Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Результаты ежегодного отраслевого обзора BPM Pulse Survey 2007

В статье представлены некоторые итоги очередного опроса пользователей
BPM-продуктов, проведенного компанией BPM Partners в 2007 году. В частности
перечисляются наиболее популярные компоненты BPM, раскрывается существующая на
сегодняшний день ситуация с внедрением операционной аналитики, сравниваются
требования к управлению эффективностью в организациях разных масштабов.

Ежегодный отраслевой опрос BPM Pulse Survey, проводимый компанией BPM Partners, отражает различные тенденции в области технологии управления эффективности. Рассмотрим краткие результаты исследования 2007 года.

На этот раз в опросе приняли участие более 500 респондентов. И хотя исследование можно назвать глобальным, все же следует отметить, что более чем две трети участников  — это компании из США. В опросе представлены крупные и мелкие организации из множества отраслей. Примерно равные доли участников работают в финансовых или в IT-отделах. И лишь небольшая часть — из других сфер бизнеса. Поставщики и консультанты в опросе участия не принимали.

Теперь подробнее остановимся на результатах опроса.

Одним из основных вопросов, ежегодно задаваемых респондентам, был следующий: «Какие компоненты BPM интересуют вас больше всего?» Как и во всех предыдущих исследованиях (которые проводятся с 2003 года), в списке лидирует бюджетирование (выбрано 55 процентами участников). Тому есть масса причин, и не последняя из них — применение электронных таблиц, сохраняющееся в некоторых компаниях и по сей день. Кроме того, весьма распространенной и грамотной тактикой первоначального проекта BPM является внедрение бюджетирования и планирования. На этом этапе формируются конкретные цели компании, позволяющие проводить оценку эффективности.

За бюджетированием в списке следуют инструментальные панели. Они несомненно являются важной частью BPM, однако помимо отображения ключевых показателей эффективности их можно применять и для рассмотрения основных операционных показателей компании. Следовательно, интерес к инструментальным панелям можно рассматривать и как интерес к операционной аналитике. 36% респондентов назвали операционную аналитику в качестве BPM-компонента, который вызывает у них пристальный интерес (каждый участник мог выбрать несколько компонентов). Если учесть, что история BPM представляет собой череду попыток улучшить финансовую отчетность и бюджеты, то данную тенденцию можно считать серьезным положительным шагом вперед, так как она говорит о том, что BPM выходит за рамки финансов.

Операционная аналитика

Операционная аналитика (ОА) является ключевым компонентом следующей волны управления эффективностью бизнеса (см. статью Управление эффективностью 2.0). Также важно заметить, что BI 2.0 является дополняющей технологией, поддерживающей ряд требований BPM 2.0. Чтобы обеспечить понятное и полное представление функций компаний (согласно критериям BPM 2.0), необходимо добиться простоты использования, качества данных, возможностей взаимодействия и коллективной работы, а также более низких расходов, чем предполагает BI 2.0.

Операционная аналитика охватывает широкий диапазон функциональных областей. Поэтому особенно интересно узнать, какие аспекты ОА особенно важны клиентам. Для этого были выделены основные потенциальные сферы: продажи, IT, человеческие ресурсы, обслуживание, маркетинг, исследование и разработка.

Затем участникам был задан вопрос: планируют ли они внедрение операционной аналитики или уже разработали операционное BPM-решение для конкретной области деятельности?

К удивлению оказалась, что анализ продаж (или управление эффективностью продаж) лидирует в списке планируемых операционных аналитических проектов. Из тех, кто собирается внедрять операционные BPM-средства, около 21% указали, что основным объектом интереса являются продажи. Причина очевидна: успех, продуктивность и прибыльность в этой области быстро отражаются на общих финансовых результатах компании. Далее следует управление человеческими ресурсами, или управление эффективностью сотрудников.

Можно задаться вопросом, почему управление эффективностью продаж не получило более широкого признания. Одна из причин в том, что эта область достаточно широко охвачена уже имеющимися IT-решениями другого типа. Из респондентов, внедривших тот или иной аспект операционного анализа, 30% заявили, что именно управление продажами уже автоматизировано в их компании. Среди планируемых проектов далее следует управление кадрами. Наименьший интерес (во всяком случае по количеству уже внедренных решений и по планам) вызывает исследовательская деятельность.

Существуют две основные причины, вызывающие большой интерес поставщиков к этом рынку. Первый – обеспечение отдельных инструментов (как правило, многомерной базы и средств отчетности и запросов), позволяющих IT-отделу построить свой собственный проект операционной аналитики. Второй – обеспечение узкоспециализированных пакетных приложений со встроенными отраслевыми функциями. Очевидно, что наиболее популярные области (продажи и управление кадрами) являются наиболее проработанными в готовых пакетах приложений. Со временем, скорее всего появятся дополнительные приложения, охватывающие более широкий диапазон операций и соответствующий скачок во внедрении этих функций.

Размер компании играет значительную роль

Основные элементы управления эффективностью бизнеса одинаково важны, вне зависимости размера компании. Однако количество сотрудников и филиалов влияет на выбор поставщика, продукта и типа внедрения.

В последнее время широко обсуждается вопрос, одинаковы ли потребности в управлении эффективностью у небольших и у крупных компаний. Чтобы ответить на него, достаточно рассмотреть результаты проведенного исследования. В 2007 году компании были подразделены на мелкие (меньше 1000 сотрудников), небольшие (от 1001 до 2500 человек), средние (2501 до 5000 человек) и крупные (более 5000 человек). В каждой категории нашлось достаточное количество участников, чтобы получить статистически достоверные результаты.

В целом, более 50% респондентов заявили, что находятся в середине пути внедрения BPM-проекта, однако лишь 40% мелких компаний могут сказать это о себе. С другой стороны, 60% средних организаций отметили, что их BPM-решение находится в процессе внедрения. Крупные компании дали средний результат – 52%. Это говорит о том, что наибольшей популярностью управление эффективностью пользуется все-таки в среднем и крупном секторе рынка. Именно поэтому поставщики и направляют свои основные усилия на таких клиентов.

Что касается наиболее популярных и важных компонентов BPM, то тут компании разных размеров пришли к единодушию: бюджетирование, планирование и прогнозирование по-прежнему наиболее важны. Следующим элементом являются инструментальные панели, за исключением крупных компаний, где операционная аналитика немного обгоняет панели. Такое согласие говорит о том, что фундаментальные компоненты одинаково важны, вне зависимости от количества человек в организации.

Если рассматривать типы поставщиков, обеспечивающих BPM-решения, то можно отметить существенные различия по размеру организаций. Респондентов попросили выделить категории производителей ПО, которых они рассматривали при поиске продукта для управления эффективностью. Среди перечисленных оказались: поставщик средств управления ресурсами предприятия, поставщик инструментов business intelligence, BPM-разработчики или поставщики как BI-, так и BPM. В целом, большинство голосов было отдано двум типам разработчиков: 44% компаний рассматривали поставщиков BI и BPM и 38% отметили специализированных производителей приложений.

Именно в этой области обнаружились наибольшие различия во мнениях в зависимости от размера компании. Самые мелкие и самые крупные организации предпочли компании, поставляющие как инструменты, так и приложения. Однако обе средние группы предпочли специализирующихся разработчиков. На первый взгляд, совпадение мнений самых крупных и самых мелкий компаний может показаться необычным, но тому может быть ряд различных причин.

В более крупных компаниях выбор единственного поставщика для BI и BPM согласуется с целями стандартизации всех разрабатываемых проектов. Мелкие компании, чей бюджет существенно ограничен, ищут готового универсального решения, которое обеспечит все их потребности по относительно привлекательной цене. Однако на среднем рынке ставка делается на лучшие в своем классе приложения, способные работать параллельно уже внедренным BI и ERP-пакетам. У таких компаний может не быть средств и ресурсов для замены уже существующих проектов по мере развития управления эффективностью.

Некоторые поставщики предлагают BPM-решения в виде услуг (SaaS – Software as a Service) либо напрямую, либо через третьи фирмы. Наибольший интерес к таким проектам, как и ожидалось, у маленьких компаний, 50% из которых готовы рассмотреть SaaS-решение. Представители этих компаний отмечают сокращение IT-ресурсов и затрат, выгодную суть этих решений для основных задач. Средние и крупные организации наименее заинтересованы в таком типе внедрения, лишь 20% рассматривают такую возможность. Основная причина в проблемах с безопасностью и конфиденциальностью, окружающих такой подход. К счастью, большинство поставщиков предлагающих данные услуги, также обеспечивают служебную (on-premises) версию в качестве модернизации или альтернативы.

По завершении внедрения также обнаруживаются различия, связанные с размером компании. В исследовании выяснялся вопрос, используют ли компании поддержку консультантов поставщика, либо независимых консультантов, либо и тои другое вместе. Ни одна из групп не отметила безоговорочного доверия к третьим сторонам. Маленькие фирмы хотели бы получать поддержку у производителя, средние и крупные предпочитают помощь сторонних консультантов и самого поставщика. Вероятно, небольшие компании хотят упростить ситуации с консалтингом, поскольку в этом случае легче все координировать и управлять ситуацией.

Все компании имеют схожие потребности, однако размер организации действительно играет роль, когда речь идет о BPM-решениях. Поэтому маловероятно, что один поставщик сможет удовлетворить все сегменты рынка, особенно если он предлагает единственный продукт. Большинство это понимают и, следовательно, пытаются укрепиться на одном или двух сегментах.

Публикации

  1. Результаты опроса 2007 BPM Pulse Survey, Часть 1. Влияние операционной аналитики (2007 BPM Pulse Survey Results, Part 1 The Impact of Operational Analytics), Крейг Шиф (Craig Schiff), Февраль 2007 г, http://www.b-eye-network.com/print/3984.
  2. Результаты опроса 2007 BPM Pulse Survey, Часть 2. Размер компании имеет значение (2007 BPM Pulse Survey Results, Part 2 Company Size Does Matter), Крейг Шиф (Craig Schiff), Апрель 2007 г, http://www.b-eye-network.com/print/4347.

Автор: По материалам зарубежных сайтов