Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

BI и BPM - пользователи хотят большего

В конце года, как и положено, многие компании и эксперты стали подводить итоги прошедшего года. Среди них большой интерес представляют результаты опроса "Бизнес-аналитика 2010: проблемы и приоритеты" ("2010 Business Intelligence (BI) Challenges and Priorities Survey"), опубликованные аналитическим порталом SearchBusinessAnalytics.com. В нем приняли участие 255 сотрудников IT-отделов и бизнес-пользователей, которые поделились информацией об использовании инструментов бизнес-аналитики и BPM-систем в своих организациях. Примечательно, что опрос выявил одну из важных тенденций 2010 года - стремление к координации и совместному использованию BI и BPM-технологий с тем, чтобы достичь максимального результата.

Помимо этого опрос затронул тему того, насколько распространены BI и BPM-системы, еще раз высветив проблему засилья электронных таблиц; и показал, что препятствия на пути внедрения BI и BPM очень часто носят далеко не технический характер.

Как показал опрос, несмотря на трудности и бюджетные ограничения, компании по-прежнему вкладывают средства в инструменты бизнес-аналитики. 85% компаний-респондентов имеют, по меньшей мере, один BI-инструмент (для сравнения - в прошлом году было 76%). В целом доходы от лицензирования и сопровождения программ бизнес-аналитики, по данным авторитетной компании IDC, выросли до 8 млрд. долларов, или на 2,5% в сравнении с 2008 г. И это в условиях, когда доходы в других сегментах IT-рынка падают.

В ходе опроса также проявилась довольно любопытная тенденция: чуть более половины респондентов, чьи компании обладают несколькими BI-инструментами, заявили, что они планируют консолидацию. Конечно, это означает, что другая половина компаний ее не планирует. Но это тоже по-своему правильно. Джил Диш (Jill Dyche), эксперт по BI и одна из основателей компании Baseline Consulting, советует подумать дважды, прежде чем приниматься за консолидацию. По ее мнению, необходимо хорошо взвесить все "за" и "против", прежде чем лишать бизнес-пользователей, активно использующих инструменты BI, важного элемента их работы.

Опрос показал, что, в отличие от предыдущих лет, когда основное внимание было сосредоточено на технических аспектах, например, на интеграции данных, сейчас все больше компаний сконцентрированы на том, чтобы сделать свои BI-системы более доступными для большего числа сотрудников. Конечно, новая область применения требует решения новых проблем. Так, по данным Gartner, корпоративные BI-системы требуют более тщательного выбора инструментов и их тонкой настройки, не существует одной программы на все случаи жизни. Особенно это касается крупных компаний, где различные подразделения и отделы выполняют разные функции и имеют разные цели. Поэтому их подходы к BI также должны быть различны, считает Патрик Михан (Patrick Meehan), аналитик Gartner.

Как выяснилось, пока лишь 44% организаций установили, внедряют или планируют установку систем управления эффективностью. Это согласуется и с данными аналитиков, которые отмечают, что приятие систем управления эффективностью остается на относительно низком уровне, несмотря на очевидные выгоды. Ведущее место, согласно Роберту Кугелю, директору по исследованиям компании Ventana Research, пока занимают электронные таблицы, которые используются для прогнозирования, бюджетирования и планирования в большинстве компаний. По словам эксперта, более высокая по сравнению с Excel стоимость BPM-приложений и глубоко укоренившаяся культура электронных таблиц являются основными препятствиями на пути внедрения систем управления эффективностью. Хотя известно, что использование Excel и электронной почты для бюджетирования и планирования имеет свои недостатки, о которых регулярно говорят на конференциях по BI и хранилищам данных.

Однако аналитики Gartner и некоторые другие участники ежегодного саммита по бизнес-аналитике (Business Intelligence Summit) предложили в прошедшем году новый подход к этой проблеме. Фактически признав свое поражение в борьбе с электронными таблицами, которые применяются в целях BI, они посоветовали сфокусировать внимание на корректном использовании таблиц в BI-проектах.

Большинство опрошенных компаний, которые внедрили или планируют внедрение BPM-систем, хотят получить больше функциональных возможностей, чем просто прогнозирование, бюджетирование и планирование. 62% респондентов используют или хотят использовать системы по управлению эффективностью для стратегического менеджмента, 67% заинтересованы в моделировании доходности и возможностях оптимизации, которые дают BPM-инструменты.

Традиционно BPM-системы использовались финансовыми сотрудниками для целей бюджетирования. И в этом смысле ничего не изменилось, как правило, компании начинают CPM-проекты именно для улучшения процесса финансового управления. Финансовое планирование остается главной причиной, по которой компании обращаются к аналитическим инструментам (так ответило 63% респондентов). Но это не единственное предназначение CPM. Тем более, как отмечает аналитик Gartner Джон Ван Декер (John Van Decker), во многие системы управления эффективностью изначально заложены функции, которые позволяют использовать их за пределами финансовых отделов, в частности, в прогнозировании продаж и управлении доходностью.

Оказалось, что 43% опрошенных компаний используют расширенную аналитику и data mining или планируют их использование в этом году. Современные технологии анализа данных могут дать компаниям преимущество над конкурентами, считает эксперт Джеймс Кобаэлус (James Kobielus) из Forrester Research.

Опрос показал, что в процессе внедрения аналитических инструментов компании часто сталкиваются не только с техническими проблемами. Согласно экспертам, внедрение аналитических инструментов и программного обеспечения требует пристального внимания к человеческому фактору. Необходимым условием успеха является сотрудничество IT-специалистов с пользователями из других отделов. В частности, первые должны удостовериться, что вторые успешно осваивают новые технологии.

По словам респондентов, прогнозная аналитика, data mining и клиентская аналитика - наиболее популярные типы технологий, которые их организации планируют использовать в ближайшее время. Так, 48% опрошенных собираются внедрить прогнозную аналитику уже в этом году. По мнению экспертов индустрии, прогнозная аналитика может стать следующим полем битвы для разработчиков и поставщиков BI-приложений и хранилищ данных, поскольку все больше таких компаний работают над тем, чтобы включить технологии прогнозной аналитики в свои основные платформы. Интересно, что компании, использующие и планирующие использовать эти технологии, заинтересованы не столько в прогнозировании крупных рыночных и экономических трендов, сколько в анализе поведения отдельных покупателей. Их цель - понять, что готовы приобрести разные группы покупателей, и затем планировать свои маркетинговые кампании, исходя из этих данных.

Как показал опрос, главная причина интереса компаний самых разных размеров к бизнес-аналитике и системам управления эффективностью - это повышение производительности. 71% респондентов назвали его ключевым фактором, влияющим на их планы. Повышение производительности вышло на первое место в ответах, обогнав такие показатели, как увеличение доходности и консолидацию данных (за них высказались 36% опрошенных).

Для того чтобы извлечь больше пользы от использования BI и BPM-инструментов и оправдать инвестиции в них, все больше организаций думает о том, чтобы выйти за пределы использования базовых функций - хранение данных, отчетность и анализ. Однако на это могут уйти годы, считают специалисты, так как предстоит преодолеть немало препятствий. Среди них проблемы качества данных, внутренние IT-ограничения и необходимость отучить сотрудников от электронных таблиц и других автономных инструментов.

Публикации

  1. Джефф Келли. Gartner: BI-стратегия предприятия: универсальный подход редко работает (Jeff Kelly. Gartner: Enterprise BI strategy rarely a one-size-fits-all approach). Июль 2010 г.
  2. Крис Максер. Расширение системы управления эффективностью предприятия я (Chris Maxcer. Expanding a corporate performance management system for enterprise CPM). Апрель 2010 г.
  3. Жюстина Окойн. "Бизнес-аналитика 2010: проблемы и приоритеты" (Justin Aucoin. 2010 business intelligence (BI) challenges and priorities survey). Декабрь 2010 г.
  4. Жюстина Окойн. Десять событий 2010 г. в области BI, аналитики и BPM (Justin Aucoin. Top 10 business intelligence, analytics and CPM stories of 2010). 29 декабря 2010 г.