Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Новые требования к отчетности: тяжкое бремя или возможности для изменений?

Банки и другие финансовые учреждения, столкнувшись с ужесточением финансового законодательства, отреагировали на него по-разному. Для кого-то новые требования стали источником постоянной головной боли, а кто-то рассматривает их как возможность для изменений и роста.

Новые проблемы и новые возможности

Компания Capco провела опрос, в котором приняли участие руководители высшего звена, работающие в финансовых учреждениях США и Великобритании. Основная цель исследования заключалась в том, чтобы определить, насколько финансовые институты готовы к изменениям в регулятивной сфере и какое влияние на них оказали реформы.

В целом результаты исследования свидетельствуют о довольно большом разбросе в степени готовности различных подразделений компаний к изменениям. Как оказалось, больше всего продвинулись трейдеры - три четверти опрошенных находятся на стадии принятия новых правил и требований (73%). Иначе обстоит дело с подразделениями, занимающимися подготовкой отчетности: только 20% опрошенных находятся в процессе изменения.

Интересно, что многие компании видят в изменении регулятивных требований потенциал для изменения и роста. Так, 32% респондентов из Великобритании полагают, что изменения позволят им захватить долю на рынке. Их американские коллеги менее оптимистичны - только 20% видят конкурентные преимущества. При этом наибольший оптимизм демонстрируют финансовые трейдеры. Однако, по мнению специалистов, реализовать эти преимущества будет не так-то просто. Как справедливо заметил представитель одной консалтинговой компании, "если множество банков изменят свой бизнес одним и тем же способом, сколько из них извлекут из этого прибыль?".

Кроме того, существует обеспокоенность тем, что объем изменений в Базельском соглашении III слишком велик, и, пользуясь этим, некоторые игроки могут использовать отдельные положения в своих собственных интересах. Например, высказывались опасения, что положение по отложенным налоговым активам (DTA) может больше благоприятствовать американским банкам, а не европейским.

Примечательно, что более половины опрошенных (54%) намерены сохранить текущие операционные модели и структуры. И это не так уж нелогично, как может показаться на первый взгляд. По мнению экспертов, многое зависит от того, где именно банкиры видят наибольшую возможность для трансформации - а она в системах и процессах, а не на организационном уровне. "Банки развивались изолированно друг от друга, у каждого были свои системы и источники данных и способы их использования, - говорит руководитель IT-подразделения крупного европейского банка в Лондоне. - Отрасль прошла долгий путь к достижению эффективности, но мы так и не достигли информационной эффективности. Новые правила - обременительные и затратные - дают нам возможность по-новому взглянуть на то, как мы управляем теми или иными процессами, и изменить их таким образом, чтобы это было выгодно финансовой сфере в целом, а не отдельным компаниям. Если мы сможем решить проблему разрозненных и неупорядоченных данных, то появятся возможности для получения конкурентного преимущества".

Опрос показал, что финансовым компаниям не хватает информации, это отметили 54% опрошенных. Большинство финансовых организаций уже выработали стратегию для приведения своих данных в соответствие с новыми требованиями. Почти три четверти из них уже разработали план для внесения необходимых изменений в свои данные и системы.

Также опрос показал, что многие финансовые организации не имеют общего видения того, как глобальные изменения в регулятивной сфере повлияют на организацию. В целом в отрасли превалирует мнение, что изменения носят частичный и неупорядоченный характер.

Анализируя результаты опроса, эксперты выделяют следующие важные моменты. Во-первых, группой, наиболее быстро адаптировавшейся к изменениям, оказались трейдеры. Это не удивительно, учитывая, что они в первую очередь стремятся внедрять новые бизнес-модели в новых условиях. Они быстро находят географические и прочие условия, где регулятивные требования могут быть более благоприятны.

Второй важный момент заключается в том, что некоторые руководители банков могут не вполне осознавать финансовые риски, вызванные неадекватным управлением торговыми операциями в новых условиях. Это, прежде всего, актуально для компаний, имеющих филиалы в разных странах с разными регулятивными требованиями.

Также очевидно, что новые правила и нормы существенно повышают требования к отчетности, что является серьезной проблемой для информационной архитектуры банка. Например, Базельское соглашение III направлено на то, чтобы не позникало ситуаций, когда банк перемещает активы из банковской книги в торговую книгу чтобы получить лучшее обращение капитала. Это требует от банков консолидации позиций всех своих трейдеров и согласования торговой книги с банковской книгой. Для этого данные должны быть точными и чистыми. Кроме того, Базельское соглашение III требует единого видения партнеров и их кредитных рисков, а также возможности измерять и обрабатывать эти данные. Для того чтобы соответствовать многим требованиям нового законодательства, банкам придется получать более детализированную информацию у своих торговых партнеров и клиентов. По мнению респондентов, прежде всего, это данные об управлении обеспечением и данные о транзакциях.

Приведение данных в соответствие с требованиями контролирующих органов требует серьезных затрат. По словам представителя крупного европейского банка в Лондоне, приведение систем и процессов в соответствие с требованиями Базельского соглашения III обойдется каждому крупному банку приблизительно в 100 млн. долларов. Поскольку базельская группа старших инспекторов (Basel Senior Supervisors Group) поддерживает стандартизированный и централизованный набор данных по рискам - так называемый "единый источник правды" - со стороны IT-отдела, то банкам придется интегрировать источники данных и внедрить новые техники моделирования данных.

Гибкость и сложность

По мнению специалистов, реформирование финансового законодательства в Европе приведет к серьезным изменениям как для отдельных организаций, так и для стран в целом. Так, Саймон Хиллз (Simon Hills), исполнительный директор Британской ассоциации банкиров (British Bankers' Association, BBA), считает, что в результате введения европейских регулятивных требований отдельные страны потеряют часть контроля над своими финансами. Итогом станет появление более унифицированной европейской системы правил и нормативов. Повышенные требования к отчетности потребуют от финансовых учреждений более гибких и масштабируемых систем отчетности.

Майкл Дейви (Michael Davey), специалист из Управления по финансовым услугам (FSA), отметил, что объем работ по подготовке в британских банках среднего размера вырастет на 200-300%, также изменятся форматы данных и ряд других параметров. Это означает, что банкам придется внести серьезные изменения в свои системы составления отчетности или заменить "доморощенные" приложения на новые. Ян Дженнингс (Ian Jennings), директор отдела технологий оценки глобальных рисков Bank of America, поделился видением ситуации изнутри. Консолидация отчетных данных, улучшенное взаимодействие между контролирующими органами и банками и возможность проводить анализ сценариев, по словам эксперта, дают большие преимущества. Для того чтобы понять это, банки должны внедрить достаточно сложные системы, способные обрабатывать данные не только для составления регулятивной отчетности, считает Дженнингс. Тот, кто сделает это, получит конкурентное преимущество. Однако, регулятивные изменения вводятся с такой скоростью, что финансовым организациям сложно за ними угнаться, особенно когда приходится создавать новую систему для каждого положения закона. Банки могут облегчить ситуацию посредством внедрения решения, которое достаточно гибко и может составлять отчетность быстро и с минимальными изменениями.

Эксперты сходятся во мнении, что выжить и успешно развиваться в новых условиях смогут те банки, которые научатся по-новому мыслить. Им нужен план развития, учитывающий как собственно деловые аспекты, так и технологические требования. И крайне важно убедиться в том, что их системы гибки и способны использовать данные не только для отчетности, но и для извлечения собственной выгоды.

Требования к отчетности растут

В последние несколько лет требования к внешней регулятивной отчетности постоянно развивались. В июле 2010 года, в частности, было принято решение о создании ряда новых контролирующих органов, таких как Совет по надзору за финансовой стабильностью (Financial Stability Oversight Council, FSOC), Служба финансовых исследований (OFR), которые вправе требовать от крупных финансовых организаций предоставления дополнительной отчетности. Кроме того, были приняты серьезные меры по защите потребителей, которые также предполагают увеличение контроля и степени вмешательства контролирующих организаций в деятельность банков.

Финансовые организации столкнулись с постоянным увеличением числа различных законов, правил и норм, цель которых обеспечить прозрачность финансовой системы. И основное средство здесь - регулярное предоставление отчетности. Основное внимание при этом контролирующие органы обращают на направления, наиболее подверженные рискам, требуя от компаний повышения качества данных в ходе подготовки отчетов. Органы контроля рекомендуют компаниям повысить степень автоматизации процессов и аналитики, и чаще делают запросы с просьбой более детального разъяснения отдельных пунктов отчета и предоставления дополнительных данных.

Советы экспертов

Как отмечают эксперты компании Deloitte, при подготовке отчета необходимо рассмотреть следующие вопросы.

  • Понимают ли основные составители отчетов новые требования к отчетности и ожидания контролирующих органов в целом, а не только в масштабах отдельного отчета?
  • Собираются ли владельцы отчета использовать "золотой источник данных" или свою дополнительную базу данных? Проверяются ли данные регулярно на предмет полноты и точности?
  • Какое место по важности отчетность занимает для владельца отчета?
  • Имеются ли условия для независимой оценки качества, точности, полноты и своевременности отчета?
  • Учитывается ли влияние изменений, людей, процессов и технологий на составление регулятивной отчетности?
  • Нуждается ли политика отчетности в обновлении для прояснения ролей и зон ответственности?
  • Требуется ли усовершенствование процедур составления регулятивной отчетности и сопроводительной документации для выделения контрольных показателей, согласованности и последовательности операций?

Для оценки того, как нынешние процессы составления отчетности соотносятся с новыми требованиями контролирующих органов, эксперты предлагают следующие соображения.

Подотчетность, роли и зоны ответственности. Формирование политики отчетности по-прежнему позволяет определить роли и зоны ответственности и усилить отчетность в организации. Основные действия здесь могут включать:

  • Повышение степени документированности процессов управляющих структур в рамках ключевых подразделений;
  • Прояснение документирования ролей и зон ответственности для цикла составления отчетности;
  • Дальнейшее развитие модели подотчетности, созданной, для того чтобы помогать поддерживать и улучшать качество регулятивной отчетности;
  • Разработка мер подотчетности для процессов составления отчетности (временные рамки для решения соответствующих вопросов, разработка кратко- и долгосрочных планов действий и прописывание ответственности отдельных сотрудников).

Интеграция данных и технологии. Составление отчетов в соответствии с новыми требованиями дает шанс усовершенствовать стандартизированный процесс сбора данных, чтобы гарантировать доступность данных, необходимых для этих отчетов. Здесь эксперты рекомендуют обратить внимание на следующие вопросы:

  • прояснение и улучшение управления качеством данных для регулятивной отчетности;
  • установление стандартов регулятивной отчетности, которые могут быть подтверждены и проверены;
  • продолжение автоматизации моделей данных (т.е. ограничение использования электронных таблиц), соответствующих сложности отчетности, и улучшение процедур мониторинга для уменьшения рисков, связанных с ручными процессами;
  • улучшение инфраструктуры и технологии подготовки отчетности для повышения эффективности инструментов отчетности и мониторинга;
  • улучшение процессов мониторинга точности, полноты и своевременности информации, представленной для составления отчетности.

Обеспечение качества. Руководство может подумать, как можно увеличить контроль качества процедур при составлении отчетности, включая механизмы проведения периодических тестов отчетов. Эти механизмы могут включать:

  • разработку улучшенных структур для оценки качества (подходов, планов и т.п.);
  • обновление документирования ролей и зон ответственности для тестирования процессов и данных, связанных с регулятивными отчетами;
  • прояснение ролей отделов, отвечающих за обеспечение качества;
  • улучшение или внедрение протоколов исправления для всех компоненто этого процесса;
  • использование аналитики данных для совершенствования подходов к тестированию качества.

Политики и процедуры. Обновление стандартных правил для составления отчетности может быть полезным для руководства в случае частых изменений требований к отчетности. Они также помогут достичь унификации и стандартизации. Здесь направления деятельности могут включать:

  • обновление политики отчетности, акцентируя внимание на такие области как определения ролей и зон ответственности, связанных с регулятивной отчетностью (что такое регулятивный отчет, кто является поставщиком данных, владельцем отчета), списки регулятивных отчетов и др.
  • повышение стандартов для документации, сохранения записей и взаимодействия с контролирующими органами.

Внутренний контроль. Новые требования к отчетности могут также потребовать переоценки внутренних средств контроля над процессом составления отчетов. Эксперты выделяют следующие меры:

  • разделение обязанностей между поставщиками данных, составителями отчета и теми, кто утверждает и проверяет отчет;
  • просмотр руководством и утверждение, перед тем как отправить отчет в контролирующие органы;
  • периодический просмотр спецификаций отдельного отчета в сравнении с автоматизированными или ручными процессами;
  • разработка обучающих программ для персонала, занимающегося составлением отчетов.

Внутренний аудит. По словам экспертом, требуется координация усилий со службой внутреннего аудита с тем, чтобы она включила новые требования контролирующих органов в процесс тестирования регулятивных отчетов. Эксперты рекомендуют обратить внимание на следующие моменты:

  • четко распределить роли и зоны ответственности между бизнес-подразделениями, службой внутреннего аудита и отделом обеспечения качества;
  • убедиться в том, что руководство осознает риски, связанные с регулятивной отчетностью, не прошедшей аудит, и готово рассмотреть эти риски в рамках другого процесса.

В целом эксперты считают, что изменение требований к отчетности может дать импульс банкам и другим финансовым учреждениям к трансформации инфраструктуры и управления. Для руководства это может стать возможностью улучшить и другие операционные процедуры и создать цельное видение инфраструктуры регулятивной отчетности, политики и процедур в рамках всей компании. Новые подходы могут также способствовать улучшению отношений с контролирующими органами. По мнению специалистов, банки будут вынуждены бороться за баланс между тем, что идеально с точки зрения контролирующих органов, и тем, что эффективно с точки зрения затрат.

Готовьте ваши деньги

Согласно отчету компании Infromatica, приведение отчетности в соответствие с требованиями контролирующих органов, абсолютно необходимое, чтобы остаться на рынке, потребует от банков значительного вложения средств и времени. По данным компании Aite Group, которая провела исследование ситуации на рынке в декабре 2010 года, 50% банков планируют выделить весь свой бюджет на IT-расходы, связанные с приведением отчетности в соответствие с требованиями контролирующих органов.

Согласно результатам исследования консалтинговой компании KPMG, 78% банковских руководителей ожидают увеличения расходов на IT в течение следующего года в связи с реформой финансового законодательства. 82% опрошенных признали, что их банки имеют значительные суммы наличных в своих балансовых отчетах. Кроме того, в будущем году 43% респондентов планируют увеличить расходы на проекты, а 34% оставят расходы на прежнем уровне. По словам руководителей компаний, в следующем году возрастут расходы в первую очередь на IT (50%), задачи, связанные с выполнением требований контролирующих органов (43% опрошенных), а также на новые продукты и услуги (26%) и поглощения (23%).

"Объемы инвестиций в IT снижались в последние годы, но сейчас банки стремятся упростить и модернизировать операции, процессы и системы посредством вложения средств в IT-проекты, - говорит Карл Каранде (Carl Carande), представитель KPMG в США. - Ранее развитие этих проектов тормозилось по разным причинам, например, устаревшее ПО, неэффективные и несовместимые IT-системы, возникшие в результате ряда слияний и поглощений, потребность развивать другие продукты и услуги, различные инициативы по управлению расходами и усилия по приведению в соответствие с требованиями контролирующих органов".

"Изменения в регулятивной сфере очевидно меняют повестку дня в банковской сфере и влияют на стратегические решения, принимаемые банками, при этом основными областями внимания становятся слияния и приобретения и бизнес-модели, - говорит Тони Анзевино (Tony Anzevino), представитель KPMG. - Руководители рисуют благостную картину в краткосрочной перспективе, в смысле доходов и инвестиций, но не видят значительных изменений в экономике на уровне страны в целом".

Интересно, что 78% респондентов считают увеличение законодательного бремени самым значительным препятствием на пути к росту, а 87% говорят, что изменения в регулятивной сфере заставили их банки пересмотреть свои бизнес-модели, для того чтобы компенсировать потерянные доходы. 69% опрошенных сказали, что их компании, скорее всего, будут заниматься слияниями и поглощениями в ближайшие пару лет, что, прежде всего, связано с изменениями в регулятивной сфере (67% опрошенных). Далее компании планируют выход на новые рынки (42% опрошенных) и доступ к новым технологиям и продуктам (30%).

По словам респондентов, требования по капиталу и ликвидности закона Додда-Фрэнка и Базельского соглашения III, а также последовавшие за ними изменения в законах о защите потребителей и федеральном надзоре оказали наибольшее влияние на их бизнес. Но, несмотря на озабоченность по поводу изменений в регулятивной сфере, большинство руководителей банков ожидают в следующем году увеличение доходов и занятости. У 57% опрошенных их нынешние банковские прибыли выше, чем в прошлом году, и 70% опрошенных ожидают, что через год прибыль еще больше вырастет.

Заключение

Совершенно очевидно, что реформа финансового законодательства ведет к значительным изменениям в работе финансовых учреждений. Изменения потребуют больших затрат времени и средств. Как показывают данные исследований, многие банки инвестируют в IT, понимая, что технологии будут играть ключевую роль в процессе адаптации компаний к новым требованиям контролирующих органов. В то же время, несмотря на рост объемов работы и значительные затраты средств, некоторые организации и эксперты видят положительные стороны в изменении законодательства. Оно дает новые возможности и позволяет повысить эффективность внутри компании.

Публикации

  1. Большинство финансовых институтов начало меняться, чтобы работать в соответствии с новыми правилами. Отчет Capco (Majority of Financial Institutions have Begun Implementing Change to Operate Under New Global Regulations, Says Capco Report). 2011 г.
  2. Изменения в условиях неопределенности: как банки адаптируются к новым регулятивным требованиям. Отчет Capco (Change amidst uncertainty: how banks are adapting to the emerging regulatory landscape). Март, 2011 г.
  3. Тим Брю. Регулятивная отчетность в СК: видение экспертов (Tim Brew. UK regulatory reporting: insights from the experts). 19 июля 2011 г.
  4. Обновление регулятивного законодательства. Возможность трансформации для банков и акционерных институтов. Отчет Deloitte (Regulatory reporting refresh. A transformative opportunity for banking and securities institutions). 2011 г.
  5. Инвестиции в IT - на первом месте в списке банковских запланированных расходов (IT investment tops list of bank capital spending plans). 6 июля 2011 г.