Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Публикации

FRANK RG

Как искусственный интеллект поможет банкам увеличить прибыль

Ожидается, что в наступившем году перед банками встанет задача удержания прибыльности. Дополнительный рост доходов может обеспечить внедрение алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ) в процессы стратегического и финансового управления. Однако, чтобы технологии ИИ начали работать на прибыль, нужно форсировать цифровую модернизацию управленческих процессов, считает Юлия Амириди, заместитель генерального директора Intersoft Lab.

Почему применение ИИ в управленческих процессах станет востребованным. По данным Банка России, «ковидный» 2020 год российские банки в целом завершили благополучно - чистая прибыль по российским стандартам сократилась лишь на 6%. Однако, по прогнозу S&P Global Ratings, в 2021 году показатель чистой процентной маржи может снизиться до исторического минимума 3,25-3,50%. Это падение негативно отразится на показателях прибыльности. Уже сегодня кредитные организации вынуждены искать способы компенсации ожидаемых потерь.

Среди возможных путей удержания прибыльности - применение инновационных технологий, в частности ИИ. С точки зрения получения экономического эффекта наиболее привлекательной для внедрения ИИ является область стратегического и финансового управления. Согласно последнему исследованию McKinsey, посвященному практике применения ИИ в мировых компаниях, практически три четверти его участников (73%) заявили о более чем 5-процентном росте доходов в результате «встраивания» ИИ в эти управленческие процессы.

При этом стратегический и финансовый менеджмент остается наименее освоенной ИИ областью. В отчете AI Index Report Стэнфордского института искусственного интеллекта, ориентированного на человека, об использовании методов ИИ во внутренних, финансовых и управленческих, процессах заявляют лишь 13% представителей зарубежных банков. Чаще всего ИИ задействован в ориентированных на клиентов операциях: продажах и маркетинге (43%), в клиентском обслуживании (55%), а также в риск-менеджменте, в части предупреждения мошеннических операций (42%).

Экспресс-исследование, выполненное Intersoft Lab в конце 2020 года, показало, что ситуация в российских банках несильно отличается от обрисованной выше.

Как ИИ может помочь в удержании прибыльности. Применение технологий ИИ может повысить качество управленческих решений, направленных на удержание прибыльности - сделать их более обоснованными и проактивными. В первую очередь за счет использования «расширенной» аналитики – скрытых закономерностей, выводов и заключений, прогнозов, подготовленных с помощью инструментов ИИ и методов машинного обучения:

  • Интеллектуальные алгоритмы могут обнаружить в данных скрытые паттерны и тенденции, «видимые только машине», и которые важно учитывать, например, при разработке бизнес-стратегии и определении ориентиров для планирования.
  • Сложные модели прогнозирования, использующие методы машинного обучения (ML) и оперирующие сотнями внутренних и внешних индикаторов, могут с гораздо более высокой точностью, чем ранее, предсказывать развитие рыночной ситуации и влияние риск-факторов на финансовые показатели деятельности банка. Это помогает добиваться целевых показателей прибыльности при контролируемом риске.
  • Использование алгоритмов ML повышает оперативность прогнозных вычислений. По опыту Intersoft Lab, применение нейронных сетей позволяет за несколько часов просчитать по разным сценариям десятки прогнозов финансового состояния банка. В сегодняшней высоковолатильной среде это позволяет перестаивать прогнозы так часто, чтобы успевать реагировать на изменения на рынке.

Что тормозит движение ИИ в новом направлении. Глубина проникновения ИИ в банки находится в прямой зависимости от уровня их цифровой зрелости. Наиболее освоенные ИИ области - процессы и операции, связанные с взаимодействием с клиентами - лидируют в использовании цифровых технологий, а наименее освоенные - прежде всего управленческие процессы - находятся на периферии цифровой трансформации.

Еще весной прошлого года в BCG отметили, что российские банки с точки зрения цифровизации фронт-офисных процессов оказались лучше подготовленными к пандемии, чем их зарубежные коллеги. Вместе с тем эксперты предупредили, что слабым местом в отечественных банках остаются рудиментарные внутрибанковские информационные системы, и рекомендовали банкирам сфокусироваться на цифровой перестройке внутренних процессов, включая управление рисками.

Цифровые преобразования, ускорившиеся в банковской отрасли с приходом коронакризиса, начали проникать и в управленческие процессы. Форсировав их, кредитные учреждения не только выправят уровень цифровой зрелости, но и откроют окно возможностей для применения искусственного интеллекта.

Автор: Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса Intersoft Lab
Источник: FRANK RG