Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Управление эффективностью 2.0

Управление эффективностью бизнеса (Business Performance Management, сокр. BPM) — это набор интегрированных, замкнутых аналитических и управленческих процессов, поддерживаемых соответствующими технологиями, которые помогают осуществлять как финансовую, так и оперативную деятельность для достижения стратегических целей организации. Концепция BPM была сформулирована на рубеже века, а сегодня по оценкам западных аналитических компаний рынок BPM переживает период расцвета. Непрерывно развиваясь и совершенствуясь, концепция BPM претерпела столь существенные изменения, что можно говорить о ее вступлении в новую фазу, которую известный эксперт, руководитель компании BPM Partners, Крейг Шифф (Craig Schiff) называет Управлением эффективностью 2.0 (Performance Management 2.0 — PM 2.0). Рассмотрим основные особенности Performance Management 2.0 и перспективы внедрения этих методологий и технологий в организациях.

Ядро BPM

На сегодняшний день многие компании уже внедрили ключевые возможности управления эффективностью бизнеса. Большинство из них, как показывают результаты обзора BPM Pulse[1], а также ряд известных практических примеров, достигли вполне закономерных успехов. Это вызвало рост признания BPM-технологии и способствовало тому, что теперь многие другие компании (как большие, так и малые) также задумываются над реализацией ядра управления эффективности, а те, которые уже использует основные возможности BPM, принимаются за освоение дополнительных функций.

Технология зарекомендовала себя, обеспечив существенными преимуществами поставщиков, консультантов и, что самое главное, конечных пользователей. Логично предположить, что все хотят использовать это достижение в качестве базы для дальнейшего развития. Если так, то очередной этап на данном пути — Performance Management 2.0.

Однако прежде чем переходить к следующей фазе, необходимо напомнить суть того, чего уже удалось добиться. Ядро управления эффективности состоит следующих компонентов:

  • бюджетирование;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • консолидация и отчетность;
  • инструментальные и оценочные панели;
  • аналитические средства.

Эти процессы направлены в основном на финансовые данные. В большинстве компаний технология BPM заменила устаревшие, выполняемые в Excel процессы бюджетирования, а также целый клубок разрозненных средств и неудобных интерфейсов — на управляемую пользователем систему, способную обеспечить согласованную, точную и актуальную информацию. И это большое достижение, в свете которого многие организации рассматривают теперь возможность следующего этапа.

Компоненты PM 2.0 

Performance Management 2.0 как логическое развитие ядра BPM также содержит ряд важных компонентов:

  • PM во всех операционных областях деятельности компании;
  • широкое развитие финансового управления;
  • грамотное прогнозирования будущих результатов;
  • более широкую отраслевую специализацию.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

PM во всех операционных областях деятельности компании

Одна из самых популярных областей — торговля. Повышение эффективности торговли имеет большое влияние на итоговую прибыль. Эти системы не только позволяют лучше разобраться в эффективности продаж по продуктам, регионам и продавцам, но и меняют подход к вознаграждению, связывая выплаты с результатами и сокращая трудовые расходы и ошибки. Другие области, где BPM находит широкое применение, — развитие продукции, маркетинг, обслуживание и IT. 

Одна из ключевых сфер (ее можно даже выделить в отдельный класс) — управление эффективностью сотрудников. И тут Performance Management 2.0 действительно делает значительный шаг вперед. Управление эффективностью проводит параллель между качеством работы персонала и реализацией глобальных корпоративных задач. То есть оценивается влияние каждого сотрудника на эффективность компании в целом и определяется уровень его «успешности». Во многих случаях удается связать зарплату с эффективностью труда. Это, в свою очередь, влияет на поведение сотрудников, которое является ключевым фактором преобразования компании в организацию, ориентированную на эффективность.

Целенаправленный финансовый анализ

Финансовая аналитика во втором поколении средств управления эффективностью получила еще большее развитие. Две основные задачи — анализ наличных и прибыльности. Если в ядре BPM обе эти задачи только начали решаться, то во второй версии уже разрабатываются специальные приложения. С помощью инструментальных панелей детально анализируется, прогнозируется и оценивается рабочий капитал/поток наличности. Следующая сфера — оптимизация прибыльности, которая часто сочетается с анализом выгодности конкретных клиентов и продуктов. Имея такую информацию, компания выделяет заказчиков и продукты, на которых стоит сосредоточить максимум усилий.

Прогнозная аналитика

Прогнозная аналитика появилась некоторое время назад, но в версии 2.0. получила более широкое развитие. Никто не любит неприятных сюрпризов, и любой аналитик, дающий точный прогноз на будущее, ценится высоко.

Большинство поставщиков обеспечивает определенный набор функций и алгоритмов прогнозирования, включаемых в ядро BPM. Однако некоторые разработчики более заинтересованно отнеслись к этой области и предлагают развитую функциональность. Основная идея здесь в том, чтобы анализировать тенденции и проецировать их на будущее, а также выявлять коренные причины некоторых результатов, позволяя компании весьма действенно влиять на свою «судьбу».

Отраслевая ширина и глубина

Отраслевая ширина и глубина также присущи новым средствам BPM. Компаниям предлагается выбрать специальные модули и функции, отвечающие уникальным особенностям их отрасли, что было невозможно в прежних продуктах управления эффективностью. Например, финансовые учреждения тратят существенную часть времени на анализ рисков, а большинство готовых BPM-пакетов напрямую эту проблему не решают. Однако продукты, ориентированные на финансовую сферу, обязательно обеспечивают такую функциональность. Доход фирм, предлагающих профессиональные услуги, зависит от тарифов и оплачиваемых часов. BPM-решения для этой отрасли должны включать отдельные модули, предназначенные для отслеживания и анализа оплачиваемых часов.

Естественное развитие

Из вышеизложенного ясно, что Performance Management 2.0 — это не радикально новое явление, но фаза естественного развития, основанная на уже имеющихся разработках. Организации, завершившие внедрение ядра BPM, теперь могут выбирать дальнейшие шаги, получая дополнительные преимущества. А те компании, которые до сих пор не применяют первичную функциональность, должны поскорее решить эту задачу, так как их соперники и коллеги, возможно, уже перешли на следующую ступень развития.


[1] См. статью «Компания BPM Partners предлагает результаты отраслевого обзора, посвященного управлению эффективностью»