Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

BPM Pulse 2011 - предварительные результаты

Согласно результатам очередного ежегодного опроса BPM Pulse Survey 2011,
спрос на BPM-системы растет, но до достижения "Святого Грааля" управления
эффективностью компаниям еще далеко.

Совсем скоро станут известны окончательные результаты ежегодного исследования BPM Pulse, которое проводит BPM Partners, ведущая мировая независимая компания, занимающаяся изучением рынка BPM- и BI-систем. Но уже сейчас можно выделить некоторые тенденции, обнаруженные в процессе исследования.

Многие стремятся к Граалю, но не у всех получается

"Поиск Святого Грааля управления эффективностью" - такова тема BPM Pulse 2011 года. (О том, что это такое, можно прочитать в статье "Управление эффективностью: новый взгляд"). Предварительные данные исследования показывают, что многие руководители компаний стали шире смотреть на инициативы по управлению эффективностью бизнеса. Более 50% респондентов заявляют о комплексном виденье финансовых, операционных и стратегических аспектов управления эффективностью.

"Сфера BPM значительно выросла за последнее десятилетие, - говорит Крейг Шифф (Craig Schiff), руководитель BPM Partners. BPM Pulse показывает, что к интеграции финансовых, стратегических и операционных аспектов управления эффективностью - то, что мы определяем как "Святой Грааль управления эффективностью" - стремятся многие организации. Однако результаты наших полевых исследований говорят, что реальная ситуация отличается от желаемой".

Первые итоги

Напомним, что BPM Pulse Survey - это независимое исследование, в котором приняли представители компаний из различных областей деятельности. Наибольшее число респондентов представлено Северной Америкой из приблизительно равного количества небольших, средних и крупных компаний. В этих компаниях они были заняты в финансовом, операционном и IT-отделах.

Прежде всего, интересны результаты, связанные с достижением Святого Грааля управления эффективностью - основного лейтмотива исследования. Согласно опросу, половина опрошенных реализовала все три составляющих. Финансовый аспект реализован у 31% опрошенных, операционный - у 12%, а стратегический - у 7%. Это также означает, что другая половина компаний, принявших участие в исследовании, даже не пытаются интегрировать стратегический, финансовый и операционный аспекты управления эффективностью.

Также примечательно, что большинство опрошенных не реализовали два ключевых преимущества, которое дает управление эффективностью бизнеса. Это улучшение стратегической согласованности (26% опрошенных) и повышение чистой прибыли (16% респондентов).

Тем не менее, все больше компаний осознают преимущества использования BPM-систем. За последние годы системы ВРМ превратились в основной стратегический инструмент принятия решений для руководства компаний.

Как показали результаты исследования, менее половины респондентов (39%) находятся в процессе внедрения BPM-систем, 6% - планируют, а 10% уже внедрили их. При этом четверть опрошенных внедряют новые BPM-системы, треть - настраивают уже существующие, 26% расширяют их, 11% обновляют, а 7% осуществляют замену.

Для сравнения - по результатам опроса 2009 года, в процессе внедрения BPM-проекта находились 81% респондентов, в 2010 году их было 42%. Но здесь важно учитывать, что количество компаний, имевших в 2009 году долгосрочные и краткосрочные планы по внедрению BPM, осталось практически неизменным. А вот количество компаний, успешно реализовавших BPM-проект в этом году, выросло - 10% вместо 8% в предыдущие годы. Любопытно, что число тех, кто не планирует реализации BPM-проекта, осталось неизменным - 27% опрошенных.

В большинстве компаний эти проекты идут под руководством финансовых отделов (46% опрошенных), у 22% они делают это совместно с IT, у 20% проектами полностью руководят IT-отделы. Бизнес-подразделения здесь находятся в меньшинстве, только в 8% компаний они отвечают за BPM-проекты.

Из года в год в исследовании звучит один из важнейших вопросов: какие BPM-компоненты наиболее важны для клиентов? И всегда в списке лидирует бюджетирование. Этот год не стал исключением: по-прежнему подавляющее большинство опрошенных заинтересованы в бюджетировании и прогнозировании (более 90% опрошенных). Это значит, что бюджетирование все еще остается слабым местом для большинства компаний и формирует своего рода фундамент для большинства систем управления эффективностью. Также приоритетное место занимают инструментальные панели (более 80% опрошенных). Далее следуют приложения для подготовки финансовой отчетности, операционная аналитика, стратегическое планирование, анализ доходности и консолидация. Многие из этих компонентов стали частью BPM только в последние годы. Внимание к инструментам отчетности значительно возросло в последние годы в связи с ужесточением требований надзорных органов. Операционная аналитика стала частью ВРМ благодаря тому, что многие компании осознали недостатки использования только консолидированных показателей, отражающих лишь общее функционирование компании.

Тот факт, что стратегическое планирование оказалось ближе к концу списка, подтверждает мнение, высказывавшееся экспертами, о том, что в непростых экономических условиях компании уделяют больше внимания краткосрочному анализу и прозрачности бизнеса, а не стратегическим задачам.

Как и год назад для большинства опрошенных оказались важны с точки зрения ценности для бизнеса такие возможности, как подготовка расширенной отчетности (более 50% опрошенных), анализ доходности (почти столько же), непрерывное прогнозирование (почти 50% опрошенных), управление расходами (более 40% опрошенных), прогнозирование (почти 40%) и предсказательная аналитика (более 30%опрошенных).

Если говорить о различных видах отчетности, то на первом месте участники исследования поставили управленческую отчетность (более 60% опрошенных), нерегламентированную отчетность (почти 30% опрошенных), обязательную (более 20% респондентов), стандартную отчетность для внешних структур и поддержка XBRL.

Как и прежде, один из вопросов опроса был посвящен выгодам, которые компании хотят получить в результате внедрения программного обеспечения класса BPM. По результатам исследования этого года большая часть респондентов от использования BPM-систем ожидает улучшения управленческой отчетности (60% респондентов), повышения прибыли (более 30% опрошенных), расширения возможностей планирования (более 30% респондентов).

Респонденты, в чьих компаниях BPM-системы уже внедрены и используются, отметили полученные выгоды и преимущества. Прежде всего, BPM-системы значительно облегчили доступ к информации (более 40% опрошенных), улучшили принятие решений (30% респондентов), позволяют получать "одну версию правды" (почти 30% респондентов) и помогают снижать затраты (более 25% опрошенных).

Подводя итоги, можно сказать, что спрос на системы управления эффективностью растет. Те, кто внедрил BPM-систему, говорят о полученных выгодах и преимуществах, другие планируют внедрить и решить с их помощью актуальные проблемы, осложняющие деятельность компаний. Поставщики, в свою очередь, постоянно совершенствуют свои приложения в ответ на меняющиеся запросы рынка.


Публикации

  1. Святой Грааль BPM: единое управление эффективностью бизнеса (The BPM Holy Grail: Unified Business Performance Management). 2011 г.
  2. Крейг Шифф. "Beyond the Hype 2011" - объективный взгляд на поставщиков BPM и тенденции: Святой Грааль управления эффективностью (Craig Schiff. Beyond the Hype 2011. An Unbiased Look at BPM Vendors and Trends: The Holy Grail of Performance Management), 20 января 2011 г.

Автор: По материалам зарубежных сайтов