Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Тенденция роста расходов на Business Intelligence

В материале представлены результаты исследования журнала Information Week,
посвященного вопросам распространения средств Business Intelligence. Несмотря
на обширные планы компаний по внедрению данных средств, многим из них еще
предстоит большая работа в этом направлении.

Все больше компаний приходят к необходимости приобретения инструментов Business Intelligence (BI); планируемые расходы на эти программные средства также имеют тенденцию к росту. Ряд компаний собираются сделать эти инструменты доступными для большего количества сотрудников, в том числе менеджеров бизнес-направлений и специалистов в области анализа и обработки информации. Более того, эти программные средства сейчас инсталлируются даже на мобильных устройствах сотрудников. Предлагаем читателям краткие результаты исследования журнала Information Week, посвященного расширению использования инструментов BI. Исследование было проведено в январе 2005 г., в нем участвовали 230 профессионалов в области технологий бизнеса.

Сегодня значительное количество компаний имеют серьезные планы в отношении технологии Business Intelligence, которая осуществляет мониторинг и анализ данных об эффективности и помогает в принятии решений. Но многим из них придется пройти долгий путь, прежде чем их планы станут реальностью. Число компаний, внедряющих программные средства BI в широком масштабе, все еще растет достаточно медленно, а количество сотрудников, имеющих доступ к этим инструментам, остается ограниченным. Сложность использования инструментов BI и проблемы с качеством данных остаются основными препятствиями для более широкого распространения подобных средств.

Эти данные представляют основные результаты исследования. Они отражают выводы других аналогичных исследований последнего времени, которые прогнозируют возрастание интереса к Business Intelligence со стороны руководителей бизнеса и IT-менеджеров.

Согласно результатам недавнего исследования компании Gartner, в котором участвовали 1400 руководителей информационных служб, Business Intelligence будет занимать первое место среди основных технологических приоритетов компаний в 2006 г., обойдя даже вопросы безопасности. Руководители информационных служб планируют увеличение бюджетных расходов на средства Business Intelligence в среднем на 4.8%, а компания Gartner прогнозирует, что продажи новых лицензий на программное обеспечение BI достигнут 2.5 миллиардов долларов в этом году, т.е. увеличатся на 6.2% по сравнению с прошлым годом.

Ведущие IT-менеджеры, безусловно, более охотно соглашаются на увеличение расходов на BI. Из опрошенных журналом Information Week 44% планируют увеличение расходов на инструменты BI в текущем году. Более трети участников исследования отметили, что доля расходов на BI в общем IT-бюджете возрастет в этом году; треть опрошенных сказали, что их расходы на BI возрастут на 26% и более.

Слишком большое количество инструментов

Поставщики утверждают, что все больше компаний внедряют программные средства Business Intelligence в масштабах всей организации. Но из числа опрошенных Information Week только 33% провели стандартизацию на основе одного или нескольких инструментов BI, внедренных во всей компании. Это не сильно отличается от данных прошлого года, которые составляли 32%. Большинство компаний по-прежнему имеют множество разнообразных инструментов BI от разных поставщиков, которые используются в конкретных отделах, для тех или иных операций, в определенных местных отделениях или внедряются для применения в некоторых проектах.

Около 77% участников исследования заявили, что менее четверти сотрудников в их компаниях используют сегодня программные средства Business Intelligence; только 8% сказали, что более половины их работников применяют эти инструменты. В то же время 38% опрошенных отметили, что половина сотрудников их компаний будут использовать программные средства Business Intelligence в ближайшие два года.

Основными пользователями технологии Business Intelligence по-прежнему являются финансовые менеджеры, руководители бизнеса, IT-менеджеры и бизнес-аналитики.

Но многие респонденты утверждают, что в течение ближайших двух лет количество пользователей инструментов BI среди менеджеров бизнес-направлений, специалистов в области анализа и обработки информации и торговых представителей возрастет. Также они считают, что увеличится и использование этих инструментов в электронной коммерции, управлении цепями поставок и производственных операциях, приближаясь к уровню применения средств BI в отделах информационных технологий, финансов и маркетинга.

Согласно исследованию компании Gartner, внедрение инструментов управления эффективностью бизнеса (ВРМ), известного также как управление эффективностью корпорации, - это одна из нескольких тенденций, способствующих увеличению расходов на Business Intelligence. Средства управления эффективностью бизнеса позволяют анализировать финансовые и операционные данные и сравнивать их с ключевыми показателями эффективности, а также использовать полученные результаты для выработки бизнес-стратегии. Но многие проекты внедрения ВРМ терпят неудачу, поскольку для успешного применения этих средств необходимо наличие инструментов Business Intelligence во всей организации, чем пока могут похвастаться далеко не все компании.

Еще одни фактор, способствующий более широкому использованию средств Business Intelligence, - развитие законодательства и появление законов, подобных американскому закону Сарбаниса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act), который требует от компаний иметь четкое представление о своих финансовых данных и извлекать полезную информацию из огромных объемов данных, генерируемых системами планирования ресурсов корпорации (enterprise resource planning, сокр. ERP) и управления отношениями с клиентами (customer resource management, сокр. CRM).

Проблемы внедрения

Если Business Intelligence является таким отличным средством и имеет столько разнообразных областей применения, можно было бы ожидать, что эти инструменты уже получили всеобщее признание и распространение. Но 60% респондентов исследования Information Week говорят о проблемах использования, связанных со сложностью этих инструментов для технически неподготовленных пользователей. Основной проблемой является недостаток навыков, поскольку некоторые инструменты оказываются очень сложны в практической работе. Ряд продуктов по-прежнему требуют значительного участия IT-специалистов, например, создание отчетов для пользователей.

Среди наиболее важных характеристик продуктов Business Intelligence респонденты назвали простоту внедрения (68%) и простоту использования широким кругом пользователей (67%).

Среди основных препятствий для более широкого внедрения BI были названы проблемы интеграции и совместимости с существующими IT-системами (51% респондентов) и проблемы качества данных (45%), а также дорогостоящее обучение пользователей, отсутствие ясной окупаемости и проблемы масштабируемости.

Эти данные могут служить объяснением того факта, что 95% опрошенных указали на электронные таблицы и программу Excel как на основные инструменты сбора, презентации и обеспечения данными в своих организациях. Семь из десяти используют Интернет-отчеты, а половина - инструментальные панели компании.

Более 10% (14%) опрошенных установили инструменты BI на мобильные устройства, такие как PDA, а еще 30% планируют сделать это в ближайшие 1-2 года. Но в то же время более половины респондентов не имеют таких планов. Из тех, кто уже пользуется программными средствами Business Intelligence на мобильных устройствах, более половины только загружают отчеты. Но в то же время 48% используют эти системы для двустороннего представления запросов и отчетности.

Ожидается, что использование средств Business Intelligence на мобильных устройствах будет возрастать по мере усложнения последних, увеличения объема их памяти и повышения качества дисплеев, а также при расширении сети.

Несмотря на определенную консолидацию за последние годы, отрасль программных средств Business Intelligence остается сильно фрагментированной; до сих пор не существует поставщика, доминирующего на рынке. И судя по планам респондентов, намеревающихся приобрести эти средства, ситуация вряд ли изменится в ближайшее время.

Автор: По материалам зарубежных сайтов