Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Рынок инструментов BI. Мнение компании IDC

Предлагаем читателю краткие результаты исследований рынка BI-инструментов,
проведенных компанией IDC в 2007-2008 году. Описываются основные
тенденции, ожидания на будущее и рекомендации как пользователям, так
и поставщикам программного обеспечения.

Рынок средств BI не теряет своего динамизма и остается привлекательным для инвесторов. Необходимость поддержки принятия решений, обеспечения быстрого доступа к более широким диапазонам данных и оптимизации бизнес-процессов обеспечивают дальнейший рост интереса к BI. 

Как и раньше: IDC делит рынок BI-инструментов на два крупных сегмента: средства конечного пользователя для отчетности, запросов и анализа (QRA — query, reporting, аnalysis), и передовую аналитику (advanced analytics):

  • Первая категория включает в себя средства формирования и выполнения пользовательских запросов и отчетности, а также выполнение простого анализа. Сюда входят нерегламентируемые запросы, отчеты, средства многомерного анализа, инструментальные панели.
    Многомерные инструменты анализа включают как OLAP-серверы, так и клиентские аналитические инструменты, обеспечивающие среду управления данными для моделирования бизнес-проблем и анализа бизнес-данных.
  • Передовая аналитика включает в себя средства data mining и статистическое ПО. Здесь используются такие технологии, как: нейронные сети, индукция правил, кластеризация, обнаружение отношений и связей в данных, прогнозирование скрытых тенденций (которые невозможно распознать только за счет OLAP-средств).
    К этому рынку также относятся технические и математические средства, обеспечивающие библиотеки статистических алгоритмов и тестов для анализа данных. Кроме того, сюда входит и специальное программное обеспечение, направленное на конкретные функциональные области, такие как: промышленная разработка экспериментов, тестирование клинических исследований, исследовательский анализ данных, а также статистический анализ больших объемов информации в реальном времени.

В результате исследования были обнаружены следующие тенденции:

  • за последний год доходы от продажи BI выросли на 12,1 % и достигла 7,05 млрд. долларов;
  • сложные аналитические средства развиваются быстрее, чем традиционные модули для выполнения запросов, отчетов и планирования;
  • сильнейшее влияние на структуру рынка оказали три крупных сделки слияния, завершившиеся в конце 2007 года. Всплеск слияний за последние два года, по мнению экспертов IDC, в ближайшие 5 лет приведет к возникновению новых компаний, развивающих инновационные технологии и методы в различных нишах BI-рынка;
  • специалисты и аналитики постоянно корректируют список компонентов, входящих в BI-пакет. В частности инструменты анализа контента все чаще рассматриваются как одна из составляющих BI-архитектуры;
  • лица, принимающие решения, демонстрируют все большую осведомленность относительно потенциальных преимуществ BI. Эта тенденция говорит о серьезном изменении в интересе к BI-продуктам (ранее он исходил от IT-руководства, а теперь от финансовых и бизнес-специалистов).

Текущий рост рынка соответствует прогнозам IDC и других аналитических компаний, сделанным в прошлом году. Если в 2005 году годовой доход составлял 5,63 млрд. долларов, то в 2006 году этот показатель увеличился до 6,29, а в 2007 до 7,05 млрд. долларов. Рост в % составлял 11,7 в период с 2005 по 2006 год, и 11,9 % — в 2006-2007 соответственно.

Рынок передовых аналитических инструментов особенно бурно развивался в 2007 году. Крупные слияния и поглощения не привели к снижению прибылей.

Несмотря на крупные слияния, компания IDC выделяет более 200 поставщиков BI-инструментов и платформ Хранилищ данных. Предполагается дальнейшее усиление конкуренции среди этих разработчиков, в результате могут сократиться циклы разработки ПО и появиться более гибкие ценовые схемы.

Что касается географического распределения рынка BI, то доля американских поставщиков по-прежнему самая большая, далее следует Европа, Ближний Восток, Африка и Азиатско-Тихоокеанский регионы. Некоторое сокращение американского рынка связано с экономическим кризисом в США и ослаблением доллара.

Чего ожидать в будущем?

Исследование, проведенное IDC в 2008 году показало, что в последние несколько месяцев бюджетные ассигнования компаний на BI-инструменты несколько снизились. И хотя рейтинг BI как приоритетных инструментов в краткосрочные периоды снизился по сравнению с 2007 году, можно сказать, что в долгосрочных масштабах (3-5 лет), BI по-прежнему сохраняет позиции.

Рынок BI-инструментов очень значительно изменился за последние 6 лет. Зрелость рынка — это существенная гарантия его доходности, в частности от поддержки (что позволяет сгладить ежегодные колебания в общих доходах).

По мере появления проектов, предлагаемых в виде услуг (SaaS — software as a Service), часть инвестиций будет направлена в этом направлении. Если не учитывать продолжительный мировой экономический спад, то потребность в BI-инструментах будет расти в пределах 10-12 % в год. Еще немало работы потребуется провести в плане повышения качества процессов принятия решений в большинстве организаций. Кроме того, тенденция к оптимизации бизнес-процессов непосредственно связана с развитием BI.

И хотя экономика во всем мире переживает не лучший период, что сказывается на общем объеме инвестиций в IT-средства, специалисты IDC не прогнозируют такого же снижения в области BI, которое наблюдалось в 2001-2003 годах.

В результате можно сказать, что основные тенденции свидетельствуют о массовом распространении инструментов business intelligence, что говорит о наступлении нового рыночного цикла, который IDC называет «проникающей BI-технологией» (pervasive business intelligence).

Пользовательские требования

Чтобы добиться повсеместного проникновения BI-технологии в бизнес, необходимо выполнить ряд пользовательских требований, которые специалисты компании IDC делить на следующие категории:

  • Требования и технологические задачи бизнес-аналитиков и продвинутых пользователей, которые непосредственно обеспечивают работу других лиц, принимающих решения в организации. Они являются экспертами в анализе данных, четко разбираются во всех ключевых показателях. Однако эти пользователи не являются разработчиками ПО или специалистами в области математической статистики. Инструменты запросов, отчетности и анализа для такого класса пользователей должны иметь достаточное количество графических и табличных интерфейсов, быть интуитивно понятными, интерактивными и гибкими, обеспечивающими визуальный метод выбора данных, агрегирование, сортировку, просмотр различных уровней и срезов. Кроме того, необходима возможность автоматического разделения данных между пользователями. Причина популярности MS Excel как раз и кроется в гибкости и интуитивности пользовательского интерфейса. Но в Excel явный недостаток возможностей администрирования данных и автоматизации BI-решений, поэтому и возникает интерес к другим средствам. Пакетные инструменты запросов и отчетов должны удовлетворять оба вида требований.
  • Требования специалистов в области Data mining и статистического моделирования, которые занимаются преимущественно количественным анализом. Передовые методы анализа должны быть существенно развиты и автоматизированы, чтобы устранить часть задач, решаемых вручную. В частности речь идет об интеграции и очистке данных. Наиболее важным преимуществом количественного анализа является разработка моделей и их тестирование, а также описательный и прогнозный анализ, который становится базисом для принятия решений со стороны сотрудников операционных подразделений.
  • Требования операционных специалистов, которым необходимы результаты статистических моделей для принятия текущих решений. К этой категории относятся менеджеры по маркетингу, продажам, актуарии, инженеры по контролю качества, эксперты по предотвращению мошенничества и другие сотрудники, чьи задачи зависят от аналитических результатов. Они применяют разные приложения, которые существенно выиграют за счет внедрения передовых аналитических методов, поддерживающих сценарное планирование, прогнозирование, оптимизацию принятия решений.
    При этом важно, чтобы от самих сотрудников не требовалось серьезных знаний статистических моделей. Сложная задача, с которой сталкиваются многие поставщики традиционных BI-средств — поиск продвинутых аналитических методов и внедрение их в BI-платформы, и далее упрощенное представление этих методов для бизнес-аналитиков. Это упрощение не должно сводить на нет потенциальные преимущества, которые можно получить, скажем, от прогнозной аналитики. Статистический анализ требует специальных навыков, которые есть далеко не у всех сотрудников. Поэтому компании ищут «достаточно хорошие» инструменты, вместе с тем удобные для специалистов.
  • Требования рядовых сотрудников операционных подразделений. Здесь необходим простой поиск информации в корпоративной сети, отчеты за прежние периоды, конкретные данные из этих отчетов, формирование новых отчетов в строго заданном формате, либо мониторинг эффективности в инструментальных панелях.
    Эти задачи призваны решать инструменты отчетности и запросов. В некоторых случаях возникает потребность в задании запросов на естественном языке, а также в оповещениях и предупреждениях. Программное обеспечение такого типа устанавливается в разных средах, в том числе в рамках порталов, на мобильных устройствах, в операционных приложениях, и оказывается доступным в любой момент и для любого пользователя.

Описанные выше примеры касаются только внутренних пользователей и лиц, принимающих решения. Однако параллельно можно провести оценку ПО и для внешних пользователей (поставщиков, партнеров, потребителей, регулятивных органов), которые пользуются BI-ресурсами организаций.

Проводя оценку своих BI-потребностей, компания должна четко выделить все задачи каждой пользовательской группы. Нужно не просто опросить сотрудников, но проанализировать все процессы принятия решений, дабы гарантировать, что программное обеспечение будет поддерживать разные области деятельности.

Что касается поставщиков, то им необходимо четко осознавать свою позицию на рынке. Нельзя просто искать потенциальных покупателей и рекламировать невиданные возможности BI в рамках всей компании, полную интеграцию, замкнутый цикл автоматизации и прочие общие понятия. Необходимо подчеркивать свой ключевой опыт и сильные стороны. Можно быть специалистом в одной-двух областях. Часто такие компании привносят на рынок новые технологии, которые далее внедряются в более широких BI-проектах крупных поставщиков.

Фактически только у нескольких крупных производителей имеются ресурсы для решения всех описанных выше задач.

Сегодня лишь немногие могут объявить о наличии полной BI-платформы, которая с одной стороны обеспечивает гибкость, охватывая все потребности, а с другой стороны, предлагает унифицированную архитектуру, оптимизирующую разработку, поддержку и администрирование технологии.

Публикации:

  1. Инструменты Business Intelligence. Доли поставщиков в 2007 году (Worldwide Business Intelligence Tools 2007 Vendor Shares), Дэн Вессет (Dan Vesset), Брайан Макдонаф (Brian McDonough), июнь 2008, http://www.sas.com/news/analysts/idc-bi-0608.pdf.

Автор: По материалам зарубежных сайтов