Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании по актуальным задачам банковской аналитики, обзоры рынка CPM

Откажитесь от иностранного ПО для автоматизации аллокаций

Об уровне готовности отечественного ПО заменить в банках зарубежные инструменты аллокаций расходов рассказала Юлия Амириди, заместитель генерального директора компании Intersoft Lab.

Юлия, насколько злободневна задача импортозамещения управленческих систем в российских банках?

— С формальной точки зрения, согласно ФЗ-187 «О безопасности объектов критической информационной инфраструктуры РФ» банковским хранилищам данных и управленческим системам на их основе не присваивается категория экономической значимости. Поэтому приоритет их замены на отечественный софт ниже, чем у систем, занятых в осуществлении переводов денежных средств клиентов.

События последних месяцев ускорили процессы импортозамещения для всех объектов банковской IT-инфраструктуры, в том числе для управленческих систем. Во-первых, банки лишились возможности продлевать лицензии на использование иностранного ПО и облачных сервисов, а также получать услуги по их обновлению и технической поддержке. В результате одни налаженные управленческие процессы сломались, а другие оказались под большим риском. Во-вторых, одномоментный уход западных вендоров с российского рынка продемонстрировал, насколько опасно зависеть от иностранных технологий. Не замечать и не реагировать на произошедшее невозможно.

Какие именно управленческие процессы «сломались»? Как много банков столкнулись с этим?

— По статистике, в автоматизации управленческих процессов в российских банках много лет доминировали разработки отечественных IT-компаний, в пропорции примерно 7:3. Иностранный софт выбирали преимущественно крупные банки для поддержки планирования и бюджетирования (12% от общего числа проектов), управления прибыльностью (19% проектов) и подготовки аналитической отчетности (27% проектов).

Отдельно можно выделить зависимость от западного ПО в автоматизации аллокаций расходов в крупнейших банках и банковских группах. Именно они первыми столкнулись с угрозой утраты контроля над процессами автоматизированного перераспределения расходов в рамках планирования и оценки прибыльности. В аналогичной ситуации в 2015 году, когда западные поставщики уже пугали остановкой лицензий, проблемы удалось уладить. Сегодня другая геополитическая обстановка, и очевидно, что иностранные вендоры не вернутся.

Кроме того, практически в каждом банке на разных этапах управленческих процессов используются электронные таблицы. Замена офисных пакетов от Microsoft на отечественные аналоги уже началась. Однако у таблиц имеются ограничения в части поддержки управленческих методик, и вряд ли все они будут сняты в новом ПО. Все-таки назначение у табличных редакторов иное. Поэтому сейчас удобный момент, чтобы не приспосабливать отечественный офисный софт к несвойственным для него задачам, а в принципе заменить таблицы в управленческих процессах на специализированное ПО российской разработки.

Какие отечественные аналоги способны конкурировать с иностранным управленческим ПО в банках?

— Сегодня на рынке представлено достаточно предложений на замену финансового софта от Oracle, SAS, SAP, IBM и др. Можно выбрать платформы от отечественных разработчиков с успешной историей внедрения систем управления эффективностью в российских банках и от интеграторов, которые переквалифицируются для создания решений с использованием отечественного и свободно-распространяемого ПО (СПО).

Сейчас АРПП «Отечественный софт, АФТ и другие заинтересованные стороны, включая Банк России, ведут работы по подготовке адресного каталога импортозамещения для финансового рынка. В нем для каждого иностранного продукта, покинувшего нашу страну, будут указаны варианты замены на отечественный софт.

Что касается ПО Intersoft Lab, то наш софт разработан в России, больше 20 лет эксплуатируется в кредитных организациях, включен в Единый реестр российского ПО. Мы готовы внедрять его в том числе на базе СПО.

Насколько решения Intersoft Lab готовы помочь банкам с автоматизацией аллокаций в текущей ситуации?

— В составе нашей платформы «Контур» для информационной поддержки управления эффективностью и рисками за автоматизацию аллокаций отвечает одноименное приложение. Оно не новичок на рынке, уже более десяти лет его применяют московские и региональные банки разного масштаба, среди них Новикомбанк и ВБРР, Банк Казани, Примсоцбанк, Банк Левобережный и не только они.

На мой взгляд, приложение «Аллокации» готово адекватно заместить иностранные аналоги от SAS, Oracle и SAP для расчета совокупных затрат подразделений, продуктов, клиентов, бизнес-процессов и других объектов аналитического учета.

На чем основано такое утверждение?

— Исключительно на фактах.

Факт номер 1. Приложение «Аллокации» поддерживает два основных метода разнесения расходов (каскадный и циклический) и их комбинации, если они предусмотрены методикой банка. Каскадный, то есть пошаговый однонаправленный метод предназначен для последовательного переноса расходов с источников на приемники. Циклический, или перекрестный, метод, необходим для встречного распределения расходов между центрами затрат в случаях взаимного оказания услуг. Такой набор методов ставит приложение «Аллокации» в один ряд с лучшими продуктами иностранной разработки, поскольку большинство зарубежных аналогов предполагает использование только одного метода разнесения.

Факт номер 2. Для любого метода разнесения приложение обеспечивает полную прозрачность перераспределения расходов без потери производительности. Не секрет, что многие западные решения не позволяли получить полную детализацию для каждого распределения. Чтобы решить проблему, банки разрабатывали дополнительные внешние процедуры трассировки. Но время их работы было чрезвычайно велико. А трассировка в наших «Алокациях» отрабатывает за секунды.

Факт номер 3. Для анализа промежуточных данных разнесения в интерфейсах приложения уже имеются все необходимые инструменты. Политика иностранных вендоров — продать как можно больше лицензий. Поэтому большинство из них предлагали приобрести для анализа распределений внешние BI-пакеты.

Факт номер 4. Приложение «Аллокации» разработано специально для финансистов. Чтобы настроить и сопровождать модель разнесения не требуется привлекать IT-специалистов. Известно, что такую автономию предоставляли не все иностранные системы автоматизации аллокации.

Факт номер 5. Сроки внедрения приложения «Аллокации» составляют 4-5 месяцев. Проверено в российских банках. При этом основные трудозатраты уходят на адаптацию и формализацию методики аллокаций банка. Если переносить в нашу систему готовую модель аллокаций из иностранного ПО, то сроки проекта можно еще больше сократить.

— Какова лицензионная политика в отношении приложения «Аллокации»?

— Предполагается единовременная оплата лицензии на право пользования приложением.

Автор: Юлия Амириди, заместитель генерального директора компании Intersoft Lab

Источник: Банковское обозрение