Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Рынок BMP: бюджетирование по-прежнему в центре внимания потребителей

В предлагаемом материале собраны результаты последних исследований рынка BPM-систем. Цель обзора – подвести предварительные итоги развития рынка, определить текущие тенденции и изменения.

В этой связи интересно недавнее исследование Aberdeen Research, предпринятое с целью выявить причины, по которым компании обращаются к концепции управления эффективностью бизнеса, и установить, какие соответствующие технологии и инструменты используются в компаниях для улучшения процессов финансового и операционного управления.

По мнению аналитиков Aberdeen Research, в условиях выхода из кризиса, когда компании все еще вынуждены при достижении поставленных бизнес целей опираться на урезанные бюджеты и ограниченные ресурсы, существует опасность, что концепция эффективного управления может начать применяться бессистемно и непоследовательно.

Как показало исследование, сегодня основной целью компаний является обеспечения роста прибыли – именно так ответила половина опрошенных из крупных и средних компаний и 35% представителей малого бизнеса. Примечательно, что для последних не менее значимым является усиление бренда компании (35% опрошенных). Что же касается крупных и средних компаний, то второй значимой целью в 2010 году было увеличение рыночной доли (35 и 27% опрошенных, соответственно).

В ходе опроса были выявлены четыре основные проблемы, которые толкают компании к использованию технологий эффективного управления: рост затрат, негативно влияющих на прибыльность (36% опрошенных), несогласованность бюджетов и бизнес-целей (34% опрошенных), отсутствие системы внутрикорпоративной подотчетности (32% опрошенных) и слишком продолжительный цикл принятия решения (24% опрошенных). Интересно, что если первые две причины достаточно очевидны, то присутствие третьей вероятно связано с тем, что во многих компаниях понимают важность постановки корпоративных целей, но признают нехватку дисциплины и инфраструктуры, необходимой для трансформации этих целей в задачи и их распространения в организации.

Как известно, внедрение технологий управления эффектностью не является тривиальной задачей. Кроме чисто технологических проблем: многообразия источников данных (31% опрошенных) и сложностей с поддержкой BPM-решений в существующей IT-инфраструктуре (29% опрошенных), с которыми приходится сталкиваться в компаниях при разворачивании BPM-систем, актуальной также является проблема соотнесения корпоративных целей и их исполнения на местах (29% опрошенных). Очевидно, что это связано с отсутствием удовлетворительной системы отчетности, о которой упоминалось выше.

Бесспорный тренд последних лет – растущая востребованность приложений финансового планирования, бюджетирования и прогнозирования. Напомним, что аналитики Gartner даже провели отдельный анализ текущего состояния практики использования этих приложений. Разумеется, “феномен” этих приложений не мог не привлечь внимание и других исследовательских компаний

Вопросы финансового планирования, бюджетирования и прогнозирования остаются в фокусе внимание аналитиков Aberdeen Research уже третий год подряд. Как показало их исследование, необходимость обеспечить гибкость и адаптивность этих процессов к меняющимся условиям по-прежнему остается центральным вопросом, на котором сосредоточено внимание руководства компаний (47% опрошенных в 2010 году, 39% опрошенных в 2009 году, 37% опрошенных в 2008 году) – см. рисунок 1.

Рис. 1. Актуальные проблемы, возникающие в процессе планирования и бюджетирования, % ответивших (по данным Aberdeen Research, февраль 2010 года)


Примечательно, что если точность бюджетов имела огромное значение в 2008 году (42% опрошенных), то требования к точности были ослаблены в прошлом году (25% опрошенных); зта тенденция продолжилась и в текущем году (22% опрошенных в 2010 году).

Второй по значимости задачей в этом году являлась необходимость улучшить согласованность бюджетирования и планирования с корпоративными целями (41% опрошенных; для сравнения - 29% в 2009 году).

Интересно, что текущий год коренным образом изменил подходы к тому, как в компаниях пытаются устранить сложности, возникающие в процессе планирования и бюджетирования (см. рисунок 2). Так, если в прошлом году компании фокусировались на улучшении качества данных (52% орошенных), то сегодня наиболее популярны управленческие подходы – разработка формализованного документооборота для процесса планирования и бюджетирования (47% опрошенных), а также автоматизация процессов и потоков задач, связанных с планированием и бюджетированием (41% опрошенных).

Рис. 2. Подходы к устранению сложностей, возникающих в процессе планирования и бюджетирования, % ответивших (по данным Aberdeen Research, февраль 2010 года)


Очевидно, что этот подход отражает мнение руководства компаний, как наиболее оптимальный для обеспечения гибкости и адаптивности процессов планирования и бюджетирования и их согласованности с корпоративными целями.

Актуальность задачи бюджетирования и планирования подтверждает исследование еще одной компании – Accenture. Как отмечается в их отчете, экономические неурядицы последних лет самым пагубным образом сказались на процессе планирования, основательно сократив продуктивность применения BPM-систем. Факты подтверждают это заключение: в компаниях резко усиливается недовольство традиционными процессами планирования. Так, только 11% опрошенных заявили, что полностью удовлетворены текущим состоянием. Для сравнения: для года назад таких было 17%, а десять лет назад – 20%.

Более двух третий респондентов отметили, что качество планирования снизилось из-за экономической неустойчивости, при этом более 80% признали, что важность наличие точных планов как раз возросла.

Согласно выводам Accenture, компании слишком сфокусированы на своих собственных исторических данных. Не умаляя значимости технологии планирования от достигнутого, эксперты рекомендуют также использовать внешние данные: информацию о клиентах, конкурентах, ожиданиях инвесторов, изменениях в надзорной практике.

Потенциальный источник гибкости и оперативности при планировании – это использование сценарного планирования. Это относительно новая технология, но она быстро набирает обороты. Три четверти из тех опрошенных, что заявили, что используют сценарное планирование, отметили, что используют его более интенсивно как результат недавней экономической нестабильности.

Еще одним инструментом повышения качества планирования является применение планирования “от событий”, в основе которого лежит предпосылка о том, что бизнес-обстоятельства могут меняться быстро и неожиданно. Наиболее удобный способ встраивания событий в процесс планирования – отслеживание набора показателей, которые отбираются исходя из их волатильности и степени влияния на бизнес.

По мнению Accenture, сценарное планирование и “событийный” анализ не преуспеют в случае их ограниченного применения, то есть если они используются небольшой, централизованной группой пользователей или ограничены рамками финансового отдела. Чтобы обеспечить быстрое внесение грамотных корректировок и поправок в планы, необходимо привлечь сотрудников фронт-офиса – тех, кто хорошо осведомлен об изменениях в потребительских предпочтениях, ценовых инициативах конкурентов и прочих нюансах локальных рынков. Несомненно, финансовые отделы должны сохранить центральную роль при построении бюджетной модели, но при этом должны изучать допущения менеджеров, общающихся с клиентами, а также обеспечивать понимание высшим менеджментом финансовых результатов, которые будут достигнуты при выполнении принимаемых решений и планов.

Еще одно наблюдение касается так называемой “продвинутой” аналитики – количественным методам извлечения из данных ценной информации – которая за последние десять лет превратилась в мощный источник конкурентных преимущества. По оценке Accenture, компании, демонстрирующие высокие результаты, в пять раз чаще использует такие инструменты по сравнение со своими менее успешными коллегами.

Согласно классификации, предложенной Accenture, “продвинутые” аналитические технологии могут быть представлены в следующих трех категориях:

  • Прогнозная аналитика – эти инструменты применяют к данным, полученным в результате использования стандартных аналитических средств, более сложные методы моделирования, прогнозирования и оптимизации для понимания, как скрытые тенденции повлияют на бизнес.
  • Методы совпадений (экспертные методы) - эти технологии оперируют мнением экспертов и групп людей, а также механическими алгоритмами для управления процессом принятия решения относительно значительных инвестиций. Например, используется тезис о том, что мнение группы людей часто может дать лучшее решение, что решение отдельных менеджеров.
  • Вероятностные методы – к ним относятся метод Монте-Карло, а также анализ “что-если”, улучшенный генерацией многочисленных случайных сценариев каждый со своей вероятностью.

Как отмечают аналитики Accenture, в нестабильные времена менеджеры могут отдавать предпочтение краткосрочным компонентам планирования, таким как бюджетирование или прогнозирования с горизонтом, ограниченным рамками текущего года. Излишний акцент на краткосрочных экономических флюктуациях, однако, может негативно повлиять на долгосрочную стратегию и поставить под угрозу устойчивость компании.

Несмотря на то, что экономический кризис изрядно подпортил реноме стратегического планирования (так, 13% опрошенных признали, что они вообще не прибегают к стратегическому планированию), этот управленческий подход помогает компаниям выявить ключевые вопросы и найти их решение. Например, решение о принятии дифференцированной стратегии и соответствующем выделении бизнес-единиц для генерации финансовых поступлений.

Стратегическое планирование, выполненное надлежащим образом, также способствует формированию адекватного баланса. Компании, обладающие хорошо поставленной технологией планирования денежных потоков и баланса, более эффективны в реализации стратегий и реагировании на новые возможности и угрозы. Кроме того, в Accenture рекомендует такое планирование дополнять возможностями сценарного планирования для корректировки финансового плана как реакции на события экономического характера и действия конкурентов. Более 90% из тех опрошенных, кто подтвердили, что они полностью удовлетворены процессом планирования денежных потоков и баланса, отметили, что могут эффективно претворять в жизнь свои стратегические планы.

С мнением экспертов Accenture в отношении стратегического планирования соглашаются и аналитики BPM Partners. В своей недавней работе, посвященной стратегическому управлению и его месту среди технологий BPM, они утверждают, что в ближайшие несколько лет следует ожидать признания рынком этого перспективного направления управленческих технологий. Для обозначения тренда BPM Partners предлагают использовать следующий термин – стратегический BPM, хотя и отмечают, что со временем может появиться и более удачное название. Под ним они понимают новый, зарождающийся класс корпоративного программного обеспечения - возможно просто расширение функций BPM-систем – который объединит реализацию стратегического планирования, оценки исполнения и корректировки планов с управлением операциями и финансовой эффективностью. Эти продукты будут сосуществовать с существующими системами – инструментами Business Intelligence, BPM-, ERP- и CRM-системами, главными бухгалтерскими книгами и прочими учетными системами. Все эти системы будет источником данных для стратегического BPM - для отслеживания степени достижения стратегических целей. Если представить корпоративные приложения в виде пирамиды, то стратегический BPM можно назвать ее вершиной, которая существует не изолированно, а устанавливает необходимые связи между элементами и слоями пирамиды.

Насколько быстро оправдается этот прогноз и зарождающейся тренд станет доминирующим на рынке, мы сможем увидеть в приближающемся новом году.

Публикации

  1. “Белая бумага” BPM Partners “Заветная цель управления эффективностью бизнеса: объединение стратегии, операций и финансов” (The Holy Grail of Business Performance Management: Strategy Meshed with Operations and Finance). Октябрь 2010 года.
  2. Отчет Aberdeen Group “Достижение корпоративных целей. Оценка и улучшение эффективности бизнеса” (Achieving Corporate Objectives. Benchmarking and Improving Your Business Performance). Сентябрь 2010 года.
  3. Отчет Aberdeen Group “Финансовое планирование, бюджетирование прогнозирование. Оживет ли экономика” (Financial Planning, Budgeting, and Forecasting. Will the Economy Emerge?). Февраль 2010 года.
  4. Роберт Бергстром, Джордж Маркотт (Robert Bergstrom and George Marcotte) “Стратегическое планирование на перепутье” (Strategic Planning at the Crossroads). 17 мая 2010 года.