Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Рынок ВРМ: до и на выходе из кризиса

За последние несколько лет рынок систем управления эффективностью бизнеса (ВРМ) претерпел существенные изменения.

Как указывает известный американский специалист в области ВРМ Крэйг Шифф (Craig Schiff), пять лет назад главным фокусом ВРМ было решение проблем планирования и бюджетирования финансовых отделов. С точки зрения информационных технологий (IT), средства ВРМ означали визуальное представление информации, извлеченной из Хранилища данных, на инструментальной панели. Но за последние годы понятие ВРМ существенно расширилось. Фактически системы ВРМ превратились в основной стратегический инструмент принятия решений для руководства компаний.

По оценке аналитиков Gartner, в условиях кризиса спрос на ВРМ-системы определяется необходимостью снизить расходы и повысить прибыли. Основными заказчиками и потребителями этих систем, как и прежде, являются финансовые отделы, однако число проектов, в которых ВРМ-система является общекорпоративной, увеличивается. В результате наблюдается переход от использования ВРМ-систем только финансовыми менеджерами и высшим руководством к применению этих систем тактически, на уровне отделов и бизнес-функций.

В современных системах ВРМ бюджетирование, планирование, прогнозирование и стратегическое планирование по-прежнему являются частью ядра ВРМ. Большинство поставщиков ВРМ обеспечивают все или часть этих функциональных возможностей. Финансовая консолидация – это более специализированное ВРМ-приложение, которое есть лишь у небольшого числа поставщиков. Финансовая консолидация важна, когда приходится объединять и согласовывать данные из нескольких главных бухгалтерских книг. Когда США перейдут к международным стандартам финансовой отчетности (IFRS), финансовая консолидация станет критическим компонентом для многих организаций. Кроме того, использование IFRS потребует большей прозрачности бизнеса и его соответствия требованиям законодательных актов. Все это вызывает повышенный спрос на ВРМ-системы.

Наряду со всеми выше перечисленными функциональностями, в ВРМ за последние годы появилось много нового:

  1. Возросла важность финансовой отчетности и, в частности, управленческой отчетности.
  2. Прогнозная аналитика стала одним из ведущих направлений ВРМ, хотя еще несколько лет назад это понятие было просто модным термином.
  3. Еще одно новое направление ВРМ – анализ и оптимизация рентабельности. Ряд поставщиков предлагали эти продукты уже давно, но непростые экономические времена последних лет способствовали тому, что эти приложения оказались весьма востребованными.
  4. Возросла важность корпоративного управления, снижения рисков и выполнения регулятивных требований. Эти направления особенно важны для отраслей, находящихся под государственным контролем.
  5. Операционная аналитика стала частью ВРМ. Это произошло благодаря тому, что многие компании осознали: невозможно полностью понять, как работает твой бизнес, пользуясь только консолидированными показателями, отражающими общее функционирование компании. Поскольку операционная аналитика – одна из наиболее новых областей ВРМ, она пока еще не столь хорошо освоена поставщиками. Единственным исключением является управление эффективностью продаж. Поскольку большинство компаний используют операционный анализ в первую очередь именно в этой области, она лучше всего разработана поставщиками ПО.

В известном ежегодном исследовании компании BPM Partners «BPM Pulse Survey», отражающем ситуацию на рынке ВРМ, указывается, что в 2009 г. гораздо большее количество компаний, чем обычно, осуществляли ВРМ-проекты. Среди почти 800 опрошенных компаний 81% указали, что у них есть ВРМ-проекты: уже завершенные, находящиеся в стадии реализации или планирования (в 2008 г. такие компании составляли 77% опрошенных). Как показывают результаты исследования, в сложных финансовых ситуациях важная роль управления эффективностью становится еще более очевидной. При том что общие затраты на IT во времена кризиса могут сокращаться, в 2009 г. 38% участников исследования отметили, что экономическая ситуация не повлияет на их ВРМ-планы, а 52% заявили, что усилят внимание к ВРМ. Однако из этих 52% почти треть (28%) указали, что ВРМ-проекты придется осуществлять в более экономном режиме. И только 10% отметили, что они вынуждены свернуть ВРМ-проекты из-за экономических проблем. В 2010 г. более половины респондентов (58%) сообщили, что система ВРМ является необходимой для компании, а 37% считают, что средства управления эффективностью - полезное начинание, которое было бы неплохо иметь в организации. И лишь 5% считают, что ВРМ-проект – слишком большая роскошь для компании.

В 2010 г. почти четверть (23%) участников исследования планируют ВРМ-проекты либо в ближайшей (менее года), либо более отдаленной (свыше 1 года) перспективе. Из этих 23% две трети (т.е. 15% опрошенных) составляют «отдаленные» проекты, а в течение ближайшего года ВРМ-проекты планировала только одна треть (т.е. 8%) респондентов (как и в 2009 г.). Отнесение ВРМ-проектов на более поздние сроки – тенденция последних двух лет. В 2008 г. о таких проектах сообщали только 10% респондентов. Очевидно, подобная тенденция отражает корректировку планов компаний из-за сложных экономических условий. О завершенных ВРМ-проектах в 2010 г. сообщили 8% респондентов, что совпадает с показателями 2009 и 2008 гг.

По данным BPM Pulse Survey, в 2010 г. выросла доля новых ВРМ-проектов: с 31% в 2009 г. до 37%. Возросла и доля проектов, представляющих собой расширение, улучшение или обновление уже существующих: с 55% в 2009 г. до 58% в 2010 г. Соответственно, снизилась пропорция проектов по замене уже существующих решений: с 14% в 2009 г. до 5% в 2010 г.

Достаточно закономерным представляется тот факт, что во времена экономического кризиса самыми востребованными областями ВРМ оказались оптимизация рентабельности, операционный анализ, моделирование сценариев, анализ «что, если» и стратегическое планирование. Интересно, что в 2009 и 2010 гг. респонденты называли разные причины в качестве основного мотива для внедрения ВРМ. В 2009 г. главным побудительным мотивом было повышение корпоративной эффективности, а следующими по важности причинами – совершенствование операционной аналитики и налаживание основных процессов. В 2010 г. картина изменилась. Теперь на первое место вышло улучшение управленческой отчетности, второй по важности причиной стало налаживание планирования. Совершенствование операционной аналитики оказалось на третьем месте, а повышение корпоративной эффективности – лишь на пятом.

По данным «BPM Pulse Survey», и в 2009, и в 2010 гг. основным компонентом ВРМ, который внедряли опрошенные компании, были приложения для бюджетирования и прогнозирования. На втором месте оказалась финансовая отчетность. Приоритет бюджетирования, планирования и финансовой отчетности подтверждается и данными исследовательский компаний Gartner и Forrester Research. Далее следовали инструментальные панели и операционная аналитика, а стратегическое планирование оказалось лишь на пятом месте. Как считает Джон Колберт (John Colbert), вице-президент компании BPM Partners по исследованиям и анализу, такое распределение может быть связано с тем, что в условиях экономического кризиса компании больше внимания уделяют краткосрочному анализу и прозрачности бизнеса, а не стратегическим задачам. Согласно другим исследованиям (аналитических компаний Gartner, IDC и Forrester Research), в последние годы стратегическое планирование не пользовалось большой популярностью, и только недавно эта функциональность стала пользоваться спросом (см. статью «Управление эффективностью бизнеса сегодня и в ближайшем будущем: что думают об этом иностранные исследовательские компании» в предыдущем номере журнала). Так, аналитики Forrester Research отмечают высокий потенциал этого сегмента и прогнозируют самые высокие темпы роста среди других компонентов – 18%.

Тенденцию роста рынка ВРМ подтверждают и данные исследовательских компаний. Так, по информации компании Gartner, в 2007 г. рост рынка составил 19%, а в 2008 г. – даже 28%, несмотря на начавшийся экономический кризис. В 2009 г. тенденция роста рынка сохранилась, но абсолютные показатели снизились. Так, по данным аналитиков Gartner, рост мирового рынка средств бизнес-аналитики (BI), аналитических приложений и ВРМ в 2009 г. составил всего 4%.

Как показывают результаты исследований компании BPM Partners, в целом компании удовлетворены решениями ВРМ, которые они внедряют. В 2009 г. почти 70% опрошенных компаний заявили, что их ВРМ-проекты оправдали или даже превзошли ожидания.

Таким образом, даже в непростых экономических условиях ВРМ рассматривался компаниями как важное корпоративное приложение, а количество организаций, использующих ВРМ-решения, продолжает увеличиваться. Процесс внедрения ВРМ становится короче и дешевле, а новые полноценные ВРМ-системы становятся жизненно необходимыми для многих компаний.

Публикации

  1. Крэйг Шифф (Craig Schiff), Управление эффективностью бизнеса в 2010 г., часть 1 (Business Performance Management in 2010, Part 1). Декабрь 2009 г.
  2. Результаты исследования применения ВРМ (BPM Survey Central Results). 2009 г.
  3. Джон Колберт (John Colbert), Управление эффективностью в неспокойные времена. Результаты исследования применения ВРМ в 2009 г. (Performance Management in Turbulent Times. Results from 2009 BPM Pulse Survey). Июнь 2009.
  4. Крэйг Шифф (Craig Schiff), Что стоит за рекламой, 2010. Объективный взгляд на поставщиков и тенденции ВРМ: Важность ВРМ (Beyond the Hype 2010. An Unbiased Look at BPM Vendors and trends: The Importance of BPM). Январь 2010.
  5. Магические квадранты для ВРМ-систем, 2009 год (Gartner, Magic Quadrant for CPM Suites).
  6. Магические квадранты для ВРМ-систем, 2008 год (Gartner, Magic Quadrant for CPM Suites).
  7. По оценке Gartner, мировой рынок средств бизнес-аналитики (BI), аналитических приложений и ВРМ вырос на 4% в 2009 г. Пресс-релиз. (Gartner Says Worldwide Business Intelligence, Analytics and Performance Management Software Market Grew 4 Percent in 2009). Апрель 2010 г.