Подводя итоги года, эксперты исследовательской компании IDC подготовили
отчет о состоянии рынка программного обеспечения для бизнес-аналитики
(business analytics). Рассмотрим основные результаты этой работы.
Согласно оценкам специалистов IDC, объем доходов на рынке
бизнес-аналитики вырос за год на 12,7% и достиг 22,1 млрд.
долларов. Уровень роста превысил прогнозы на 1,5%. Доходы от продаж
инструментов и приложений управления эффективностью составили 15,4 млрд.,
а от платформ Хранилищ — 6,7 млрд.
Эксперты IDC выделяют следующие сегменты рынка:
- Инструменты и приложения для управления эффективностью. К этой
категории относятся:
- средства управления финансовой эффективностью и стратегиями
(бюджетирование, планирование, консолидация, оценочные панели, управление
доходностью, ФСА);
- аналитические приложения для CRM (управление взаимоотношениями клиентами) —
аналитика для продаж, обслуживания клиентов, контактных центров, маркетинга,
анализа веб-сайтов, оптимизации цен и т.п.;
- планирование функционирования цепи поставок;
- другие аналитические приложения для цепи поставок (логистика, управление
складом, производством и проч.);
- аналитические приложения для операционных отделов (аналитика для финансовых
услуг, образования, здравоохранения и проч.);
- аналитические приложения для управления персоналом;
- BI-инструменты (отчетность, запросы и аналитика, OLAP-инструменты
и нерегламентируемые запросы, продвинутая аналитика);
- аналитические инструменты управления пространственной информацией.
- Платформы Хранилищ данных (подробно рассматривается в статье
Рынок платформ для Хранилищ данных:
результаты исследования IDC.)
Рассмотрим основные прогнозы и рекомендации аналитиков, касающиеся
преимущественно первого сегмента рынка.
Предположения на будущее
Рынок бизнес-аналитики продолжает развиваться по мере повышения спроса
на развитые средства управления эффективностью и выполнение
нормативных требований. Основная цель данной технологии — обеспечить все
заинтересованные стороны нужной информацией в нужное время, используя
нужную технологию, дабы добиться более эффективного принятия решений
по всем бизнес-подразделениям, повышения прибыли, сокращения расходов,
внесения модификаций и сокращения рисков. В этом смысле компании
внедряют аналитические бизнес-технологии для поиска и обнаружения
информации, прогнозируют тенденции на будущее, исходя из исторических
данных, выполняют сценарное планирование, распространяют информацию
заинтересованным лицам.
По мнению аналитиков, в ближайшие годы ожидается четкая тенденция
охвата двух основных потребностей клиентов:
- Больше данных. Постоянный рост объемов информации для
анализа налицо. И чем больше клиенты знают о потенциале бизнес-аналитики
для повышения эффективности, тем серьезнее необходимость в комбинировании
структурированных транзакционных данных с другими формами неструктурированных,
полуструктурированных и мультимедийных данных.
- Больше пользователей. Неуклонный рост числа лиц, принимающих
решения, также очевиден. Традиционно рынок BI-инструментов решал задачи
бизнес-пользователей и аналитиков и редко охватывал деятельность
менеджеров и, тем более, внешних партнеров. Чтобы добиться широкого
проникновения BI, конечным пользователям и поставщикам технологий
нужно пересмотреть свои подходы внедрению и учитывать ожидания
пользователей в отношении доступа к информации и интерактивности. Для
этого бизнес-аналитику можно внедрять в операционные приложения.
В то же время, количество внутренних разработчиков и аналитических
экспертов явно не удовлетворяет растущий спрос. Этот разрыв необходимо
заполнить за счет средств автоматизации, внешних фирм-консультантов,
приложений в виде услуг (software-as-a-service — SaaS), а также
аналитических бизнес-приложений, разработанных сторонними организациями.
Аналитики IDC также отмечают, что в связи с набирающим обороты
экономическим кризисом может наблюдаться некоторое снижение темпов роста и
показатели доходов компаний-поставщиков в будущем году, возможно,
упадут.
Рекомендации экспертов
Сегодня для всех очевидно, что использование средств бизнес-аналитики должно
повысить конкурентные возможности компаний. Несколько исследований последних
лет, в том числе оценки влияния бизнес-аналитики, а также
окупаемости ли аналитикам IDC возможность выдвинуть ряд рекомендаций для
конечных пользователей.
Конечно, идея использования информации для достижения конкурентных
преимуществ не нова для бизнес-лидеров. Как говорится, секрет бизнеса
заключается в том, чтобы знать что-то, чего еще не знает никто.
Конечных пользователей можно разделить на две широкие категории:
- те, кто нуждается в средствах нерегламентируемого анализа
и передовой аналитики, для кого анализ информации является неотъемлемой
частью работы;
- те, кто нуждается в директивных инструментах анализа, применяемых
в моменты принятия решений в рамках операционных средств.
Если говорить о нерегламентируемых запросах для аналитиков,
то, по мнению IDC, самым действенным методом является создание
самостоятельной среды, в которой:
- конечные пользователи имеют доступ к данным, контроль которых
осуществляется централизованно;
- аналитические методы, технологии и пользовательский интерфейс
контролируется аналитиками/конечными пользователями самостоятельно.
Однако этот подход не эффективен для проектов, где главной целью
является внедрение бизнес-аналитики в операционные приложения для рядовых
сотрудников. В этом случае техническим специалистам приходится полностью
брать на себя контроль за системой. Чтобы упростить работу, многие
компании пытаются обеспечить подробное описание и директивы по
использованию аналитики. К сожалению, во многих случаях под видом
анализа выполняется бессмысленное манипулирование данными,
а не оптимизированное принятие решений. И этого нужно
избегать.
Аналитики IDC видят две основные причины неэффективного использования
аналитических систем: это проблемы в ведении бизнеса, так и собственно
технические сложности.
Среди причин неэффективного использования аналитических систем можно назвать
как проблемы в ведении бизнеса, так и собственно технические
проблемы:
- говоря о проблемах в ведении бизнеса, они отмечают, что
в основном они связаны с недостаточным участием руководства в
аналитические проекты, а также с отсутствием идентификации
бизнес-процессов, четко выделенных ключевых показателей эффективности и других
факторов, которые позволили бы эффективно использовать и разделять
информацию;
- второй блок проблем, как упоминалось выше, связан с IT-подразделениями
компаний. Так, по оценке IDC, коренная причина — боязнь IT-персонала
оказаться ненужным. Эксперты считают, что это предубеждение необоснованно,
учитывая существующие ныне и ожидаемые в будущем сложнейшие требования
по балансировке нагрузки. Результатом внедрения бизнес-аналитики будет
не устранение сотрудников, но использование их для решения более
сложных интеллектуальных задач, для разработки новых приложений
и расширения существующих, для поддержки инновационных функций
и повышения эффективности внутренних процессов. Более высокий уровень
автоматизации должен рассматриваться как средство демонстрации ценности
IT-специалистов для организации. Конечно, кое-кто из сотрудников может
потерять свое место, однако ценный специалист, скорее всего, найдет свою новую
роль (например, в области интеграции или консалтинга).
Эксперты IDC рекомендуют компаниям расширить свое видение бизнес-аналитики,
выйти за рамки традиционных инструментов выполнения запросов
и отчетности и внедрить продвинутые технологии, средства поиска
и обнаружения знаний, автоматизацию бизнес-процессов, инструменты
коллективного взаимодействия, автоматизацию потока работ. По мере
расширения проектов особенно важным становится поэтапное наращивание
функциональности и развитие стратегии.
Согласно исследованию, ключевыми факторами при оценке, разработке
и внедрении бизнес-аналитики являются:
- идентификация аналитических проектов и соотнесение
их с бизнес-целями. Создание Хранилищ данных и сотен отчетов
само по себе только усложнит жизнь IT-специалистам и потребует массы
ресурсов. Руководство должно внедрять культуру разработки систем, которая
позволит менеджерам четко разобраться, какие решения не оптимизированы
и каким образом для их развития можно использовать
бизнес-аналитику;
- выявление показателей эффективности. Не все показатели являются
ключевыми. Нужно выбирать только те, которые действительно положительно
влияют на бизнес;
- идентификация пользователей и их специфических аналитических
нужд. Необходимо учесть всех членов организации, которые принимают те или
иные решения. У каждой группы пользователей свои потребности
и им нужен доступ к разным показателям в разные моменты
времени, с использованием различных технологий. Аналитическая система
должна учитывать все эти особенности;
- оценка частоты сбора и предоставления данных. Не все процессы
требуют обновления данных в режиме реального времени. Как правило,
необходим постоянный мониторинг, а поставка информации может выполняться
через определенные интервалы;
- идентификация потребностей в данных. Ее необходимо расширить
и включить не только структурированные,
но и неструктурированные, полуструктурированные и мультимедийные
данные. Все типы информации могут повлиять на показатели эффективности, а
следовательно, помочь в оптимизации бизнес-процессов. Оценка потребностей
в данных включает в себя и уровень детальности, необходимый для
аналитического решения (этот фактор, в свою очередь, влияет
на требования к масштабируемости Хранилища).
- выявление IT-требований. Наконец, все уже упомянутые показатели помогут
выбрать программное и аппаратное обеспечение. Компоненты готового решения
должны охватывать все сегменты рынка бизнес-аналитики, а также ряд смежных
областей.
Публикации:
- Прогнозы для рынка бизнес-аналитиков на 2008-2012 годы. Доли
поставщиков на 2007 год (Worldwide Business Analytics Software 2008 —
2012 Forecast and 2007 Vendor Shares), декабрь 2008, Дэн Вессет (Dan
Vesset), Брайан Макдонаф (Brian McDonough),
http://www.sas.com/news/analysts/idc_ba_1108.pdf.