Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Новейшие тенденции в области ВРМ

С развитием рынка ВРМ основные функциональные возможности этих продуктов стали достаточно стандартизированными. Большинство из них похожи друг на друга и предлагают сходный набор функциональных возможностей. Но если вникнуть в детали, то выяснится, что продукты удовлетворяют требования к ВРМ весьма по-разному. Но все же на первый взгляд обычный клиент поставщиков ВРМ не всегда может отличить их друг от друга. Поэтому сейчас поставщики стараются предвидеть требования будущих клиентов, а также оказаться первыми, кто предложит новые возможности для их удовлетворения. Таким образом они смогут выделиться из общей массы. Если тот или иной поставщик не смог стать первым в предложении новой функциональной возможности, он старается оперативно добавить ее в свои продукты, чтобы оставаться конкурентоспособным. Известный специалист в области ВРМ, президент авторитетной американской консалтинговой компании BPM Partners Крэйг Шифф (Craig Schiff), анализирует новые функциональные возможности, которые предлагают наиболее передовые поставщики ВРМ.

Управление метаданными

Эта область также известна как "управление нормативно-справочной информацией (НСИ)" (Master Data Management) или "управление корпоративными показателями" (Enterprise Dimension Management). Она сейчас находится в центре внимания поставщиков IT-продуктов и IT-консультантов. Сегодня целый ряд поставщиков ВРМ сами разрабатывают возможности для управления НСИ или приобретают с этой целью другие компании, а также вступают с ними в партнерские отношения. Эти возможности затем встраиваются в уже существующие решения. Основная цель управления метаданными в ВРМ - синхронизация лежащих в основе бизнес-структур (список бухгалтерских счетов, организационная иерархия, категории данных и т.д.) между различными продуктами или модулями. И хотя некоторые поставщики считают, что они уже предлагают унифицированное решение (например, единую базу данных) и не нуждаются в управлении НСИ, это не совсем так. Возможности управления НСИ обеспечивают синхронизацию бизнес-структур в пределах всего пакета продуктов ВРМ, а также и для других продуктов, которые взаимодействуют с ним.

Планирование на основе ключевых движущих сил бизнеса

Моделирование уже стало неотъемлемой частью процесса планирования и бюджетирования. В основе моделирования лежит процесс определения взаимосвязей, существующих между данными и ключевыми переменными, которые зависят как от внешних, так и от внутренних факторов. После того как эти модели разработаны, они могут использоваться ежегодно и требуют лишь небольшой настройки. Использование моделей позволяет существенно сократить время, необходимое для составления или изменения бюджета. Ряд поставщиков ВРМ предлагают готовую инфраструктуру для поддержки и облегчения этого процесса. Единая версия позволяет подготовить стандартный бюджет. Затем она помогает построить сценарии наиболее и наименее благоприятного развития событий на основе уже разработанных моделей и определений глобальных переменных. Некоторые поставщики, тем не менее, утверждают, что в их продуктах уже заложена такая возможность. Но при этом они просто имеют в виду, что их продукт, напоминающий электронные таблицы, позволяет клиентам самостоятельно осуществлять любые построения аналогично тому, как это делается в программе Excel.

Планирование использования персонала

Бюджетирование и планирование - это наиболее интересная и привлекательная для клиентов область управления эффективностью бизнеса. Но это также та сфера, в которой большинство поставщиков стремятся создать функциональные возможности, выделяющие их из общей массы. Основная часть продуктов позволяет осуществлять не только планирование на основе ключевых движущих сил бизнеса, но и планирование использования персонала. Новинкой является то, что эта возможность теперь сразу включается в готовые приложения. Несколько поставщиков предлагают достаточно полные шаблоны, которые помогают пользователям в планировании заработной платы. Другие предоставляют комплексные модули для осуществления этой функции, но за дополнительные деньги. Это, безусловно, важная область, поскольку значительная часть времени, которое руководители на местах тратят на бюджетирование, приходится именно на планирование заработной платы. После того как они обеспечивают эту функциональную возможность, большинство поставщиков рассматривают создание дополнительных встроенных функций для планирования капитальных затрат.

Прогнозная аналитика

Эта область традиционно была представлена только в чисто статистических пакетах, но сейчас она все чаще появляется и в продуктах ВРМ. Прогнозная аналитика, которая способна достаточно точно предсказывать будущие результаты принятых сейчас решений, может стать буквально "святым Граалем" управления эффективностью бизнеса. Но здесь существуют и определенные проблемы. В отличие от других новых функциональных возможностей, обсуждаемых в данной статье, прогнозная аналитика - это еще недостаточно хорошо понимаемая область. До сих пор не существует согласия относительно определения прогнозной аналитики, необходимых исходных данных и требуемых математических инструментов, а также относительно того, что можно получить от использования этой функциональной возможности. Таким образом, здесь есть широкое поле для деятельности. В то же время прогнозная аналитика нуждается в дальнейшей разработке и тестировании, прежде чем она получит широкое признание.

Отраслевая специализация

Это очень многообещающая тенденция. Потенциальные пользователи хотят найти продукты, которые уже учитывают особенности их бизнеса или хотя бы отрасли. Отраслевая специализация будет способствовать сокращению времени обучения и внедрения. Она также приведет к снижению рисков, связанных с использование нового продукта. Максимальные преимущества от отраслевой специализации могут получить инструментальные панели. Такая специализация позволит пользователям сразу работать с ключевыми показателями эффективности, которые достаточно стандартны для всех компаний в данной отрасли. Некоторые поставщики уже предлагают пакетные шаблоны, модули или дополнительные функциональные возможности для определенных отраслей, в частности, для области финансовых услуг. Они добавляют эти возможности к своим стандартным универсальным пакетам продуктов, что позволяет им не ограничиваться рамками лишь одной отрасли. К сожалению, пока эта тенденция не получила широкого развития, что странно.

Независимо от того, как к этому относиться, высоко конкурентная среда на рынке продуктов ВРМ прежде всего благоприятна для пользователей. Поставщики всеми способами стараются расширить возможности своих программных пакетов, а также предложить новейшие функциональные возможности, чтобы хотя бы ненадолго опередить конкурентов. Сообщество поставщиков ВРМ вступает в период инноваций и новых разработок, что обещает удовлетворить даже самые сложные требования пользователей с помощью готовых функциональных возможностей. Таким образом, основная проблема клиентов - определить, какие именно функции требуются для их бизнеса и кто из поставщиков может предложить наиболее надежные решения.