Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Текущая ситуация на рынке инструментов интеграции. Мнение компании Gartner

Предлагаем читателю краткие итоги исследования рынка средств интеграции,
недавно выпущенного компанией Gartner. Речь пойдет об основных тенденциях
развития технологии, о консолидации продуктов, а также
об успехах и ошибках поставщиков.

Значение инструментов интеграции данных (data integration — DI) укрепляется по мере осознания бизнесом их роли в поддержке таких сложных проектов, как управление нормативно-справочной информацией (MDM), бизнес-анализа (Businees Intelligence) и обеспечение сервисно-ориентированной архитектуры (SOA). В последнее время задача контроля расходов выдвинула инструменты интеграции на первый план, так как организации осознают, что приверженность к внедрению и поддержке самостоятельной интеграции данных (выполняемой фактически «вручную») уже потеряла всякий смысл.

Инвестиции в инструменты интеграции, являющиеся стратегической основой корпоративного управления, растут с каждым годом. Поставщики, предлагающие различные стили предоставления данных (data delivery styles), обеспечивающие управление метаданными и поддержку сервисов, ощущают все больший спрос на свою продукцию.

Объем рынка в 2007 году оценивался в 1,44 миллиардов долларов, прогнозируется потенциальный рост до 17% в год[1]. Доход от услуг поддержки также растет, при этом временные и материальные затраты на внедрение инструментов DI существенно зависят от масштабов и сложности внедрения.

Компания Gartner подвела итоги развития рынка инструментов интеграции в третьем квартале 2008 года. Рассмотрим, кратко, некоторые результаты данного исследования.

Особенности рынка

Для начала приведем наиболее актуальное на сегодняшний день определение технологии интеграции (предложенное Gartner)

Интеграция данных включает в себя методы, архитектурные технологии и инструменты для достижения согласованного доступа и предоставления данных в рамках тех предметных областей и структурных типов данных, которыми оперирует организация. Цель состоит в выполнении требований к потреблению данных для приложений и бизнес-процессов.

Необходимый набор функциональных возможностей инструментов интеграции был описан специалистами Gartner в отчете за 2007 год и приведен в материале «Требования к инструментам интеграции данных».

Сегодня DI оказывается в центре информационной инфраструктуры и поддерживает беспрепятственное разделение данных как внутри, так и вне организационных и системных границ.

Бизнес-факторы, такие как скорость выхода на рынок (speed to market) и быстрота изменений (agility to change) бизнес-процессов и моделей, требуют от компаний перехода к новым методам управления данными. Упрощение процессов и IT-инфраструктуры необходимы для достижения прозрачности, а прозрачность требует согласованного и полного представления данных, которое отражает эффективность и функционирование бизнеса. Интеграция данных является критически важным компонентом всей корпоративной стратегии управления информации.

С технологической точки зрения, инструменты интеграции данных традиционно поставлялись на ряд взаимосвязанных рынков, на каждом из которых обеспечивался свой тип интеграции. Средства извлечения, преобразования и загрузки (ETL) преимущественно использовались для внедрения Хранилищ и витрин данных, и наиболее крупные доли рынка в этой области сформировали своего рода «центр тяжести» для консолидации рынка. BI-проекты, в большой мере зависящие от метаданных, подстегнули развитие комбинированных средств интеграции с возможностями управления метаданными.

В последние два года поставщики и крупнейшие компании стремятся к централизации функций в виде сервисов для семантической интерпретации и согласования. Шаги в направлении семантической интеграции данных имеют важнейшее значение. Для руководителей по информатизации эта тема в ближайшем будущем станет еще более актуальной, так как компании все чаще внедряют семантические технологии в существующие продукты. Пока семантика остается для многих малознакомым термином, однако аналитики и эксперты советуют обратить внимание на нее.

С интеграцией данных пересекается ряд других областей - инструменты управления качеством, адаптеры, инструменты моделирования данных и т.п. В результате исторической фрагментации все эти рынки приобрели сложный характер и затруднили реализацию задач DI в крупных компаниях. Разные рабочие группы использовали разные инструменты, при этом наблюдалась несогласованность, избыточность и отсутствие общих методов управления и использования метаданных. Многие клиенты вынуждены были приобретать средства разных поставщиков, чтобы получить исчерпывающий набор функций.

Сегодня поставщики решают ряд перечисленных проблем путем консолидации. Чаще всего она выражается в слиянии специализированных инструментов в пакеты или платформы интеграции данных. В результате формируется рынок полных пакетов DI, базирующихся на общей архитектуре.

Специалисты Gartner отмечают, что новый рынок медленно вытесняет прежние категории продуктов (например, ETL) и становится высоко конкурентной средой.

Однако есть тут одна настораживающая особенность. Если традиционные ETL-продукты становятся базой для консолидации, то после приобретения средств интеграции, основанных на передаче сообщений, а также ряда других технологий, особого развития новых функций не наблюдается. По мнению специалистов, поставщики, предлагающие разные виды интеграции, обычно обладают серьезными возможностями только в одном из них.

Кроме того, покупатели должны осознавать, что на развивающемся рынке некоторые несоответствия, возникшие в связи со слияниями и поглощениями, сохранятся и в ближайшем будущем, так как небольшие поставщики, владеющие ценными технологиями, по-прежнему будут вливаться в более сложные портфели DI.

Успехи и ошибки поставщиков

Отчет Gartner выделяет сильные и слабые стороны каждого продукта, а также дает разумные советы покупателю.

Исследование подтверждает явное разделение рынка на две ветви. Лидирующие компании, такие как: Informatica, IBM, Oracle и ряд других, продукты которых берут свое начало в традиционной области, — отличаются серьезной поддержкой интеграции табличных (структурированных) данных. Кроме того, они владеют средствами интеграции для неструктурированных данных, а также множеством стилей предоставления данных.

Обеспечивая минимальную поддержку интеграции (помимо ETL), оставшиеся поставщики ищут иных стратегий и методов повышения конкурентоспособности в сравнении с лидерами.

Некоторые осознают важность сервисной архитектуры. Ряд поставщиков ищут уникальные пути и существенно отличаются от лидеров по методам работы на рынке — выбирают новые каналы предоставления услуг, предлагают интеграцию, связанную с управлением качеством и аналитикой, комбинируют DI и средства поиска. Лидеры также обладают этой функциональностью, но не столь оригинальной и проработанной.

Задача «специализированных» разработчиков — расширить свою долю рынка и вовремя удовлетворять растущий спрос на поставку услуг в виде сервисов, на управление метаданными и качеством информации.

Если сравнивать с ситуацией прошлого года, то становится очевидным первенство тех поставщиков, которые сделали ставку на MDM и качество данных. В частности компания Informatica существенно продвинулись вперед. Специалисты Gartner отмечают высокий уровень «видения рынка» и практической реализации этого видения.

Особенное уважение этот поставщик получил за последовательное усовершенствование технологии, качественное обслуживание и поддержку.

В этом году компании удалось обеспечить единую платформу для управления качеством данных, идентификацию, усовершенствованные функции сопоставления, а также продвижение в плане управления семантическими метаданными. Согласно исследованию Gartner, в области ETL и SaaS Informatica несомненно превалирует над остальными участниками.

Кроме того, опережает такого серьезного конкурента, как IBM, по части простоты использования и освоения продукта.

Средства DI от компании Informatica используются очень широко, их сфера применения не ограничивается одной-двумя областями, как у конкурентов. В частности, специалисты отмечают, что продукты Oracle и SAS внедряются в основном в рамках BI-проектов (Oracle) или аналитических приложений (SAS).

Пока приобретение Informatica со стороны более крупных поставщиков не прогнозируется. Вероятно, компания сама будет приобретать более мелких специализированных разработчиков, также как и ее конкуренты. Тем самым лидеры попытаются добиться законченности своих пакетов.

Аналитики утверждают, что компания Informatica полностью предана идее интеграции данных, и вероятнее всего будет и дальше успешно развивать свои продукты, добиваясь полноценного функционирования проектов. У нее достаточно развитая партнерская сеть и методология разработки решений. В отчете Gartner отмечается некоторое отставание IBM в этом отношении (видение рынка хорошее, а практическая реализация пока не идеальная).

Будет интересно пронаблюдать в ближайшие два года, как далеко уйдут вперед эти два главных игрока на рынке интеграции.


Публикации:

  1. «Магические квадранты: инструменты интеграции данных, 2008" (Magic Quadrant for Data Integration Tools, 2008), сентябрь 2008, Тэд Фридман (Ted Friedman), Марк Бейер (Mark A. Beyer), Андреас Биттер (Andreas Bitterer), http://mediaproducts.gartner.com/reprints/sas/vol5/article4/article4.html;
  2. «Отчет Gartner по инструментам интеграции данных за 2008 год» (Gartner Releases 2008 Report on Data Integration Tools), сентябрь 2008, Лорейн Лоусон (Loraine Lawson), http://www.itbusinessedge.com/blogs/mia/?p=473.


[1] Данные Gartner (www.gartner.com)

Автор: По материалам зарубежных сайтов