Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании, обзоры рынка CPM

Импортозамещение управленческого ПО – от устаревших инструментов к современным отечественным решениям

Отказ от запрещённого MS Excel позволит банкам наконец приступить к перестройке неэффективных технологий подготовки управленческой отчётности. В этом готовы помочь специализированные российские системы на основе хранилищ данных, уверен Максим АСТАХОВ, руководитель коммерческого офиса компании «Интерсофт Лаб».

Преодолеть Excel-зависимость

Популярный у финансовых служб табличный редактор стал камнем преткновения на пути совершенствования технологий получения управленческой отчётности. Одна из главных его проблем – сложность обработки больших объёмов первичных данных, из-за чего банки вынуждены применять упрощённые методики подготовки отчётности и ограничивать её в аналитикe и детализации. Он не поддерживает автоматизацию важнейших и трудоёмких процессов консолидации, проверки и классификации данных, не обеспечивает эффективной совместной работы и контроля за изменением данных и алгоритмов расчёта показателей пользователями.

В результате на подготовку данных и формирование отчётности в таблицах у финансовых специалистов уходят недели, а из-за сильного влияния человеческого фактора она содержит ошибки и недостоверные данные. Руководство не доверяет такой отчётности и не получает своевременно нужной аналитики для принятия решений.

Сегодня банки имеют реальный шанс преодолеть зависимость от Excel и внедрить передовые технологии подготовки управленческой отчётности.

Отказаться от Excel и добиться полной автоматизации

Банкам поможет перестроиться отечественная программная платформа для управления эффективностью «Контур» от компании Интерсофт Лаб. Уже 25 лет она поддерживает банки в решении задач подготовки управленческой отчётности. Платформа имеет десятки внедрений, и в настоящее время её успешно эксплуатируют финансовые организации разного масштаба. Платформа включена в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД (запись №21171) и готова к импортозамещению устаревших и небезопасных табличных редакторов.

В составе платформы «Контур» поставляется хранилище данных (ХД) для консолидации и контроля качества корпоративных данных, приложение «Управленческая отчётность» для подготовки основных управленческих отчётов – управленческого баланса и отчёта о прибылях и убытках, приложения «Аллокации» и «Трансфертное управление ресурсами» для расчёта управленческих корректировок. С их помощью можно реализовать управленческие методики любой сложности. Внедрение платформы позволит высвободить персонал и снизить трудозатраты, повысить качество и гранулярность отчётности для анализа доходности банковских подразделений, точек продаж, бизнес-направлений, продуктов, клиентов и пр. Банк перейдёт к ежедневному выпуску отчётов, которые будут формироваться автоматически не дольше 10 минут.

ХД-платформа «Контур» поможет избавиться от проблем, которые испытывают финансовые департаменты при работе с Excel-таблицами, и автоматизировать все этапы подготовки внутренней отчётности.

Сбор и консолидация данных

С ХД банк сможет строить отчётность по первичным данным бухучёта и операционного учёта договоров. Данные из АБС и автономных учётных модулей в ежедневном режиме будут загружаться в хранилище и использоваться для выпуска детальных отчётов.

В большинстве банков мощности excel-таблиц для обработки всех первичных данных недостаточно, поэтому в них часто ограничиваются агрегатами. Это не позволяет углубляться до уровня исходных данных в готовой отчётности.

Данные, загруженные в ХД из разных источников, будут автоматически консолидированы. В таблицах этот процесс выполняется вручную, требует времени, ведёт к путанице и ошибкам.

Контроль качества данных

При поступлении данных в ХД автоматически выполняется контроль их качества: технические проверки полноты, корректности, дублирования данных, прикладные проверки согласованности данных бухгалтерского и оперативного учёта и др.

В электронных таблицах проверка данных ведётся вручную. Поэтому высока вероятность появления ошибок: возможны случайное удаление или изменение данных, нарушение формул, несинхронная правка в связанных таблицах и пр. Всё это приводит к неточностям в отчётах.

Аналитическая разметка данных

Чтобы сформировать отчётность по исходным данным, после загрузки и проверки они классифицируются (размечаются) статьями управленческого учёта и прочей аналитикой.

В excel-таблицах это сложный трудоёмкий процесс. При появлении новых данных или изменений правил классификации, специалист должен вручную разметить каждую новую или затронутую переменами запись. Чтобы совсем не погрязнуть в этой работе, в таблицах для управленческого учёта обычно ограничиваются 2–3 аналитиками. В ХД нет таких проблем – можно настроить правила обогащения данных любой нужной аналитикой, и классификация будет выполняться автоматически по мере появления новых данных.

Управленческие корректировки

Финальный этап подготовки отчётности – управленческие корректировки.

В таблицах, как правило, реализуют простые корректировки с помощью формул и макросов, например, для пропорционального распределения общей суммы по статье на объекты аналитики. Для автоматизации более сложных алгоритмов требуется владение навыками программирования на продвинутом уровне, которыми обладают не все финансисты. Всегда вызывают сложности корректировки, требующие сложной обработки больших объёмов первичных данных, например, для вычисления трансфертных доходов и расходов.

Платформа «Контур» поддерживает корректировки любой сложности. В составе приложения «Управленческая отчётность» поставляются готовые механизмы для типовых корректировок и инструменты для подключения специфичных для банка корректирующих процедур, разрешено и ручное их выполнение. Приложение «Аллокации» автоматизирует перераспределение косвенных расходов банка на объекты аналитики с применением любого метода: каскадного, циклического или их комбинации. Приложение «Трансфертное управление ресурсами» выполнит расчёт трансфертных доходов и расходов на основе любой модели трансфертного ценообразования с использованием данных по счетам и сделкам.

Все «следы» выполняемых корректировок сохраняются в ХД так же, как и любые изменения в данных и метаданных (настройках): всегда можно узнать, кем и когда внесены исправления.

Анализ готовой отчётности

Отчётность в excel-таблицах выпускается не чаще, чем раз в месяц и, как правило, содержит только агрегаты. Получить детализацию показателей для анализа нельзя, финансовый результат представлен только в разрезе статей и подразделений, нет 100% гарантии точности и достоверности отчётных данных.

Платформа «Контур» позволит получать актуальные отчёты в любой момент времени на основе данных, ежедневно поступающих в хранилище из первоисточников. С помощью механизма drill-down пользователи смогут «углубиться» в любой показатель вплоть до первичных данных, по которым он вычислен. Отчёты по финансовому результату будут сегментированы для объективной оценки доходности подразделений, точек продаж, бизнес-направлений, продуктов, клиентов и др. Они будут интересны финансовому директору, акционерам, топ-менеджерам, руководителям бизнес-направлений и подразделений. Руководители получат достоверные данные для всестороннего анализа финрезультата, решения мотивационных задач и выявления источников повышения прибыльности.

Автор: Максим Астахов, руководитель коммерческого офиса компании «Интерсофт Лаб».

Источник: Национальный банковский журнал (NBJ)