Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Обзор развития Business Intelligence в 2005 году. Мнение поставщиков

В мире BI 2005 год был настолько насыщен событиями, что о нем можно писать исторические книги. Безумными темпами продолжались поглощения, появлялись сенсационные продукты и крупные (иногда кажущиеся странными) партнерства. Более того, 2005 год продемонстрировал все признаки миттельшпиля — той стадии шахматной партии, когда игроки маневрируют, занимают выгодные позиции, обмениваются фигурами, стараясь в преддверии эндшпиля взять под контроль максимальную часть шахматной доски.

Наше понимание business intelligence (BI) не появляется из ничего. Оно развивается со временем и представляет собой результат процесса выбора, где амбициозные поставщики противопоставляются скептически настроенным покупателям, при этом вся информация интерпретируется наблюдателями в BI-отрасли, которые пытаются везде, где возможно, предложить свои рекомендации.

Мы уже не раз слышали мнение видных специалистов о современном состоянии BI. На сей раз обратимся к BI-поставщикам, чтобы узнать, что же они думают о стоянии рынка. Поговорим с BI-профессионалами и узнаем их мнение.

Никого сегодня не удивит, что поставщики программного обеспечения (ПО) в большой мере используют состояние BI в своих интересах. Производители корпоративных ERP-приложений (SAP, Oracle) позиционируют Business Intelligence как естественное дополнение к операционным данным, которые уже хранятся в ERP-системах. Так как данные уже там, то производители начинают доказывать, что нужно использовать их встроенный BI-модуль. «При всем к ним уважении (имеются в виду BI-поставщики), мы видим, что многим нашим клиентам ничего не нужно, кроме нашего встроенного BI-решения», — сообщает один из руководителей маркетинга крупной ERP-компании в своем прошлогоднем интервью.

Многие ERP-магнаты предлагают более удобные пользовательские BI-инструменты, средства отчетности и аналитические акселераторы. Планируется ввод целого ряда встроенных аналитических приложений. «Мы думаем, это будут качественные приложения, и верим в их популярность», — заявляет представитель одной из фирм.

Но не боятся ли эти компании оттолкнуть некоторых из своих BI-партнеров? Совсем не обязательно. Для партнеров всегда остается возможность предложить свою функциональность вместе с продуктом основного поставщика. Аналитические приложения часто ориентированы на конкретные вертикальные рынки или на конкретных клиентов. Поэтому деятельность ERP-производителей не несет в себе угрозы партнерам.

Поток поглощений

Этот год был отмечен крупными поглощениями, когда одни известные фирмы приобретали другие, не менее известные. Известные производители ERP поглощали своих аналитических конкурентов. И если учесть огромные возможности реляционных баз этих поставщиков, где интегрированы OLAP и ETL-возможности, а также ныне доступные отчетные и BI-приложения, то надо признать, что их cилы велики.

Многие слияния были непосредственно связаны с BI или имели важное влияние на эту сферу. Возможности некоторых компаний стали более ограниченными, а другие, напротив, добились ощутимых результатов, в частности, в области интеграции данных. Более того, усилия по объединению продолжаются. Компании предлагают широкие портфели интеграционных услуг (включающие технологии ETL, EII, EAI, а также Web-сервисы), которые позволят им выйти за рамки BI. Некоторые компании делают заявления о серьезных разработках интеграционного ПО промежуточного уровня (middleware integration). За счет многомиллионных приобретений ERP-поставщиками BI-компаний, а также производителей баз данных в памяти (in-memory) и аналитических средств, им удается занять очень мощные позиции в области клиентской аналитики.

Поставщики специализированных BI-средств наблюдали все эти изменения с существенной долей осмотрительности. Но пока ERP-гиганты скорее ведут борьбу между собой, нежели пытаются подмять под себя всех крупных поставщиков аналитических приложений.

Сами же компании — специалисты в области BI продолжали в прошедшем году внутреннюю борьбу и поглощение мелких компаний-конкурентов, а также фирм, специализирующихся в других сферах. В частности, приобретались поставщики средств визуализации данных, управления финансовой эффективностью, управления нормативно-справочной информацией (master data management).

И ключевой момент во всех этих поглощениях, конечно же, управление эффективностью. В традиционных BI-технологиях всегда превалировали отчетность, OLAP и ETL, однако теперь поставщики решили использовать BPM в качестве возможности выделиться, сделать свои средства более полезными и приобрести дополнительные доходы.

«Обещания BI сбываются тогда, когда все пользователи получают доступ к своим данным в нужное время и через такой интерфейс, который удовлетворяет их потребностям, помогает понять, что происходит, в чем причина тех или иных событий, и какие действия нужно предпринять, чтобы организация добилась успеха», — замечает вице-президент маркетингового отдела одной из известных BI-компаний. Пока все хорошо. Но все передовые BI-разработчики понимают, что современные средства должны решать куда более широкие задачи, чем просто анализ и отчетность.

«Что касается клиентов, то для них самое важное — это более высокая производительность. Средства Business Intelligence должны поддерживать функции управления эффективностью и предоставлять пользователю координированную и согласованную информацию, — продолжает комментировать этот же руководитель. — Необходимо BI-решение, которое покажет, как продвигается развитие выбранной в данный момент стратегии и как лучше всего добиться эффективности в будущем. Если в этот продукт еще и интегрированы возможности планирования, то с их помощью можно составить бюджет, распланировать цели и эффективно провести управление».

По этому вопросу среди поставщиков BI-пакетов царит удивительное согласие. Многие из них выступают за «информационную демократию», направленную на слияние BI, управления эффективностью и инструментов планирования. Современные руководители информатизации рассчитывают на BI не только как на инструмент и технологию, но стараются добиться максимальной согласованности с бизнесом в целом. Однако не BI решает эту задачу. Тут необходимо управление эффективностью, которое представляет собой целенаправленное BI-средство. «Компании должны переключиться с инструментов и технологий на согласование технологии и бизнеса с бизнес-процессами. BPM — это новый „боевой клич“ IT, данная технология позволяет заполнить все пробелы в бизнесе, дает компании возможность говорить на одном языке и мыслить единообразно„, — утверждает руководитель отдела разработки стратегий одной из фирм-поставщиков BI-платформ.

Есть и другие BI-поставщики, которые меньше нацелены на управление эффективностью. Однако и они реализуют некоторые функции или приобретают (поглощают) более мелкие фирмы, специализирующиеся на BPM.

“Business intelligence — это еще и простота, и возможность больше проникнуть в суть бизнеса несложными для пользователя методами», — замечает один из руководителей по маркетингу крупной компании-поставщика. Он считает, что компания-поставщик должна одним из своих приоритетов делать простоту использования BI-средств. «Мы пытаемся расширять границы удобства наших средств. Разрабатываем интуитивные инструменты, которые работают так же, как привыкли мыслить люди», — продолжает он.

«Однако важной задачей BI является своевременное представление соответствующих данных клиентам. Пользователь должен получать информацию в разных формах, будь то управленческая панель инструментов, где отслеживается производительность по ключевым показателям, визуальная аналитика, где простые Excel-таблицы преобразуются в динамические презентации, или операционные отчеты, где срезы (участки) данных представляются в реальном времени», — завершает свое мнение тот же специалист.

Весь мир платформа…?

В историю 2005 г. войдет как плодотворный в отношении развития универсальных BI-пакетов. Он отмечен уходом в прошлое долго господствовавшей философии «оптимальных» инструментальных средств, когда поставщики подчеркивали сильные стороны своих индивидуальных инструментов в противовес широте масштаба платформы. Так или иначе, появление не менее четырех пакетов-платформ в прошлом году (Business Objects, MicroStrategy, Cognos и Hyperion) говорит о том, что маятник качнулся в другую сторону: вместо своей специализации BI-поставщики теперь подчеркивают универсальность, подкрепленную сервис-ориентированной основой.

И пока вопрос о выборе самого многообещающего из универсальных средств не решен, 2005 год наметил основные тенденции.

В январе, например, одна из компаний начала ввод своей давно всеми ожидаемой платформы, ликвидировав разрыв между собственными BI-предложениями и продуктами недавно приобретенной ею аналитической фирмы.

Это событие задало тон 2005 года. В феврале еще одна фирма анонсировала новую версию своей крупной платформы, называя ее универсальным средством организационной отчетности, анализа и углубления в данные (data mining). Продукт поддерживает ROLAP (Реляционный OLAP)-технологию; кроме того, предлагается сервис-ориентированная основа, которая была очень хорошо встречена давними пользователями.

В завершение этого года еще два BI-конкурента анонсировали выход новых версий своих BI-пакетов — существенно дополненные версии, в большей или меньшей степени основанные на той же сервис-ориентированной архитектуре.

Представители компаний в своих выступлениях не забывают подчеркнуть, что сочетание BI и BPM в их платформах является самой сильной стороной этих продуктов. Большинство пользователей одобрило выход новых продуктов.

Растущая массовость

Даже по мере того, как BI-лидеры внедряют управление эффективности и предлагают универсальные пакеты, поставщики массовых продуктов (Microsoft, Oracle) проводят еще более агрессивные BI-стратегии. Их программные средства представляют собой настоящие BI-фабрики, дополненные передовыми возможностями ETL, OLAP, data mining и отчетности, в том числе с поддержкой XML. В таких пакетах применяются усовершенствованные ETL-механизмы, алгоритмы, а также технологии, разработанные другими компаниями, приобретенными в процессе поглощения. Многие ждут выхода этих популярных продуктов, особенно из-за возможности использовать расширенные BI-функции.

На рынке массовых продуктов поставщики обещают скорые улучшения своих средств, обеспечение связи с различными источниками данных, более удобные и интуитивные средства ETL-дизайна, интегрированное профилирование данных.

Конкуренты пытаются сместить массовые продукты с рынка, как не готовые для повсеместного использования или слишком платформо-центричные для корпоративного использования. Однако эти продукты все же сохраняют свои позиции и не собираются терять влияние. За последние годы некоторые средства данного класса завоевали ту долю рынка, где раньше лидировали специализированные BI-поставщики, и руководство этих компаний сохраняет оптимистичные надежды на будущее в отношении своих новых возможностей отчетности, ETL и других функций.

Лучшие из оставшихся

Если отдельные крупные поставщики подчеркивают широту своих платформ в ущерб глубине, обеспечиваемой специализированными инструментами, то специализированные компании продолжают развивать глубину своих решений. На постоянно расширяющемся BI-рынке они пытаются сохранить курс «лучших среди аналогов», подчеркивая, что их инструменты удовлетворяют требованиям следующего поколения, включая BPM, бюджетирование и планирование. Эксперты называют это игрой в «лучшую платформу».

«BI выходит из разряда второстепенных IT-технологий, из области „специфичных приложений“, и становится важным инструментом для бизнес-менеджеров», - заявляет вице-президент отдела управления продукцией одной из компаний. Нетрадиционные пользователи выдвигают множество разных требований, например, необходимость планирования или управления эффективностью. Передовой бизнес осознает ценность анализа и понимания сути работы всей организации, т.е. возможности сравнивать запланированные показатели с фактическими и проводить оценку разных сценариев на основе самой свежей информации.

Подчеркивается важность своевременной информации, то есть, фактически, информации, поступающей в реальном времени. И это вполне соответствует результатам исследований TDWI (The Data Warehousing Institute — Институт исследований Хранилищ Данных).

Некоторые поставщики выделяют свои сильные стороны: например, «клиентский OLAP, то есть OLAP-машину, выполняющую вычисления в оперативной памяти пользовательского компьютера», которая позволяет сократить время загрузки и анализа. «Вне зависимости от отрасли, клиенты, полностью оснастившие свои организации оперативными BI-средствами, могут принимать решения на основе информации о текущих продажах и, следовательно, быстро использовать все преимущества и реагировать на сложные ситуации» — утверждает тот же руководитель.

В 2005 году появились новые версии BI-пакетов, сочетающие средства корпоративной отчетности, предоставляющие расширенные возможности взаимодействия, простоту использования, масштабируемость. Продолжали также развиваться BI-инициативы с открытым кодом.

По мнению большинства фирм-производителей и экспертов, сегодняшнему BI-клиенту необходимо решение, которое может масштабироваться до расширяющейся клиентской базы и растущего вместе с корпорацией объема данных. По мере эволюции BI предполагается дальнейшее расширение этой технологии для поддержки передовых сотрудников и операционных данных, а также развитие географических проектов, где интегрируются геоинформационные системы (GIS) и BI-аналитика. Для того чтобы вывести эффективность компании на следующий этап, придется обращаться к поставщикам за возможностью раскрыть весь потенциал BI, выполняя задачи интеграции данных.