- 2020
Банковская бизнес-аналитика: от неопределенности к плану
Новым драйвером развития CPM-рынка станет растущая потребность банков в более гибком и качественном прогнозировании и планировании бизнеса, учитывающем риски внешней и внутренней среды. Об этом - в обзоре Intersoft Lab, подготовленном для АРБ.
Этот год может открыть окно возможностей для банковской бизнес-аналитики, к которой относятся системы для управления эффективностью бизнеса (Corporate Performance Management, CPM). Многие годы внедрение CPM-систем в банках, как правило, начиналось с построения хранилищ данных для сбора фактических данных и подготовки аналитической и управленческой отчетности. В дальнейшем созданные системы развивались в части повышения точности и информативности отчетов, - расширялся пул собираемых данных, внедрялись специализированные приложения для автоматизации аллокаций косвенных расходов и расчета трансфертных доходов, для поддержки актуальных требований регуляторов и т.п. Но в целом CPM-системы разрабатывались и использовались с целью контроля и анализа уже свершившихся фактов.
На протяжении последних относительно благополучных лет рынок этих инструментов демонстрировал устойчивый рост. Катализатором выступал спрос на поддержку RegTech-запросов, вызванный усилением регуляторной нагрузки.
Сейчас, по оценке аналитиков McKinsey, мировая банковская индустрия вступает в последнюю фазу очередного экономического цикла, по результатам которого половина банков не переживет вероятного в ближайшем будущем глобального кризиса. У большинства кредитных учреждений недостаточная доходность на капитал, а более 60% банков в мире разрушают свою стоимость.
В России, по прогнозу агентства «Национальные кредитные рейтинги», в наступившем году банки ожидает самый слабый рост прибыли за три года. Основной драйвер отрасли - розничное кредитование, на которое приходится около 45% доходов банковского сектора, и ухудшение качества портфелей начинают «давить» на процентную маржу игроков. Потрясения последних недель – валютное обесценивание рубля и угроза мировой рецессии в связи с развернувшейся пандемией – могут ухудшить и без того непростое положение российских банков.
Сложившаяся ситуация может запустить новый виток развития для CPM-систем, сделав востребованной функциональность для планирования, прогнозирования и бюджетирования, которую банки до недавнего времени незаслуженно обходили своим вниманием. С ее помощью можно управлять бизнесом проактивно, принимая решения на основе детальных, оперативных количественных прогнозов прибыльности и риск-потерь. Ведь современная система планирования позволяет не только в короткие сроки составлять детальные бюджеты, сегментированные по финансовой и организационной структуре, продуктовым и клиентским группам, но и способствует достижению плановых показателей. Встроенные в ПО для планирования инструменты прогнозирования и сценарного моделирования, помогают, с одной стороны, с минимальными трудозатратами подготавливать и с заданной периодичностью адаптировать планы на основе детальных – вплоть до уровня каждой сделки - прогнозов будущего состояния портфелей, учитывающих влияние различных риск-факторов; с другой – могут быть использованы для мониторинга будущего исполнения планов. Этой цели служит оперативная отчетность «план-прогноз», позволяющая на регулярной основе контролировать степень приближения прогнозного финансового результата к целевым значениям. С помощью такого «скользящего» прогнозирования можно своевременно выявлять намечающиеся расхождения с планом и корректировать их надлежащими мерами, сближая тем самым будущие фактические финансовые результаты с плановыми значениями.
Как показывает анализ данных открытых источников, тренд на модернизацию технологий финансового планирования и прогнозирования подтверждает условный рейтинг наиболее востребованных направлений CPM-автоматизации в банках России и стран ближнего зарубежья (рис. 1).
Рис. 1. Рейтинг наиболее востребованных CPM-автоматизации по итогам 2019 года
Впервые проекты по внедрению приложений для автоматизации финансового планирования и прогнозирования вышли на первое место с долей 35,3%, вытеснив лидера последних лет - проекты регуляторной направленности (доля 29,4%).
Потребность в совершенствовании процессов финансового планирования прослеживается и в изменение ожиданий от реализации CPM-проектов данной направленности (рис. 2)
Рис. 2. Основные ожидания от внедрения CPM-приложений для автоматизации финансового планирования и прогнозирования
Так, по сравнению с 2018 годом менее «ожидаемым» стало сокращение сроков плановой кампании, более значимыми - реализация сценарного моделирования, повышение точности и обоснованности прогнозирования.
Предстоящий год покажет, удастся ли CPM-систем «обуздать» бизнес-неопределенность и принести банкам ожидаемые выгоды: сократить трудозатраты и сроки планирования до нескольких недель, повысить качество планов и, самое главное, помочь в их реализации и достижении поставленных целей.
Источник: Сайт АРБ, рубрика "Тенденции рынка"