Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Рассвет новой эры. Что ждет в будущем Business Intelligence?

Технология Business Intelligence продолжает свое развитие. Расскажем о трех основных концепциях, меняющих темпы развития предприятия: о BI-компетенции, об инструментальных панелях со встроенной аналитикой для прогнозирования, а также о возможности предоставления BI-функций клиентам.

Мы поднимемся, чтобы встретить рассвет новой эры — нового порядка, где царят мир и процветание, где лев и гиена шествуют вместе в великое и славное будущее. Следуйте за мной и больше вы уже не ощутите голода.

Эта известная (и не очень-то часто цитируемая в бизнес-публикациях) речь Скара из диснеевского мультфильма «Король Лев» призывает к смене строя, к новому лидерству и выбору нового направления — к переходу в эру, где две враждовавшие группы объединятся и будут жить мирно. В первую очередь, законы природы никогда не допустят такого в животном мире; кроме того, это цитата из мультфильма, где животные наделены человеческой речью; и, наконец, даже в той истории из этой идеи ничего не вышло. Однако вот что думается на этот счет: а ведь можно провести параллель между парами львы-гиены и IT-отделы — бизнес-пользователи (поддерживаемые этими отделами). Кого из двух последних считать гиеной, а кого львом, оставляется на выбор читателя. Главное, что они постоянно не в ладах друг с другом. Бизнес-пользователи создают нереальные запросы, а IT-отделы совершенно не реагируют на их потребности.

Business Intelligence (BI) ведет нас в новую эру — эру, где пользователи в большей степени контролируют анализ, отчетность и управление эффективностью. Бизнес-пользователи перестали зависеть от IT в плане поддержки любой своей потребности. Это дает им возможность быстрее принимать более грамотные решения.

И теперь IT-организации могут заниматься именно тем, что им удается лучше всего, — управлять технологией и ключевыми транзакционными системами организации. Технические специалисты могут заниматься аппаратным обеспечением, безопасностью, стабильностью, поддержкой и интеграцией технологической инфраструктуры, которая является источником жизненной силы организации.

Разделение ролей, которое обеспечила BI-технология, теперь позволяет IT и бизнес-пользователям мирно сосуществовать и процветать. Никто при этом не теряет своих позиций в организации. В ситуации, когда роли и обязанности четко распределены, появляются новые перспективы, о которых трудно было даже мечтать еще несколько месяцев назад. Трем из этих возможностей и посвящена данная статья.

Новая эра

Год назад много писалось о том, что важно и что не важно в BI. В это время особенно актуальны были два момента. Первый назывался «интегрированная BI-архитектура». Исследовательская компания Gartner расширила эту концепцию и назвала ее «BI-компетенцией». Множество организаций пользуются этим термином, а специалисты IT и бизнес-пользователи работают вместе над использованием преимуществ данного понятия. Вторая идея «проталкивания данных» — использования инструментальной панели со встроенной аналитикой для выделения наиболее важных опережающих и отстающих событий, а также для представления информации пользователю на одном экране. Сегодня доступны технологии, обеспечивающие обе концепции. Третья область не была тогда предсказана. Более того, она пока еще находится в стадии зарождения. Это идея предоставления доступа к средствам BI клиенту.

BI-компетенция

В 1990-е годы BI-технология все еще находилась на начальной стадии развития. Это был период адаптации и «принятия». Те, кто видел ценность и потенциал новшества, тратили свое время на убеждение остальных. Технология и возможности расширялись быстрее, чем их удавалось внедрить. Появлялись все новые и новые компании, пытавшиеся удовлетворить новый спрос на BI. Оглядываясь в прошлое, можно сказать, что процесс шел быстро, но тогда все казалось очень медленным и болезненным. Объяснение и принятие многомерных баз данных, возложение новых обязанностей на бизнес-пользователей, интеграция источников данных и убеждение пользователей в необходимости применения новых возможностей — все это казалось недостижимым.

Первая половина нынешнего десятилетия была периодом широкого внедрения BI. Технология исходила из кабинетов финансовых директоров и распространялась по всей организации. Сегодня оценочные панели определяют эффективность компании, отделы маркетинга знают о клиентах больше, чем когда-либо, а IT-специалисты применяют BI для более грамотного обслуживания клиентов. Этот период бурного развития и широкого распространения привел к появлению множества успешных, но изолированных решений. Однако слишком широкие проекты доросли до той точки, где они стали неэффективными в отношении поддержки, а также привели к проблемам управления и интеграции данных в организации. Иногда они даже вызывают сложности, которые исходно должны были устранять.

BI-компетенция напрямую касается контекста — понимания того, насколько BI-инфраструктура вписываются в организацию по множеству измерений. Ключом к успеху является определение долгосрочных целей организации и разработка планов распределения BI-архитектуры для поддержки этих целей в рамках организации. На рис.1. показаны взаимосвязи этих измерений. Каждую из областей необходимо четко понять и оценить на предмет сильных и слабых сторон.





Рис. 1. Взаимосвязи измерений

Внедрение проекта BI-компетенции дает множество ощутимых преимуществ. Во-первых, очевидны сокращения затрат за счет более компактного, но более эффективного технологического решения. Кроме того, определенная польза достигается за счет согласия по вопросам целей и приоритетов в организации. Однако самая большая ценность концепции — в возможности быстрее и грамотнее реагировать на потребности рынка. Например, если организация успешно выпускает четыре BI-приложения в год, то ее можно считать высоко эффективной согласно стандартам рынка. Ценность этих приложений не обсуждается. Внедрив процессы, процедуры и архитектуру, связанную с BI-компетенцией, можно выпускать в два раза больше приложений при тех же расходах. Разница в том, что теперь можно работать над стратегическими инициативами, а не над базовыми целями и тактической поддержкой.




Рис. 2. Результаты использования концепции BI-компетенции

Аналитические функции для прогнозирования

Сегодня в распоряжении большинства современных руководителей обязательно имеется какой-либо вид инструментальной панели, которая применяется для лучшего понимания эффективности организации. А ведь еще несколько лет назад те же руководители получали отчеты о состоянии дел за прошедшие сутки в виде распечаток. BI-технология позволила автоматизировать эти отчеты и представить их на рабочем столе руководителя в удобном и понятном виде, с возможностью рассмотрения деталей. Это был существенный шаг вперед. Руководители получили доступ к более широкому пласту информации, чего не было никогда ранее. Впрочем, не так-то просто угодить этой категории пользователей.

Сегодня от руководителей часто можно услышать следующее: «Да, у меня есть доступ к огромному объему информации, но я фактически теряюсь в цифрах. Мне по-прежнему приходится определять одну-две области, на которых я должен сегодня сосредоточиться. То есть необходима оценочная панель, которая подскажет, на что следует обратить внимание. Искать это самому мне не хочется».

Оценочные панели стали своего рода «панорамными зеркалами» эффективности организации. Управленцам необходима готовая информация, а не возможность выискивать данные. И такой инструмент позволяют разобраться в тех областях, где эффективность не очень хороша. Однако аналитических возможностей для прогнозирования того, что будет завтра, в этих панелях не хватало. Теперь ситуация меняется.

Компании-поставщики предлагают панели со встроенными аналитическими функциями прогнозирования. Эта технология прежде была доступна только в виде сложных инструментов data mining и data discovery (обнаружение данных), которые не предназначены для обычных бизнес-пользователей. Обнаружение данных основано на анализе коренных причин. Руководителю теперь не нужно копаться в деталях, чтобы найти первопричину, рискуя потеряться в данных. Технология обнаружения и поиска позволяет напрямую выйти на фактор, который вызвал отклонение. Эти аналитические функции используют модели линейной регрессии и другие статистические методы. Проводится исследование данных, выявление аномалий и тенденций, выходящих за рамки исторических и нормативных масштабов, затем (еще до выхода проблемы на поверхность) выдаются предупреждения о потенциальном риске.

В результате удается добиться ключевых изменений. Инструментальные панели по-прежнему дают отчеты о прошедших событий, но также обнаруживают и те области, где необходимо принять меры уже сегодня, чтобы не получить проблем завтра. Инструментальные панели все больше напоминают системы навигации, позволяющие добраться до места назначения.

BI для клиента

Как уже говорилось выше, концепции и ценность BI на сегодняшний день признаются большинством организаций. Технология проникла во все области, и практически каждый отдел использует аналитику в той или иной форме. Следующий логический шаг на пути к расширению сферы действия — распространение BI для клиентов. Эта область только зарождается, но для тех, кто уже начал использовать такие возможности, изменения очень ощутимы.

За последний год технология уже достигла необходимого уровня, позволяющего поддерживать эту новую возможность. Интернет-функциональность, а также приложения, обеспечивающие безопасность,открывают новые перспективы. Теперь BI-приложения можно предоставлять через Web в защищенной среде.

Идея здесь довольно проста. Еще до внедрения BI-проектов компании, широко поддерживающие клиентов, должны были использовать максимум ресурсов для обеспечения потребностей заказчиков. Пример: фирма, занимающаяся базовыми инвестициями. Такая организация объединяет различные типы ценных бумаг и продает доход. Покупателям ценных бумаг необходима масса информации, гарантирующей, что они поймут динамику акций. Исторически складывалось так, что целые крупные отделы занимались обработкой клиентских заказов. Работа выполнялась вручную, занимала массу времени и была очень дорогой.

С появлением BI-приложений удалось добиться существенно более быстрых ответов на запросы и с гораздо меньшими усилиями. Объемы работы и затраты на поддержку разительно сократились.

С помощью концепции BI для клиентов самые передовые компании расширяют свои аналитические функции, не ограничивая их брандмауэрами, и позволяют клиентам осуществлять доступ к собственным данным, используя ту же технологию, что применяется внутри компании. В описанном выше примере инвесторы (клиенты) имеют доступ к данным в реальном времени. Они могут отвечать на собственные вопросы, моделировать различные сценарии и закачивать необходимую информация в свои BI-приложения. Посредник устранен. Клиентам дан доступ к специфическим данным, которые можно представить в любом формате и просмотреть в любой момент.

Преимущества, связанные с предоставлением BI для клиентов, очень существенны, они дают неплохую окупаемость.

Существенно сокращаются расходы на работу с клиентами. Поскольку заказчики обслуживают себя сами, то поступает и меньше запросов. Можно сократить штат сотрудников, занимающихся поддержкой клиентов, и качество услуг при этом никак не пострадает. Клиентам это даже больше нравится: в любой момент они имеют удобный доступ к информации. Не нужно ждать ответов на запросы, не нужно точно объяснять, что необходимо, нет проблем с получением информации в подходящем формате. Появляются и дополнительные возможности увеличения доходов. Это можно назвать новым предложением. Клиент готов признать ценность услуг и заплатить за нее. Расходы падают, доходы растут, клиенты довольны. Компании, быстро разобравшиеся в ситуации, получают явные конкурентные преимущества. А те, кто еще в раздумьях, все равно придут к внедрению данной концепции просто для того, чтобы сохранить конкурентоспособность. Это станет необходимым условием работы бизнеса. Нас ждут удивительные времена, так как мы вступаем в новую эру развития BI. И нет причин оставаться позади. Все новые возможности можно реализовать уже сегодня. Технология и принципы «ноу-хау» доступны, вопрос только в том, насколько быстро они будут распространяться.