Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Рынок BI-платформ. Мнение компании Forrester

Материал обобщает результаты исследования, проведенного компанией Forrester во
втором квартале 2008 г. Описываются основные компоненты BI-платформ, тенденции
развития рынка, а также разные подходы поставщиков.

Продолжая серию материалов, касающихся ситуации на рынке business intelligence в 2008 г (см. Рынок инструментов BI. Мнение компании IDC, Распространение технологии BI), рассмотрим вышедший недавно отчет исследовательской компании Forrester, посвященный BI-платформам. Новое исследование обобщает основные тенденции на рынке, а также рассматривает сильные и слабые стороны лидирующих поставщиков. Приведем некоторые его результаты.

Получение развернутой информации на основе более широких выборок данных и более сложных моделей, а также принятие тех же решений, что и у конкурентов, но в более короткие сроки — вот что отличает сегодня наиболее продвинутые компании. И основную роль в подержании подобной конкурентоспособности играют средства BI.

Вопреки распространенному мифу, BI обеспечивает не только отчетность и аналитику. Компания Forrester определяет технологию business intelligence следующим образом:

«Набор методологий, процессов, архитектур и технологий, преобразующих исходные данные в полезную и содержательную информацию, используемую для принятия решений, эффективных в отношении стратегии, тактики и функционирования компании».

Для того чтобы построить масштабируемую, сложную и безопасную BI-среду, необходимо порядка 40 компонентов. Несомненно, отчетность, аналитика и предоставление информации являются важными составляющими BI-архитектуры, но не менее значимым является обнаружение зависимостей в данных, прогнозирование, интеграция, управление качеством данных и прочие сложные функции. Отчетность — лишь вершина айсберга.

На рынке BI-средств мощными темпами идет консолидация, однако назвать его зрелым нельзя. Сегодня технология находится на пороге появления нового поколения средств — с развитыми пользовательскими интерфейсами, с интеграцией процессов и правил, самостоятельно клиентов, альтернативными СУБД технологиями и проч. Поэтому ключевые компоненты (отчетность и аналитика, которые по всеобщему признанию являются «ядром» business intelligence[1]) сегодня расширяются и дополняются еще восемью важными функциями:

  • Операционная отчетность для массового распространения. Вне зависимости от того, насколько пользователи готовы работать с ПО самостоятельно, инструменты разработки отчетности, в основном применяемые профессионалами, остаются ядром BI-продуктов. И хотя они также используются для анализа данных и создания визуальных инструментальных панелей, основное их назначение — массовое распространение очень сложных отчетов. Эти продукты должны обеспечить точнейшее размещение данных и графики, скрипты, аналогичные по возможностям полноценному языку программирования, а также функции обработки сложных заголовков и колонтитулов, вложенные итоги, множество ветвей отчетов на одной странице и т.п.
  • Средства задания нерегламентируемых запросов. Если форматирование и распространение отчетов не является обязательным, а специалисту необходим быстрый ответ на простой вопрос, то достаточно использовать несложные инструменты нерегламентируемой отчетности с интуитивным пользовательским интерфейсом.
  • OLAP-инструменты. Если основные вопросы в компании - «почему?» и «что будет?», а не «как было?» и «что было?», то ей потребуются инструменты оперативной аналитической обработки, которые позволяют искать причины и проводить анализ «что-если», а также перегруппировать, пересортировать и организовать данные в наиболее удобной для анализа форме.
  • Инструментальные панели и интерактивный визуальный пользовательский интерфейс. Инструментальные панели применяются в качестве графического интерфейса к операционной или аналитической информации. Они предназначены для подачи исторической, текущей и прогнозной информации, обычно представленной в виде ключевых показателей эффективности. Задача панелей — привлечь внимание пользователей к важным условиям, тенденциям и исключительным ситуациям. Существует множество видов таких инструментов, в том числе сбалансированная оценочная панель, панели мониторинга бизнес-операций, визуализации операций для data mining и анализа текстов и т.п.
  • Мониторинг бизнес-операций (BAM), для отчетности по данным в реальном времени и для обработки информационных потоков. Помимо отображения данных об операциях, эта технология используется для сбора и обработки информации о событиях, соотнесения их со средними показателями, а также отображения текущего статуса показателя.
  • Прогнозное моделирование (predictive modeling) позволяет заглянуть в будущее. Использование различных статистических моделей помогает предсказать вероятность достижения того или иного показателя в будущем, с учетом различных возможных условий. Один их наиболее распространенных видов моделирования — анализ потребительской корзины, позволяющий прогнозировать покупку того или иного продукта конкретным покупателем в определенном магазине и в определенный сезон, время и день, с учетом текущих экономических условий (процентная ставка, цены на топливо и проч.).
  • Рабочие пространства BI обеспечивают возможность совершенно самостоятельной работы пользователей. В большинстве BI-сред до сих пор существует масса ограничений на действия пользователей (фиксированные модели данных, невозможность налету добавлять новые измерения, ограниченный доступ к производственным данным. Компания Forrester называет BI-пространством среду исследования данных, где опытные пользователи без помощи технических специалистов могут анализировать ситуацию, корректировать данные, устранять ошибки, модифицировать модели данных, обогащать выборки данных и выполнять анализ. Примером таких рабочих пространств являются многомерные OLAP-кубы, модели данных, работающие в памяти, BI-средства, представляемые в виде сервиса, и проч.
  • Инструменты поиска. Средства отчетности и OLAP-инструменты работают хорошо, когда пользователю известен конкретный вопрос. Но они оказываются несостоятельными, если пользователь ищет то, в чем сам не очень уверен. Например торговый агент, готовясь к встрече с клиентом, не всегда знает, какую информацию нужно подготовить, и не уверен в том, какие запросы нужно задать, чтобы получить нужную информацию. А вот если ему дать возможность ввести несколько ключевых слов, чтобы найти соответствующие клиентские показатели в базе, то это будет очень удобно и позволит решить старую проблему BI — не зная точного вопроса получить осмысленный ответ.

Сегодня ряду поставщиков удается охватить значительную описанных выше компонентов. Эти компании позиционируют себя на рыке как производители BI-платформ.

Категории лидеров

Авторы отчета Forrester Wave выделяют два основных пути к лидерству на рынке:

  • доминирование за счет приобретения (заполнение недостающих функций в пакете)
  • доминирование за счет интеграции компонентов платформы.

Одна из категорий поставщиков считает, что компаниям необходимы лучшие BI-инструменты для всех функций, даже если их интеграция остается под вопросом. Эти разработчики идут по пути приобретения и встраивания множества функций и заканчивают созданием наиболее богатого портфеля на рынке.

Некоторые поставщики придерживаются иной позиции. По их мнению, важнее иметь унифицированную интегрированную платформу, даже если она не обеспечивает любое пожелание пользователя. Поэтому они не приобретают множество технологий, а перестраивают свою архитектуру, чуть отставая в функциональности, но предлагая стандартизированное средство.

Тут обнаруживаются слабые и сильные стороны лидеров.

Поставщики, относящиеся к первой категории, предлагают очень богатый выбор зрелых BI-продуктов, исчерпывающее решение, включающее весь возможный спектр компонентов. И хотя новые версии объединенных продуктов — это большой шаг вперед, однако еще многое нужно сделать. В первую очередь, все компоненты должны быть объединены в общую платформу, обеспечивающую большую безопасность, возможности управления, интеграцию множества продуктов, а следовательно, взаимообмен всеми метаданными и миграцию от одного продукта к другому. Всё это потребует существенной перекодировки имеющегося ПО.

Вторая категория поставщиков устранила проблему интеграции продуктов. Любой отчет или инструментальная панель может использоваться в другом модуле. Кроме того, пользователям обеспечивается возможность быстрой миграции приложений из одной среды в другую. Однако у них имеются функциональные недостатки. Кроме того, приходится чрезмерно полагаться на партнеров для обеспечения полного пакета BI-возможностей. В итоге высоко интегрированное решение по-прежнему требует сбора компонентов от нескольких поставщиков.

Есть среди лидеров и компании, избравшие свой, особый, путь.

Например, компании Oracle удается обеспечить продукт, богатый функциями и инструментами, высоко интегрированный и имеющий свои характерные особенности. В частности, Oracle BI Suite EE включает ROLAP-механизм, а также возможности интеграции корпоративной информации (enterprise information integration — EII) и ряд других компонентов.

Компания стремится к дальнейшим приобретениям, чтобы усилить свои возможности, в частности, в области поддержки качества данных, и за счет этого расширить свою долю рынка.

Задача Oracle — грамотное балансирование, объединение множества перекрывающихся по функциональности продуктов, сближение их по стратегическим задачам, интеграцию в единую платформу, обеспечение единого интерфейса.

«Коньком» других известных компаний является «аналитическая мощь», то есть сложные аналитические алгоритмы и функции, лежащие в основе их BI-платформ.

Статистический анализ и прогнозная аналитика становятся все более важными, особенно в тех случаях, когда они внедрены в мощные СУБД-механизмы. Важным фактором успеха этих поставщиков является экспертный опыт в ряде областей, таких как маркетинговая аналитика, управление рисками и т.д.

Недостатками продуктов этого типа является сложность в использовании, привязанность к языку программирования, недоступность некоторых функций через графический интерфейс. Именно в этом направлении и приходится работать поставщикам.

Однако на рынке выделяются не только крупные поставщики платформ, но и более мелкие, узкоспециализированные. BI-технология продолжает блистать инновациями, в том числе такими как: адаптеры удобного доступа к информации (comprehensive information access adapter), обеспечивающие взаимодействие и взаимосвязь множества гетерогенных источников информации, включая мэйнфрейм-системы.

В исследовании Forrester упоминаются достижения компании Microsoft на BI-поприще. Расширяется функциональность и возможности интеграции, отставание от традиционных лидеров все меньше и меньше. Одним из факторов является популярность SQL Server и других продуктов, в том числе механизмов ROLAP/MOLAP. Однако о наличии законченной платформы пока говорить нельзя.

Отмечается и успех ряда небольших компаний, в частности в области обеспечения унифицированной архитектуры, где каждый объект, единожды созданный, может использоваться во множестве отчетов и панелей. А если его необходимо изменить, то это достаточно сделать один раз — и изменения отразятся везде, где он применяется.

Кроме того, важную роль играют возможности оптимизации моделей данных, а также продвинутая аналитика (advanced analytics).

Публикации

  1. Следующее поколение BI на подходе (Next-generation BI at Hand), Стефен Свойер (Stephen Swoyer), август 2008, http://esj.com/business_intelligence/article.aspx?EditorialsID=9070;
  2. Forrester Wave: Корпоративные BI-платформы, 3 квартал 2008 г (The Forrester Wave™: Enterprise Business Intelligence Platforms, Q3 2008), июль 2008, Борис Эвелсон (Boris Evelson), www.sas.com/news/analysts/forresterwave_bi_0708.pdf.


[1]Согласно утверждению экспертов IDC, два крупнейших сегмента BI — средства отчетности, запросов и анализа (QRA — query, reporting, аnalysis), и передовая аналитика (advanced analytics) (Рынок инструментов BI. Мнение компании IDC).

Автор: По материалам зарубежных сайтов