Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Программное обеспечение для финансового управления, рисков и выполнения регулятивных требований

C 2002 года почти все западные страны начали внедрение стандартов корпоративного управления (corporate governance). Сами стандарты, как и строгость их выполнения, существенно различаются от региона к региону, однако основная тенденция состоит во все возрастающей ответственности и в большей прозрачности. Более того, конкурентное давление вынуждает некоторые компании выбрать определенный подход к выполнению нормативных актов. Сложность корпоративного управления, расширяющиеся регулятивные требования и задачи управления рисками являются основными стимулами к развитию приложений для финансового управления, рисков и регулятивной отчетности (finance governance, risk and compliance management - GRCM).

GRCM-приложения автоматизируют документооборот, отчетность, в частности раскрытие финансовой информации, а также обеспечивают руководство компаний информацией об уровне рисков. Программное обеспечение этого типа прекрасно комбинируется с другими продуктами, связанными с автоматизацией финансового управления.

Отмена регулятивных предписаний стала бы фатальной для этого рынка. И несмотря на то, что многие компании очень хотели бы приостановки действия ряда законов, это вряд ли произойдет. Вероятнее, законодатели сделают ряд шагов по разъяснению и упрощению правил, с тем, чтобы выполнение требований не было полностью прерогативой аудиторов, а точнее, их интерпретации того, как эти правила нужно внедрять. Поэтапное изменение требований, напротив, повысит спрос на GRCM-продукты, так как клиенты будут стремиться к согласованию своих GRCM-проектов и текущих изменений нормативов. Многие компании сегодня внедряют управление операционными рисками, выходя за рамки обязательных нормативов и сокращая риски бизнес-процессов, а значит, повышая эффективность собственного бизнеса. Соответственно, эта сфера также охватывается описываемыми приложениями, которые используются для обеспечения более качественной управленческой отчетности по рискам.

Расходы на GRCM-средства существенно возрастают с каждым годом. По прогнозам, к 2009 году, годовые затраты во всем мире на этот тип ПО составят около 14 млрд. долларов. При этом продукты, ориентированные исключительно на финансовую отрасль, составят лишь небольшую долю. Предполагается, что затраты на них к тому времени составят около 725 млн.

Описание рынка

В рассматриваемую категорию входят продукты для управления и оперативной поддержки, требуемой для соответствия требованиям и стандартам, в том числе с возможностями повышения качества управления и оценки рисков в финансовой отрасли.

Большинство компаний приобретает такие продукты именно в целях выполнения регулятивных требований и предписаний (compliance). Исследовательская компания Gartner определяет compliance, как процесс:

  • организующий все операции по выполнению регулятивных норм;
  • обеспечивающий хранение информации, архивирование и доступ;
  • обеспечивающий управленческий контроль;
  • гарантирующий, что должное выполнение правил и требований всегда можно будет доказать и обосновать.

Широкое развитие и внедрение такого рода продуктов во всем мире обусловлено следующими причинами:

  • большинство стран, в том числе США, Канада, ЕС, Япония и ряд других, внедряют или планируют внедрять ряд законов и соглашений, требующих проверки внутренней системы контроля (internal controls). В частности, в Европе эти правила требуют обязательного использования средств управления рисками;
  • новые учетные стандарты гармонично вписываются в финансовые правила во всем мире;
  • аудиторы повышают стандарты управления в компаниях, некоммерческих организациях и учреждениях, которые не попадают в рамки действия законов;
  • нормативные требования распространяются не только на финансы, но и на другие рынки (страхование, банки, паевые фонды и проч.);
  • с учетом современной ориентации на общественную подотчетность и прозрачность, во многих странах расширяются стандарты корпоративного управления.

Особенности продуктов и поставщиков

Программные продукты GRCM должны отвечать ряду требований и выполнять минимум функциональности для поддержки отчетности, документооборота и управления рисками. В частности, необходимы следующие компоненты:

  • отчетность;
  • инструментальные панели;
  • управление документами и записями (documents and records management);
  • тестирование;
  • управление корректированием;
  • интеграция с бухгалтерскими функциями;
  • интеграция с другими бизнес-приложениями;
  • моделирование бизнес-процессов (для поддержки отображения правил, стратегий, рисков, систем, приложений и проч.);
  • управление правилами (policy management);
  • управление и оценка рисков;
  • поддержка множества законодательных требований по ряду бизнес-подразделений;
  • автоматизация и мониторинг внутренней системы контроля.

Если внимательно рассмотреть приведенный выше список функций, то становится очевидным, что существенную роль на рынке финансового управления, рисков и выполнения нормативных требований играют: средства управления контентом (enterprise content management – ECM); ERP-системы; инструменты business intelligence; средства управления бизнес-процессами, продукты управления эффективностью бизнеса и другие финансовые и GRCM-системы. Ситуация на рынке выглядит так:

  • ECM-поставщики играют значительную роль на этом рынке. За счет партнерства с GRCM-производителями им удается предоставить передовые возможности управления документацией;
  • ERP и BI-производители обеспечивают возможность интеграции данных из GRCM с клиентскими финансовыми приложениями и системами отчетности;
  • большинство поставщиков управления бизнес-процессами сосредоточены на интеграции BPM, ECM, финансовых приложений, систем отчетности и создании собственных продуктов GRCM;
  • ряд других поставщиков также занимает некоторую долю финансового GRCM-рынка, их инструменты предназначены для извлечения и анализа данных аудита, управления бизнес-правилами и ряда других функций. Прогнозировать сегодня сложно, однако вероятно слияние этих новых инструментов с рынком GRCM.

Большинство поставщиков набирают опыт работы на рынке GRCM в последние 3-4 года, как, соответственно, и их клиенты. Пик продаж приходится на последние полтора года. По данным за сентябрь 2006 года только 30% компаний, обязанных выполнять нормативные предписания и предоставлять регулятивную отчетность, а также компаний занимающихся управлением рисков, уже начало внедрение GRCM.

По мере развития продуктов появляется все больше возможностей оценить опыт уже состоявшихся покупателей. Однако по-прежнему покупка часто зависит от личного мнения руководства и рыночной активности поставщика. Поскольку рынок пока еще проходит только стадию становления, он является достаточно рискованным для покупателя. Однако даже клиенты с консервативными технологическими стратегиями все же решаются на покупку, так как им необходимо контроль за расходами и мероприятиями, направленными на выполнение законодательных требований и предоставление регулятивной отчетности.

На этом рынке требуется очень гибкая рыночная и торговая стратегия, поставщикам необходимо быстро чувствовать все колебания в клиентских потребностях и в регулятивной сфере в особенности. Партнерство и использование новых технологий — наиболее важные факторы в данной ситуации. На данном этапе развития правильная стратегия дает основные конкурентные преимущества. Однако и другие факторы (глобальная поддержка клиентов, экспертные знания в предметной области и в ряде вертикальных отраслей) также играют очень существенную роль.