Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

BPM-2006: итоги года, прогнозы на будущее

В материале освещаются основные тенденции на рынке BPM-продуктов
за прошлый год, а также даются прогнозы развития
в 2007 году. В том числе отмечаются: внедрение управления
эффективностью во всех сферах деятельности компании; комбинирование
возможностей PM с управлением бизнес-процессами, мониторингом
бизнес-операций, функционально-стоимостным анализом; отраслевая ориентация
многих продуктов; развитие прогнозной аналитики.

Управлением эффективностью занимаются все

Или, по крайней мере, компании, не внедрившие проект управления эффективностью, — в явном меньшинстве. Согласно опросам западных консалтинговых фирм, только пятая часть компаний не строит планов в отношении BPM, хотя еще год назад этот показатель составлял примерно четверть. Одна из причин отказа от такого рода задач — другие приоритеты компании.

Из тех же, кто внедряет управление эффективностью, большинство утверждают, что их проект прошел уже полпути. И только чуть более 10% от всех участников рынка подошли к стадии завершения. Причина столь малого еще числа «финалистов» кроется в новизне технологии, а также во множестве фаз управления эффективностью, таких как бюджетирование, консолидация и отчетность, инструментальные панели, операционная аналитика[1].

Бюджетирование по-прежнему является главным элементом BPM

Большинство опрашиваемых организаций утверждают, что при выборе компонентов BPM, они в первую очередь обращают внимание на бюджетирование и планирование. Такая тенденция наблюдается уже несколько лет. Это неудивительно, и основных причин тут две.

Первая — болезненная. Многие компании до сих пор используют Excel для расчета бюджета, хотя уже давно «переросли» эту технологию. В результате процесс становится трудоемким и полным ошибок, совершенно не удовлетворяющим ожиданий. Пока не появилась технология BPM, альтернатив особо не было. Еще одна причина лидерства бюджетирования -его «фундаментальность». Ведь невозможно создать инструментальную панель для отслеживания эффективности и сравнения запланированных показателей с фактическими, если еще не установлены цели (бюджет). Вторым важным компонентом в списке является операционная аналитика, развивающаяся в контексте нового этапа Управления эффективностью 2.0.

Решения с удаленным доступом (hosted solutions)

Hosted solutions[2] (в противовес программному обеспечению, внедряемому внутри компании) представляют собой ценные продукты для небольших и средних компаний, однако выбор их , как и в прежние годы, ограничен.

Управление мета-данными

С точки зрения IT-перспективы, основной проблемой является управление метаданными (УМД), а именно, синхронизация планов счетов, иерархической информации и прочих параметров между множеством продуктов. Сегодня несколько компаний предлагают решения, расширяющие УМД.

Специализированное ПО

Несмотря на то, что покупатели очень хотят видеть специализированное отраслевое BPM ПО, поставщики обеспечивают очень мало вертикально-ориентированных решений. Причины разные. Начиная от недостатка опыта в предметных областях и кончая страхом попасть в нишу узкоспециализированной компании. Некоторые компании, разрабатывающие вертикально-ориентированные средства, предлагают их в качестве дополнения к стандартному межотраслевому решению.

Поставщики BPM прислушиваются к мнению клиентов

Исследования удовлетворенности клиентов проводились еще в 2005 году. Исходные результаты были неутешительными. Большинство поставщиков получили оценки ниже средних. И многие из них признали свои недостатки. За прошедший год рейтинг многих производителей повысился, причем у некоторых довольно существенно. Это хорошая новость как для компаний-поставщиков, так и для самой технологии BPM. Однако у большинства имеют существенные недоработки документации. Впрочем, по мере упрощения продуктов и создания более удобного пользовательского интерфейса, эта проблема будет постепенно терять свою остроту.

Пользователи ждут большего

Какими бы ни были сегодняшние решения, пользователи ждут некоторых изменений. Им очень хочется увидеть возможности управления метаданными, встроенные в продукты. Даже если поставщик предлагает действительно унифицированный продукт (имеющий высокий рейтинг), по-прежнему остается необходимость в синхронизации диаграмм счетов, организационных иерархий и других метаданных BPM с исходными системами.

Планирование на основе учета рыночных факторов (driver-based planning), планирование работы персонала — тоже очень важные для пользователя возможности. Многие компании именно так ведут процесс планирования, и чем больше будет готовой функциональности для поддержки внутренних процессов, тем лучше.

Наконец, одной из самых популярных областей является прогнозная аналитика (predictive analytics — PA). Если исходить из того, как различные поставщики позиционируют этот компонент, то очевидно, что далеко не все бизнес-пользователи имеют адекватное представление об PA. Тем не менее, наблюдается очень большой интерес к надежным системам, обеспечивающим возможность точного прогнозирования результатов различных бизнес-решений.

BI+BPM — вот правильный путь

Что является отправной точкой BPM-проектов? Поскольку некоторые пользователи оценивают эффективность с помощью инструментов, предоставленных BI-поставщиком, а другие применяют средства BPM-поставщиков, то наибольшей популярностью пользуются производители ПО, обеспечивающие и то, и другое. Очевидная причина успеха BPM-приложений -наличие опыта в конкретной предметной области и отсутствие необходимости «изобретать велосипед». С другой стороны, BI-инструменты дают возможность дальнейшей настройки и расширения приложений, что позволяет удовлетворить уникальным требованиям конкретной организации.

Консолидация поставщиков

Среди ключевых тенденций прошедшего года можно назвать консолидацию поставщиков. Новое явление на рынке — изменение в поведении компаний-производителей в плане собственной дифференциации. Многие предлагают похожие BPM-продукты и используют один и тот же язык для продвижения ключевых возможностей своих программных средств (например: «единое представление», «унифицированность», «web-интерфейс»). Поэтому, чтобы показать свои отличия от всей массы поставщиков, компании стараются предложить уникальную функциональность собственной разработки.

Прогнозы на 2007 год

1. Управление эффективностью будет по-прежнему развиваться, при этом все больше и больше компаний придут к пониманию того, что эту технологию следует внедрять не только в финансовых департаментах, но вообще в большинстве областей деятельности.

2. Компании-производители будут заниматься интеграцией оценочных и инструментальных панелей с корпоративными порталами, приложениями поиска и офисными средствами с целью получения персонализированных показателей (целей, задач, показателей эффективности).

3. Многие компании увидят, что PM — это не просто задача BI. Более эффективной реализации управления эффективностью можно добиться также за счет оптимизации бизнес-процессов. Поэтому управление эффективностью и управление бизнес-процессами должны идти параллельно. BI-поставщики могут предложить в своих продуктах предопределенные процессы управления (например, процессы планирования, бюджетирования и т.п.). В некоторых случаях придется прибегнуть к программному обеспечению других фирм, которые реализовали процессы управления, не учтенные BI-производителями. По мере внедрения отраслевых стандартов управления бизнес-процессами во все BI-продукты, можно будет приобретать единое программное обеспечение, соответствующее всем требованиям.

4. Поставщики средств PM, скорее всего, начнут вступать в партнерство с производителями ПО для мониторинга бизнес-операций (business activity monitoring — BAM), чтобы добиться мониторинга операционной и стратегической эффективностью.

5. Функционально-стоимостной анализ (ФСА — activity based costing) будет и дальше развиваться в сфере PM. Многие крупные компании (SAS, Business Objects) приобрели фирмы, специализирующиеся в этой области. Очевидно, что ФСА необходим в качестве компонента PM, поскольку очень важно проводить мониторинг стратегической и операционной эффективности, а именно, проверку эффективности и стоимости процессов.

6. Пакеты средств управления эффективностью будут представлены в виде полнофункциональных наборов инструментов, приложений и процессов для управления бизнесом на стратегическом, тактическом и операционном уровнях.

Эти пакеты должны включать:

  • бюджетирование и планирование,
  • оценочные и инструментальные панели;
  • предупреждения и рекомендации;
  • мониторинг бизнес-операций,
  • функционально-стоимостного анализ,
  • управление бизнес-процессами.

Пакеты, интегрированные с порталами, обеспечат компаниям широкое внедрение бизнес-стратегии, а не просто возможность небольшому числу менеджеров решать задачи компании.

7. На рынке предполагается дальнейшая консолидация. Вероятно приобретение фирм, занимающихся PM, поставщиками средств интеграции бизнеса, которые пытаются продвинуться в сфере управления эффективности и объединить PM и управление бизнес-процессами.

8. Все больше будут доминировать вертикально-ориентированные (отраслевые) средства PM. Скорее всего, они будут дополнять аналитические приложения.

9. На повестке дня остается и прогнозная аналитика . В особенности, возможности классификации (скоринга — scoring) и принятия решений в реальном времени. Технология data-mining все еще жива и обретет второе дыхание в оптимизации операционного бизнеса в реальном времени, когда компании осознают возможности внедренных прогнозных моделей, которые можно использовать по требованию в качестве сервисов. Data mining — это не только удел очень серьезных бизнес-аналитиков. Отдача видна сразу, как только в самые популярные и часто используемые операции внедряются готовые скоринговые и прогнозные модели, при этом их можно использовать как веб-сервисы, по потребности. Для достижения максимальной результативности моделей, разработанных экспертом, прогнозную аналитику можно сочетать с процессорами правил (rules engines).



[1] Операционная аналитика ставит своей целью обеспечение глубокого и целенаправленного анализа эффективности каждой из операционных областей бизнеса. Некоторые называют ее управлением операционной эффективностью. Операционная аналитика включает в себя все те же ключевые компоненты, как и другие области BPM, а именно: планирование, отчетность, ключевые показатели эффективности и инструментальные панели. Кроме того, в операционной аналитике широко используются инструменты многомерного анализа, такие как высокопроизводительные OLAP-кубы, которые также являются частью большинства BPM-пакетов.

[2] Решения с удаленным доступом (hosted solutions) - новый вид решений, при котором компания, вместо того чтобы организовывать и поддерживать собственную сложную компьютерную и программную систему, пользуется услугами удаленного сервера для хранения своей информации и операций с данными. То есть программный продукт размещается на сервере компании-поставщика и предлагается компании-пользователю в аренду.

Автор: По материалам зарубежных сайтов