы и расходы банка в разрезе бюджетных статей. Добавив группировку месяца по более крупным временным периодам, мы тут же увидим суммарные доходы и расходы за квартал или год.

Такой отчет позволит нам исследовать структуру доходов и расходов банка в каждом месяце, отклонение фактических результатов от плановых значений, суммы доходов и расходов

по различным статьям за произвольный интервал времени, а также динамику доходов и расходов за несколько периодов.

Можно отфильтровать только интересующие нас бюджетные статьи и периоды времени. Дополнительно статьи можно сгруппировать по разделам, "перетащив" влево соответствующее измерение.

Если в наш отчет перед измерением "статья" добавить "подразделение", то мы получим бюджет доходов и расходов каждого подразделения, который можем анализировать так же, как сводный бюджет банка. С помощью фильтра можно оставить в отчете информацию только об интересующих нас подразделениях.

Если поменять местами измерения "статья" и "подразделение", то мы сразу же увидим доли подразделений в каждой статье доходах и расходах банка, и как эти доли менялись с течением времени. Далее, отдельно по каждой бюджетной статье мы можем проранжировать подразделения в соответствии с их доходами и расходами.

В итоге в одной отчетной форме мы получили бюджет доходов и расходов как по банку в целом, так и по каждому подразделению, ранжировали подразделения по суммам доходов и расходов в разрезе бюджетных статей, сравнили запланированные значения с фактическими результатами, рассчитали агрегированные суммы доходов и расходов за квартал и год, проанализировали их динамику. Фактически это полный объем работ по анализу результатов бюджетирования. И все это в одном отчете!

Заключение

Итак, на нескольких примерах мы с вами посмотрели, как в банках с помощью средств OLAP-анализа могут успешно решаться задачи финансовой консолидации и бюджетирования. Вам понравилось? Не сомневаюсь. Можно еще найти много примеров использования OLAP-систем для решения данных задач. Да и сама область применения OLAP-технологий в банках гораздо шире. Это и анализ хозяйственной деятельности, и кадровый анализ, и подготовка финансовой отчетности и множество других приложений.

Безусловно OLAP нельзя считать панацеей, разом снимающей все проблемы банка в части подготовки отчетности. Тем не менее, огромное количество отчетов и аналитических выборок может быть получено очень быстро, в удобном виде и без больших затрат с помощью OLAP-технологий. OLAP надо рассматривать именно как инструмент аналитика, экономиста, менеджера, облегчающий их труд.

В заключении, хотелось бы сделать один очень важный вывод. Как Вы обратили внимание, во всех примерах мы исходили из предпосылки, что все необходимые исходные данные, в нашем случае это лицевые счета, проводки, плановые и фактические значения по бюджетным статьям, в удобном виде уже находятся у нас под рукой. Без этого допущения нам просто нечего было бы группировать, фильтровать и анализировать. Таким образом, вся мощь OLAP-технологий проявляется только тогда, когда они опираются на надежные источники данных, коими является либо Хранилище данных, либо соответствующая прикладная информационная система.

Автор: А.Галашкин

Источник: "Банки и технологии", 2002, №2