Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Как рассчитать трансфертную стоимость ресурсов для оценки рентабельности в разрезе подразделений, продуктов и клиентов

В. Искучеков (Intersoft Lab) представил на страницах «Аналитического банковского журнала» № 6/2014 программную разработку для расчета стоимости ресурсов по методу альтернативной кривой доходности.

В подходе автора к оптимизации бизнес-деятельности банка по показателю рентабельности капитала важное место отводится обоснованию подхода к решению задачи расчета стоимости ресурсов на основе определения правил фондирования и формирования матрицы фондирования. Нельзя не согласиться, что применение матрицы фондирования – это на сегодня самый распространенный подход к расчету трансфертной цены активных операций. Вместе с тем главные достоинства этого метода – прозрачность для понимания и простота автоматизации – ограничивают его использование в расчете рентабельности до уровня подразделений, бизнес-направлений и основных групп активов. Оценку рентабельности продуктов и, тем более, клиентов данный метод не обеспечивает.

Наиболее подходящим и широко распространенным в западных кредитных организациях для оценки рентабельности в разрезе подразделений, продуктов и клиентов является метод согласованной ставки или альтернативной кривой доходности. В российских банках он практически не используется, поскольку его применение требует специализированного программного обеспечения на основе хранилища данных – для привязки кривых доходности и методов фиксации сроков фондирования к тысячам операциям банка и быстрого расчета трансфертных цен и доходов/расходов. Приложение «Трансфертное управление ресурсами» на базе хранилища данных «Контур» от компании Intersoft Lab – единственная отечественная программная разработка, которая обеспечивает ИТ-инфраструктуру для автоматизации расчета стоимости ресурсов по методу альтернативной кривой доходности.

Исходными для приложения являются данные по лицевым счетам и сделкам, выверенные и консолидированные в хранилище данных. Внедрение приложения сводится к настройке встроенных механизмов в соответствии с методикой внутреннего перераспределения ресурсов в банке. В приложении настраиваются трансфертные кривые, отражающие зависимость стоимости ресурсов от их срочности. Для срочных финансовых инструментов, средств до востребования и капитала устанавливаются методы определения сроков фондирования и трансфертные кривые для расчета трансфертных цен. Все методы фондирования стандартизованы, при настройке достаточно выбрать подходящий метод из справочника. Для средств до востребования могут быть заданы различные правила фондирования для волатильной и условно стабильной части остатка. На основании трансфертных цен рассчитываются трансфертные доходы и расходы. Таким образом, трансфертная цена и, соответственно, трансфертные доходы и расходы определяются для каждого счета и позиции сделки, что, в свою очередь, обеспечивает расчет рентабельности по продуктам и клиентам – как по активным, так и по пассивным операциям.

Самый сложный и ответственный этап проекта – разработка формализованного описания методики, согласно которого выполняется настройка приложения. Не стоит опасаться, что банк, ранее применявший матрицу фондирования, окажется методически не готов сразу определить, для каких ресурсов какие методы фондирования и кривые доходности оптимально использовать. Приложение специально создано для того, чтобы заказчик мог смоделировать собственную методику расчета стоимости ресурсов на основе внутренних трансфертных цен. Тиражные инструменты позволяют без программирования быстро группировать активы/пассивы по определенным аналитическим признакам (видам договоров, банковским продуктам, клиентским сегментам и проч.), для каждой группы назначать индивидуальные методы фондирования и производить перерасчет стоимости ресурсов вплоть до выработки оптимальных правил фондирования. На первом этапе моделирования методики банку потребуется помощь консультантов Intersoft Lab, в дальнейшем совершенствовать методику смогут сотрудники финансового департамента.

Практический опыт внедрения приложения «Трансфертное управление ресурсами» показывает, что разворачивание в банке хранилища данных и настройка прикладной функциональности занимает 3-4 месяца, включая моделирование FTP-методики и ее тестирование. Работа приложения прозрачна для финансового руководителя, а оценки эффективности по подразделениям, клиентам и продуктам банка сопоставимы и могут быть использованы для принятия решений по оптимизации работы кредитного учреждения.

 

Автор: В. Искучеков

Источник: Аналитический банковский журнал, 2014, № 6 , с. 55