Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Кто в банке должен отвечать за качество данных?

Александр Кудинов, рассказал читателям журнала "Банковские технологии" о том, что происходит в кредитном учреждении из-за отсутствия или несвоевременности получения качественных данных и о том, какие потери несет банк из-за «плохих» данных.

Обеспечение качества данных кредитного учреждения является необходимым условием эффективного функционирования корпоративного хранилища данных (сокр. КХД) и подготовки банковской отчетности. Российский разработчик хранилищ данных – компания Intersoft Lab помогает банкам оптимизировать эту задачу и оказывает поддержку в создании специальной службы качества данных (сокр. СКД).

Понятие «качество данных» можно определить как уровень соответствия данных требованиям потребителя. О высоком уровне качества информации в автоматизированных системах банка можно говорить, когда данные:

  • доступны, то есть пользователи могут обратиться к нужным данным и в нужное время;
  • надежны – данным, полученным из систем, доверяют сотрудники банка, акционеры, клиенты, регуляторы;
  • правильны – данные соответствуют бизнес-логике и отвечают требованиям полноты, точности и согласованности;
  • контролируемы – данные проверяются на регулярной основе.

Из-за неудовлетворительного качества данных организации возникают проблемы при построении хранилища данных и обеспечении консолидации, внедрении BI-инструментов, подготовке управленческой, аналитической и обязательной отчетности банка.

Качество данных в информационных системах является одним из факторов, оказывающих существенное влияние на успешность банка. Неадекватная оценка результатов деятельности кредитного учреждения из-за ошибок в данных, их отсутствия или несвоевременности получения становится причиной принятия неверных управленческих решений, упущенных выгод и возможностей развития бизнеса, неэффективной организации внутренних бизнес-процессов. Западные аналитики говорят о возможных потерях банками до 40% годового бюджета из-за «плохих» данных.

Задача достижения необходимого качества данных лежит в трех плоскостях: методической, технологической и организационной. Сначала учетные данные оцениваются с методической точки зрения, т.е. их пригодности для реализации конкретных методик подготовки отчетности. Выполняется проверка достаточности состава атрибутов первичных данных для выпуска отчетов, например, для расчета финансовых результатов в разрезе ЦФО, банковских продуктов, клиентских сегментов и другой аналитики. Принимаются соглашения о допустимом уровне качества первичных данных для расчета показателей. С учетом этих соглашений разрабатываются технологические меры по улучшению данных: исправлению ошибок, согласованию и обогащению данных недостающей аналитикой и т.п. Технологические меры реализуются на стороне КХД и автоматизированных банковских систем (сокр. АБС), а также с помощью ETL-инструментов. Для контроля правильности обработки данных сотрудниками банка принимаются организационные меры: разрабатываются регламенты для подразделений и обеспечивается их исполнение.

Очевидно, что эти вопросы относятся к компетенции разных подразделений банка: за методики формирования отчетности отвечают бизнес-пользователи, например, сотрудники финансового департамента и бухгалтерии, службы методологии; за реализацию контроля данных в информационных системах - ИТ-департамент; за исполнение регламентов в подразделениях - служба внутреннего контроля.

При внедрении КХД объединить усилия всех подразделений для обеспечения качества данных помогает исполнитель проекта - компания Intersoft Lab. К проекту со стороны банка привлекаются не только ИТ-специалисты, но и бизнес-пользователи. На основе их требований к отчетности Intersoft Lab обследует учетные системы банка и оценивает состояние данных. По итогам аудита источников даются рекомендации по поддержанию необходимого качества данных в системах (исправлению ошибок и дополнению данных), настраиваются процедуры контроля и обогащения данных в хранилище. Тиражная функциональность хранилища данных «Контур» позволяет автоматизировать процессы контроля качества данных банка: поддерживается более 200 видов проверок безошибочности, корректности и целостности данных, контролируется согласованность данных бухгалтерского, аналитического и сделочного учета, автоматизируется процесс обогащения данных отсутствующей аналитикой. В результате для заказчика создается эффективная модель контроля данных, учитывающая потребности в отчетности всех функциональных подразделений и устанавливающая технологии проверки и корректировки ошибок.

Однако, чтобы эта модель результативно работала в банке и развивалась, нельзя ограничиваться ее реализацией только при внедрении решения, контроль качества данных должен стать системно управляемым процессом. При изменении методик подготовки отчетности, ИТ-инфраструктуры и даже организационной структуры необходимо адекватно перестраивать процессы контроля качества данных банка. Именно поэтому Intersoft Lab рекомендует своим заказчикам создавать службу качества данных, обладающую достаточными полномочиями для управления работами по обеспечению качества информации во всех подразделениях банка. Создание службы позволяет сосредоточить функции контроля данных «в одних руках», повысить значимость задачи до уровня всего банка и преодолеть естественное сопротивление подразделений к исполнению новых задач.

Intersoft Lab оказывает консалтинговые услуги по организации службы качества данных в банке. Компания помогает определить задачи, состав специалистов службы и их функциональные обязанности, разработать должностные и технологические инструкции.

Чаще всего СКД формируется в составе ИТ-департамента из числа банковских технологов, поскольку в обязанности этих специалистов входит одновременно и методическая аналитика (разработка требований к составу данных и признаков, правилам их установки), и работа технолога КХД (настройка проверок и алгоритмов обогащения данных и подготовки отчетности  в хранилище), и функции контроля исполнения регламентов работы с данными: правильности их ввода во всех информационных системах банка, корректности обработки данных на этапе ETL и на стороне хранилища. Новой службе передается разработанная в ходе внедрения технология контроля качества данных, проводится обучение сотрудников службы, обеспечивается помощь в разработке регламентов контроля и обогащения данных для различных подразделений и пользователей. Ответственность СКД распространяется на поддержку технологии обеспечения качества данных и ее непрерывное развитие.  

Организационно-технологическая помощь Intersoft Lab дала возможность Банку «Санкт-Петербург» в короткие сроки выстроить специализированную службу и развернуть технологию контроля качества данных, используемых для подготовки отчетности кредитного учреждения на основе КХД.

Созданная в Банке служба обеспечила взаимодействие всех подразделений по поддержанию требуемого качества данных в КХД и в оперативных системах. На ежедневной основе служба осуществляет проверку исполнения работ по обеспечению качества данных в подразделениях и отслеживает ошибки в данных, оказывающие существенное влияние на отчетность. Исправление ошибок выполняется в установленные сроки теми подразделениями, в чей зоне ответственности они находятся. Если выявлены критические ошибки в бухгалтерском учете, например, неверные исходящие остатки по счетам, то они исправляются специалистами бухгалтерии в АБС. Работы по обогащению данных исполняют специалисты службы, запуская специальные процедуры в хранилище данных, а также сотрудники функциональных подразделений, устанавливая необходимые атрибуты в оперативных системах.

Служба имеет право созывать рабочую группу из представителей разных подразделений, чтобы обсуждать и согласовывать новые задачи повышения качества данных, которые могут возникнуть, например, при изменении методик подготовки отчетности. В результате коллегиальных решений могут быть оперативно изменены регламенты и процедуры контроля и обогащения данных.

Служба получила рычаги для мотивирования всех подразделений на соблюдение регламентов контроля данных и выработку предложений по улучшению качества данных. Так на основе рекомендаций службы могут быть рассмотрены решения о премировании/депремировании сотрудников подразделений.

В результате создания в Банке «Санкт-Петербург» специализированной службы обеспечен регулярный контроль данных в хранилище и всех информационных системах. Удалось выстроить эффективную систему управления качеством данных, работающую в интересах всех функциональных подразделений Банка, добиться доверия сотрудников банка к данным в хранилище.

Автор: А. Кудинов

Источник: Журнал "Банковские технологии"