Публикации

Intersoft Lab в СМИ - истории успеха клиентов, интервью и мнения экспертов компании по актуальным задачам банковской аналитики, обзоры рынка CPM

Банки как зеркало цифровой революции

По просьбе НБЖ, Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса Intersoft Lab, поделилась мнением, почему цифровизация бэк-офиса становится актуальной задачей, и какие преимущества она может дать банку.

Deloitte Digital включила Россию в пятерку лидеров цифрового банкинга среди 38 стран региона EMEA, а футурологи пророчат банкам мрачное будущее: цифра их уничтожит. Что скрывается за цифровым хайпом, и о каких аспектах цифровой трансформацией не принято говорить?

Большинство российских банков активно включилось в цифровую гонку. Согласно исследованию KPMG, финансовые институты занимают третье место после телекоммуникационной отрасли и металлургии по объему инвестиций в программы цифровизации.

Банковскую диджитализацию отождествляют, как правило, с цифровым фронт-офисом: онлайн-решения, чат-боты, интернет-банкинг и пр., оставляя за бортом бэк-офис. Уровень цифровой оснащенности последнего не афишируется: мне не попадалось ни одного упоминания о цифровых прорывах в бэк-офисных подразделениях.

Что же касается зарубежных банков, на которые принято равняться, степень их бэк-офисной оцифровки оставляет желать лучшего. Приведу несколько показательных фактов.

По данным PWC, затраты финансовой службы в банковском бизнесе самые высокие среди других отраслей. На них приходится в среднем 1,58% всех затрат на ФОТ. Значительную часть трудозатрат (от 35% до 46%) на выполнение основных финансовых процессов можно сэкономить за счет автоматизации и использования более эффективных, гибких методов работы. Например, в части управления эффективностью автоматизация подготовки управленческой отчетности может дать 44% экономии, финансовой отчетности - 32%, бюджетирования и прогнозирования – 35%, разработки финансовой стратегии и планирования – 11%.

Нехватка данных и аналитических инструментов, необходимых для оптимизации баланса и эффективного риск-менеджмента, характерны для другого бэк-офисного подразделения – Казначейства. По оценке BCG, цифровизация казначейских служб может сократить их операционные расходы на 20-30% и помочь нарастить их вклад в средний чистый процентный доход на 10-15%.

Рискну предположить, что и в российских банках ситуация ненамного лучше. Чтобы бэк-офис стал эффективным, нужна его оцифровка.

Несомненно, приоритетность цифровизации разных бэк-офисных задач – это особый вопрос, требующий отдельного разговора, но поделюсь собственным наблюдением. Рост регуляторной нагрузки, падение рентабельности и маржи, высокая волатильность ожиданий клиентов требуют более высокого качества ключевых процессов управления эффективностью: прогнозирования, планирования и бюджетирования, мониторинга и контроля достижения поставленных целей и финансовых результатов. К сожалению, во многих банках прогнозирование и сценарное моделирование – полуручные процессы, которые выполняется «на коленке». Оцифровка этой задачи будет иметь принципиальное значение не только для повышения эффективности планирования и по сути перехода к проактивному управлению бизнесом, но и сыграет весомую роль в других бэк-офисных процессах: оценке финансовых инструментов по МСФО 9, расчете процентного риска банковской книги и т.п.

Хотелось бы услышать мнение коллег из банков – как вы оцениваете уровень цифровизации бэк-офиса, какие процессы в нем требуют приоритетной диджитализации?

Автор: Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab

Источник: «Аналитика и комментарии», сайт Национального банковского журнала