Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Управление финансовой эффективностью. Путь к лидерству для руководителей

В материале рассказывается об исследованиях компании Ventana Research,
касающихся управления финансовой эффективностью. В частности, речь идет об
использовании современных IT-технологий для решения задач планирования, учета,
анализа и взаимодействия.

Оценка финансовой эффективности является одной из важных задач современного корпоративного управления. Предлагаем читателям обзор результатов исследования компании Ventana Research 1, посвященного ситуации с применением программных средств для автоматизации деятельности финансовых структур.

Практика управления финансовой эффективности в компании Ventana Research основана на исследовании важных проблем финансовых организаций, которые можно решить с помощью информационных технологий. И хотя компании утверждают, что эти технологии играют важную роль в повышении эффективности и расширении возможностей финансовых отделов, на самом деле технология не является их основным объектом интереса. Зачастую финансовые руководители не знакомы с информационными решениями проблем, а иногда даже сопротивляются им, произнося шесть самых «дорогих» слов в корпоративном управлении: «Мы всегда делали это вот так». И вот с таким настроем предлагаются решения, предполагающие, что финансовые руководители с поддержкой технологии смогут внести существенные изменения в деятельность организации.

Компания Ventana видит четыре области, где сочетание финансовых и информационных технологий может обеспечить финансистов возможностями лидерства:

  • планирование,
  • подведение балансов,
  • внешняя аналитика,
  • взаимодействие с операционными отделами.

По мнению специалистов Ventana, планирование является одной из тех областей, где финансовые организации работают наименее эффективно. По привычке, многие считают «планирование» и «бюджетирование» синонимами, однако они не являются таковыми. Планирование — это составление программы действий, а бюджетирование определяет финансовую позицию некоторого подразделения на определенный период на основе оценок расходов за этот период и предложений по финансированию. Цель планирования — установить координированные цели для поддержки стратегии компании, а также создать инфраструктуру и сформулировать критерии достижения успеха или критерии неудачи. Цель бюджетирования — распределение ресурсов.

Эксперты считают, что компании тратят слишком мало времени на планирование и слишком много времени на бюджетирование. Согласно результатам исследований, большинство организаций продолжают использовать электронные таблицы в качестве основной технологии автоматизации данных процессов; многие финансовые руководители по-прежнему не знают, как время, затраченное на преодоление технических ограничений таблиц, снижает эффективность планирования. И хотя применение специальных программных инструментов может повысить качество планирования и бюджетирования, Ventana Research утверждает, что для внедрения оптимальных методов и достижения реального прогресса потребуется несколько лет. Причем это произойдет только в том случае, когда финансовые руководители будут заинтересованы в повышении эффективности.

В 1990-е годы, в связи с появлением технологий управления корпоративными ресурсами (ERP), business intelligence (BI) и отчетности, компании существенно продвинулись в сокращении учетного цикла. С тех пор мало что изменилось, хотя почти три четверти респондентов Ventana заявляют, что быстрое подведение баланса «важно» или «очень важно», а более половины компаний, чей штат превышает тысячу сотрудников, стремятся сократить месячные или квартальные процессы подведения баланса.

Устранение ручных операций за счет развития автоматизации и замены электронных таблиц — два самых простых шага на пути к этим целям. По оценкам Ventana, компании, ограничивающие использование таблиц на 20%, завершают подведение баланса быстрее, чем остальные. Применение управления нормативно-справочной информацией (master data management — MDM) дает возможность получения единой виртуальной карты счетов, позволяющей сократить процесс подведения баланса, так как все расчеты, выполнявшиеся вручную и в таблицах, теперь делаются автоматически.

Исследования Ventana, касающиеся корпоративной отчетности, показывают, что многие компании стараются разрешить насущные задачи управленческой отчетности, которые встали перед ними еще в 1990-е годы. И хотя многие заявляют о получении достаточного количества базовой финансовой и оперативной информации, все же сведений о том, насколько эффективно работает компания в сравнении с конкурентами, большинству фирм явно не хватает. В прошлом процедура сбора подобной информации была очень сложной, и компании работали только с внутренними данными. Сегодня же данные, представленные в формате XBRL (Extensible Business Reporting Language — подробнее см. статью), упрощают получение надежной финансовой информации об американских акционерных компаниях. Различные организации, как, например, APQC2, детально разрабатывают показатели эффективности, касающиеся конкретных вертикальных рынков, и предоставляют их на базе сотрудничества.

Финансовые организации должны признавать важность такого типа информации и ее доступность. Конечно, в первую очередь, необходимы сведения о внутренних операциях, однако бизнес целиком построен на конкуренции. Поэтому именно финансовый отдел — наиболее подходящее подразделение организации для сбора, анализа и представления сведений.

Финансовые директора, стремящиеся к достижению стратегической позиции, часто не хотят выполнять бухгалтерские функции. Конечно, это не прямая их задача, однако эффективный учет играет важную роль для функционирования компании. У финансовых организаций есть существенный аналитический потенциал и прочно укоренившаяся дисциплина в отношении выработки точных, подлежащих проверке показателей, которые можно применить в сборе, анализе и распространении операционных (а не только финансовых) сведений в рамках всей организации. Одна из областей, где эти сильные организационные стороны могут иметь существенное влияние на эффективность, — управление прибыльностью клиентов. Компания Ventana Research считает, что грамотное решение данной задачи будет очень важным компонентом управления эффективностью в ближайшие три года.

Необходимо разрабатывать целенаправленный комплексный подход к управлению прибыльностью, который включает три элемента: стратегию, аналитику и информационные технологии. И вместо того чтобы проводить разрозненные проекты в подразделениях, предлагается решать эту проблему на корпоративном уровне. Например, торговая организация, поставив задачу роста доходов или повышения валовой прибыли, должна понимать, что проекты, подразумевающие раздувание долгосрочных расходов или ценовую политику, не соответствующую стратегии компании, могут привести к обратным результатам. Прибыльность клиентов — это не программа. Это всесторонний подход к бизнесу. Информационные технологии становятся ключевым фактором успеха проектов повышения прибыльности, поскольку дают компании возможность разобраться в факторах, которые влияют на прибыль, а также оценить окупаемость проектов. Финансовым руководителям необходимо принимать на себя ведущую роль в управлении этими проектами. Это важно с точки зрения долгосрочной перспективы.

Ventana Reserach рекомендует финансовым руководителям развивать свою карьеру, играя более важную стратегическую роль в управлении компании и учитывая, что информационные технологии могут помочь в достижении личных целей. Во многих крупных организациях IT-подразделения подчиняются финансовым директорам, в этом случае роль финансового лидера расширяется естественным образом. Хорошее управление такими проектами компании должно стать приоритетом для высших финансовых руководителей корпораций.


[1] Исследовательская консалтинговая компания.

[2] American Productivity & Quality Center – Американский центр производительности и качества. Всемирно известная организация, занимающаяся разработкой методов повышения эффективности и качества процессов, помогает компаниям в адаптации к быстро изменяющейся среде, в разработке новых методов ведения бизнеса и достижения конкурентоспособности.

Автор: По материалам зарубежных сайтов