Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Расходы на IT растут, но важно их использовать с умом

По мере улучшения экономической ситуации у многих компаний появились время и возможности оторваться от решения насущных проблем, посмотреть вокруг и начать строить планы на будущее. О том, как будет развиваться сфера IT и, в частности, рынок BI и BPM-систем, рассуждают ведущие эксперты.

Расходы на IT растут

Согласно расчетам аналитиков Gartner мировые расходы на IT в 2011 году составят 3,6 трлн. долларов, что на 5,1% больше, чем в прошлом году. В 2010 году во всем мире IT-расходы составили 3,4 трлн. долларов, что на 5,4% больше по сравнению с данными за 2009 год.

По мнению специалистов, расходы на IT в 2010 году по многим показателям превзошли все ожидания. Сохранятся ли подобные темпы роста в 2011 году, пока сказать сложно. С одной стороны глобальная экономическая ситуация этому благоприятствует, но в то же время восстановление идет медленно, темпы роста как в странах с развитой экономикой, так и в странах с развивающейся недостаточно высоки. Тем не менее, инвестиции в IT по-прежнему рассматриваются как важный элемент в стратегии развития бизнеса, поскольку обеспечивают возможность сокращения затрат и оптимизации бизнеса. Поэтому аналитики с оптимизмом смотрят в будущее, считая, что расходы на IT будут расти.

Куда идут деньги?

Как и на что конкретно выделяются деньги? На этот вопрос отвечает исследование "Внутри среднего бизнеса: перспективы 2011 года" (Inside the Midmarket: A 2011 Perspective), проведенное компанией KS&R, Inc. В ходе исследования были опрошены руководители IT-отделов 2112 компаний среднего размера (от 100 до 1000 сотрудников), работающих в самых разных отраслях промышленности, включая банковский сектор, розничную и оптовую торговлю, транспорт и страхование. Опрос охватил участников из более чем 20 стран. Основная цель исследования заключалась в том, чтобы определить приоритеты компаний в области IT и направления инвестиций.

Выяснилось, что компании среднего размера принимают меры для более эффективного использования информации в целях повышения производительности труда, конкурентоспособности, а также привлечения и удержания клиентов. В условиях экономического кризиса многие компании переосмыслили свое отношение к информационным технологиям. Из функции бэк-офиса и средства обеспечения сокращения расходов они стали основной движущей силой экономического развития. По мнению многих участников опроса, правильное сочетание IT и бизнес-стратегии может дать компании возможность совершить прорыв в своей сфере бизнеса.

Как оказалось, компании, увеличивая объем инвестиций в IT, ищут компромисс между решениями, которые дают краткосрочную экономию, и решениями, обеспечивающими рост доходов и укрепляющими отношения с клиентами. Среди главных приоритетов респонденты назвали управление затратами и повышение эффективности бизнеса (76% опрошенных), повышение производительности труда (70% опрошенных), оптимизация ключевых бизнес-процессов (62% респондентов) и обеспечение возможностей для лучшего принятия решений (62% опрошенных).

В 2011 году представители среднего бизнеса планируют следующие изменения для достижения приоритетных целей:

  • улучшение IT-инфраструктуры (75% опрошенных), чтобы обеспечить гибкость, масштабируемость и безопасность IT-систем;
  • расширение возможностей совместной работы (70% опрошенных), чтобы повысить производительность труда и лучше обслуживать клиентов;
  • внедрение BI-систем (70% опрошенных) и управление информацией (69%), чтобы лучше собирать и преобразовывать данные в полезную информацию;
  • внедрение BPM-систем (70% опрошенных) для осуществления мониторинга соответствия финансовой деятельности ключевым целям и контрольным показателям;
  • а также применение таких "модных" сегодня технологий, как виртуализация (67% опрошенных) и облачные вычисления (66% опрошенных), чтобы выгодно использовать распределенную инфраструктуру для повышения эффективности и снижения затрат.

Интересно также то, что исследование выявило строгое соответствие между приоритетами компаний из различных сфер бизнеса и областями IT, которые их интересуют. Например, представители банковской сферы в числе приоритетов назвали снижение затрат и повышение эффективности, улучшение обслуживания клиентов, повышение производительности и способность быстро реагировать на меняющиеся потребности своих клиентов. Соответственно их интересуют такие области применения IT, как безопасность, бизнес-аналитика, управление информацией и отношениями с клиентами.

В целом самыми приоритетными сферами, по мнению всех участников опроса, стали управление безопасностью (63%), управление отношениями с клиентами (62%) и бизнес-аналитика и управление информацией (59%).

Как показали результаты исследования, реализация эффективных стратегий требует от компаний более глубокого понимания и знания интересов своих клиентов, а также эффективности продаж и маркетинговых кампаний. Именно поэтому они решают инвестировать в бизнес-аналитику и управление информацией. Около 70% опрошенных либо планируют реализацию подобных проектов, либо уже осуществляют их. При этом интересно, что большинство компаний (53% в целом и 69% в развивающихся странах) ожидают увеличения своих IT-бюджетов в 2011 году - в 2009 году таких компаний было всего 20%. Эти цифры подтверждают вышеупомянутые прогнозы Gartner.

Базовые ценности

Своим видением текущего состояния рынка поделился и известный специалист в области BI и BPM Крейг Шифф (Craig Schiff). Основываясь на своем многолетнем опыте, он проанализировал текущую ситуацию и написал о том, какие изменения он хотел бы увидеть в 2011 году, а также дал свои рекомендации.

По словам эксперта, управление эффективностью бизнеса состоит из многих компонентов, реализация каждого из которых дает свои преимущества. Эффективность управления может, например, помочь решить проблемы бюджетирования или обеспечить более легкий доступ к информации с помощью инструментальной панели. Однако чтобы получить максимум пользы от управления эффективностью, необходимо реализовать компоненты трех основных областей, которые оно охватывает - стратегическую, финансовую и производственную. Но, как отмечает Шифф, очень немногие компании делают это сегодня. Почему?

Во-первых, у большинства компаний нет плана и четкого понимания, что управление эффективностью может для них сделать. Без этого все сводится к решению насущных проблем - тушению пожаров, как называет это Шифф. То есть, например, производится замена проблемной системы бюджетирования, основанной на электронных таблицах, или добавляется инструментальная панель, чтобы обеспечить доступ к информации в рамках всей компании.

Во-вторых, сложно найти продукт, который бы предлагал решения во всех проблемных областях.

Интересно, что Шифф обращает особое внимание на процесс выбора систем управления эффективностью бизнеса. По его словам, крупные организации выбирают программное обеспечение, стоимость которого превышает миллион долларов, закрыв один глаз и с руками, связанными за спиной! Чаще всего, программное обеспечение по управлению эффективностью приобретается либо у компаний, которые уже что-то продавали компании (например, поставщик ERP), или у поставщика, с которым прежде имел дело менеджер, принимающий решения. В результате альтернативные варианты практически не рассматриваются, приобретается продукт, не отвечающий нынешним потребностям компании, или за него переплачивают в несколько раз.

По словам Шиффа, не существует волшебной палочки - необходимо рассмотреть предложения самых разных поставщиков, продукты каждого из которых имеют свои сильные и слабые стороны. И выбрать из них того, кто наилучшим образом подходит для бизнес потребностей, технологической платформы и бюджета компании. А для этого, пишет Шифф, компания должна разработать пакет документов - требования к BPM-системе, которые должны быть письменно зафиксированы. В настоящее время, по наблюдению эксперта, подавляющее большинство компаний пренебрегают этим, в лучшем случае все требования и планы компании умещаются на одном листе бумаги.

Другая ошибка, которую совершают компании, это рассылка стандартного запроса на предложение по поставщикам ПО, не имея ясного понимания, кому именно следует отправить запрос. Кроме того, нередко, просто берутся требования, предъявлявшиеся к другому ПО, поэтому полученный ответ будет, скорее всего, бесполезным. Но даже если запрос составлен правильно, он попадает к менеджеру поставщика, задача которого отвечать на все запросы "да", "мы это сделаем".

В 2011 году Шифф призывает компании вернуться к базовым принципам и начинать реализацию BPM-проектов с составления подробного перечня требований, определения потенциальных поставщиков, а затем получения демонстрации продукта. Подобный подход важен еще и потому, что в итоге все будут понимать, почему был выбран именно этот поставщик, и поддержат решение руководителя.

Также известный эксперт и консультант призывает быть внимательнее при выборе консультантов по внедрению BPM-продуктов. По его словам, большинство консалтинговых компаний берутся за работу, но при этом то, что требуется вашей компании, может не входить в набор их основных умений. Консультанты по внедрению продуктов, как правило, хорошо знакомы с продуктами одного или двух поставщиков. Однако, некоторые из них выдают себя в качестве экспертов в области оценки и выбора поставщика, что, на самом деле, требует более широких знаний о поставщиках на рынке и их предложениях. И, конечно же, почти всегда такие консультанты рекомендуют поставщиков, которые платят им проценты за внедрение. Даже если найдется такой консультант "широкого профиля", всегда есть фирмы, специализирующиеся исключительно на этих областях и способные сделать все гораздо лучше.

Идеальный консультант, способный помочь организации с проектом по управлению эффективностью, по мнению эксперта, должен иметь большой опыт в бизнесе и технологиях одновременно. Но они встречаются не так часто. Поэтому Шифф призывает всех сосредоточиться на своих сильных сторонах и заниматься своим делом. От этого выиграют все.

Публикации

  1. Крейг Шифф. Управление эффективностью - пожелания на 2011 год (Craig Schiff. 2011 Performance Management Wish List). 12 января 2011 г.
  2. "Внутри среднего бизнеса: перспективы 2011 года" (Inside the Midmarket: A 2011 Perspective. IBM Worldwide Study). Январь 2011 г.
  3. Прогноз расходов на IT, 2010 год заканчивается на подъеме (IT Spending Forecast, 2010 Ends on the Upside). 2010 г.