Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Возможности консолидации на рынке Business Intelligence

В материале освещаются современные тенденции на рынке средств BI, связанные
с созданием комплексных пакетов и платформ Business Intelligence.

Рынок средств Business Intelligence (BI) находится в постоянном движении, на нем появляются новые тенденции или настроения. Одно из таких явлений в настоящее время - тенденция консолидации двух групп производителей - пакетных решений и баз данных. Предлагаем читателям анализ сегодняшней ситуации на рынке средств BI известного эксперта в этой области Стивена Суойера (Stephen Swoyer).


Многие крупные поставщики средств BI активно продвигают свои пакетные решения, построенные по принципу "все в одном", как продукты, способные удовлетворить все потребности любой организации в возможностях BI. Такая модель, безусловно, имеет несколько преимуществ: от более низкой стоимости приобретения и эксплуатации до решения проблем с выполнением требований законодательства и повышения производительности.

Но на сегодняшний день эта концепция пока с трудом завоевывает место на рынке средств BI. Это не значит, что организации не привлекает данная концепция, но существует достаточно сильное противодействие отказу от концепции узкоспециализированных средств (best-of-breed).

Вторая группа поставщиков продвигает на рынок продукты реляционных баз данных, которые включают достаточно полные пакеты средств BI, в т.ч. встроенные инструменты извлечения, преобразования и загрузки (extract, transform, and load, сокр. ETL), аналитики и отчетности.

Эти поставщики тоже позиционируют свои пакеты реляционных баз с возможностями BI, построенные по принципу "все в одном", как единое решение для большинства (или даже всех) потребностей организации в средствах BI. Но данные решения также не без труда находят место на рынке.

Эти две концепции того, как должны строиться средства BI, представляют достаточно полярные решения, конкурирующие между собой. Возникает вопрос: существует ли тенденция сближения этих подходов? Многие отраслевые эксперты считают, что в ближайшее время обе группы продолжат проводить каждая свою политику. Первая группа - приверженцы BI - будут заниматься комплексными инструментальными средствами проектирования, которые они уже много лет продвигают на рынке, а вторая - поставщики реляционных баз данных - серверными решениями, которые и вывели их на рынок BI.

Перспективы

Но, как считают эксперты, такое натянутое "перемирие" вряд ли будет продолжаться долго. Первая группа поставщиков оставляет разработку серверных решений и баз данных тем компаниям, которые уже эти занимаются. При этом они проектирую свои продукты таким образом, чтобы они могли работать с любой из известных баз данных.

Эта стратегия оказалась успешной для первой группы поставщиков, но вторая группа - производители баз данных - также стремятся приобщиться к группе компаний - поставщиков средств BI. Многие из них уже создают не только базы данных, но и инструментальные средства проектирования. Это означает, что они вряд ли останутся только поставщиками серверных решений.

Долгая дорога к созданию комплексного решения

По мнению Синди Хоусон (Cindi Howson), автора аналитического портала BIScorecard.com и члена исследовательской группы Института Хранилищ данных (The Data Warehousing Institute, сокр. TDWI), большинство компаний имеют стратегии создания пакетов средств BI. Многие компании стараются стандартизировать свои инструменты BI и имеют хорошие шансы на достижение успеха в этом направлении в ближайшие два года. Но пока наблюдается некоторое противоречие между намерениями компаний и их действиями. Так, согласно данным исследования TDWI, более 40% организаций позволяют своим отделам самостоятельно приобретать те решения BI, которые они считают необходимыми. Такая стратегия вряд ли может способствовать стандартизации пакета средств BI.

Здесь возникает закономерный вопрос о движущих силах тенденции перехода к комплексным платформам BI. Создают ли поставщики первой группы этот рынок или, наоборот, лишь следуют за настроениями, которые уже естественным образом сформировались на рынке?

Многие отраслевые эксперты склоняются ко второму варианту, но с некоторыми оговорками. Пока мало кто соглашается с тем, что рынок уже полностью готов к комплексным решениям BI, но большинство не отрицает, что платформенный подход становится все более актуальным. Другими словами, рано или поздно организации обязательно придут к этому решению. С такой точкой зрения согласен и директор TDWI Уэйн Экерсон (Wayne Eckerson). Подобные платформы позволяют интегрировать средства отчетности, некоторые виды интерактивного анализа (OLAP или параметризованную отчетность), а иногда также и средства Microsoft Office.

Экерсон преуменьшает значение того факта, что идея комплексной базы данных может оказать серьезное негативное влияние на те компании, которые занимаются узкоспециализированными средствами BI; во всяком случае, в ближайшем будущем.

Синди Хоусон согласна с этой точкой зрения, но добавляет, что при рассмотрении данной проблемы необходимо иметь в виду три уровня (или слоя). Существует пространство интерфейса (запросы, средства отчетности и инструментальные панели), средний уровень (база данных, средства отчетности и ETL) и, наконец, решения для финансовой консолидации, бюджетирования и планирования.

Для некоторых потребителей, возможно даже, для значительного их количества, идея комплексной базы данных может действительно стать настолько привлекательной, что они будут не в состоянии от нее оказаться. Майкл Гонзалес (Michael Gonzales), член исследовательской группы TDWI и президент компании The Focus Group, отмечает, что если в реляционной системе управления базами данных содержатся как реляционные, так и многомерные данные, то компании стоит обратиться к своему поставщику базы данных за помощью в добавлении и других средств пакета BI.

Но сюда не относятся средства третьего уровня из вышеупомянутого деления - инструменты бюджетирования, планирования и управления эффективностью бизнеса. Эти продукты обычно используются лицами, принимающими бизнес-решения, корпоративными финансистами и другими сотрудниками со сверх-дискреционными1 IT-расходами. Помимо этого, многие поставщики BI (в т.ч. большинство основных поставщиков комплексных пакетов BI) также производят специальные версии своих инструментов (или даже отдельные инструменты) для бюджетирования и планирования.


1 Дискреционные расходы - расходы сверх жизненно необходимых (прим. переводчика).

Автор: По материалам зарубежных сайтов