Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Будущее СОА

В материале обсуждаются итоги исследования одной из американских
консалтинговых компаний, посвященного внедрению и использованию
сервис-ориентированной архитектуры (СОА) в различных организациях.

В этом номере мы продолжаем разговор о сервис-ориентированной архитектуре (СОА), обсуждавшейся в предыдущих выпусках. В настоящем материале представлены результаты исследования американской консалтинговой фирмы AMR Research, посвященного использованию СОА в различных компаниях.

Согласно определению, данному в исследовании, СОА - это "подход к управлению сервисами на основе определенных стандартов, который возможен благодаря различным пакетам программных средств, пригодных для многократного использования и реконфигурации". СОА - это революционная технология, поскольку, впервые в электронном бизнесе, она создает потенциал для действительной и свободной функциональной совместимости программных средств. Такая совместимость означает, например, что программы могут обращаться друг к другу за информацией. Подобная функциональная совместимость может быть настроена один раз и затем многократно использоваться при необходимости.

Как показывают результаты исследования, наиболее активно используются следующие компоненты СОА: web-сервисы (71%), портальная инфраструктура (61%), серверы приложений (46%), интеграционная инфраструктура (43%), инфраструктура защиты (36%), аналитическая инфраструктура (18%), управление справочными данными (18%), корпоративная сервисная шина (14%) и инфраструктура управления бизнес-процессами (business process management) (14%).

Данные результаты наглядно демонстрируют не только подходы компаний к построению СОА, но и сложность этой архитектуры. СОА - это не приложение, а парадигма. СОА включает несколько уровней инфраструктуры, от интеграции корпоративных приложений до инфраструктуры приложений. Также следует иметь в виду, что, хотя СОА наиболее тесно связана с web-сервисами, эти два понятия не являются взаимозаменяемыми.

На сегодня более половины компаний (57%) проводят стандартизацию СОА на основе web-сервисов. За этим следуют такие компоненты, как интеграционная инфраструктура (36%), портальная инфраструктура (32%), серверы приложений (25%) и инфраструктура защиты (18%). В настоящее время наиболее распространенной формой построения СОА является приобретение технологий у нескольких поставщиков и создание наборов компонентов СОА.

Сложность СОА - одно из главных препятствий на пути ее широкого внедрения. Исследование AMR показывает, что только пятая часть опрошенных компаний уже создали сервис-ориентированную архитектуру; еще треть планируют это сделать в течение ближайшего года. Если планы окажутся выполненными, то более половины участников исследования будут иметь у себя сервис-ориентированную архитектуру.

Преимущества СОА

Компании, участвовавшие в опросе AMR (как уже внедрившие СОА, так и только планирующие сделать это), ожидают от СОА следующих преимуществ:

  • более быстрое и гибкое изменение бизнес-процессов - 48%;
  • снижение операционных затрат IT - 28%;
  • безопасный и надежный сервис - 15%;
  • оперативное внедрение обновлений и дополнительных возможностей программных продуктов - 5%;
  • свободное использование продуктов различных поставщиков технологий и/или унаследованных программ, созданных на заказ, - 3%.

Из этих результатов видно, что наибольшие ожидания пользователей связаны с бизнес-процессами. Но выяснилось, что среди компаний, уже использующих СОА, 36% обнаружили, что не могут изменить бизнес-процессы так, как им необходимо. При этом среди тех компаний, кто еще не внедрил СОА, подобные проблемы испытывают лишь 13% опрошенных.

Компания AMR считает, что это обусловлено двумя причинами. Первая - ограниченное внедрение управления бизнес-процессами - объединяющего слоя, который применяется для реконфигурации бизнес-процессов. Даже среди тех, кто использует СОА, только 14% внедрили средства управления бизнес-процессами. Вторая причина - размер, количество и сложность устаревших унаследованных систем, которые значительно затрудняют обслуживание бизнес-процессов.

Эта информация иллюстрирует невозможность создавать СОА с помощью разрозненных инвестиций или разрозненных стратегических подходов. СОА обязательно включает смежные технологии, такие как BPM, а также лучше работает в среде, которая уже была упрощена и рационализирована. Другими словами, если у компании нет желания инвестировать в технологию, поддерживающую СОА, и она имеет много унаследованных систем, то, возможно, ей еще рано думать о сервис-ориентированной архитектуре, особенно если она хочет добиться более эффективной трансформации бизнес-процессов с помощью этой технологии.

По данным исследования компании AMR, средние затраты ее респондентов на СОА в 2005 г. составили 667 тысяч долларов США. Более половины опрошенных (65%) затратили менее 1 миллиона долларов, 21% - от 1 до 5 миллионов и 14% - более 5 миллионов долларов.

Уровни внедрения СОА

В настоящее время 60% уже работающих средств СОА ориентированы на внутренние нужды, 32% доступны клиентам, 21% - поставщикам, и 4% попадают в категорию "другое". Но в будущем лишь 43% компаний, использующих СОА, планируют сохранить эту архитектуру только для внутренних нужд; 40% собираются сделать ее доступной для клиентов, а 15% - для поставщиков.

Ситуация похожа на ту, которая складывалась с распространением web-сервисов. Эта технология также начиналась с внутренних интеграционных проектов, а затем быстро распространялась на клиентов и поставщиков. Согласно результатам исследования AMR, основная категория вложения инвестиций во внутрикорпоративной СОА - это интеграция, за ней идут справочная, создаваемая в IT-отделе, и работа сотрудников со встроенными средствами. Это логичное место для начала работы над СОА, поскольку данная среда является стабильной, а IT-персонал может контролировать такие показатели, как количество пользователей сервиса, протоколы и безопасность.

Расширение СОА за пределы компании вначале влечет увеличение сложности системы (поскольку необходимо уделять больше внимания среде работы СОА и различным показателям), но в итоге приводит к упрощению процессов и сокращению затрат. Это было подтверждено при внедрении СОА, обращенной к клиентам, когда большинство пользователей применяют СОА для создания многократно используемых сервисов. Например, сервис по проверке товарно-материальных запасов может использоваться для клиентских систем розничной торговли, устройств хранилищ, управляемых вручную, сбора отчетных данных из систем обслуживания покупателей, а также для порталов самообслуживания электронной коммерции. Будучи созданным однажды, этот сервис способен обслуживать нужды различных категорий потребителей товарно-материальных запасов (и программных средств, используемых ими для создания запросов). Он также иллюстрирует, как СОА может иметь значение для нескольких категорий пользователей одновременно. Например, такой сервис может быть первоначально создан для того, чтобы обслуживать потребителей, работающих в режиме онлайн и изучающих возможности покупки акций. Но после этого он становится нужен самим сотрудникам и даже поставщикам, если им необходимо заранее пополнять товарно-материальные запасы.

Имея в виду, какое значение имеет СОА для поставщиков, представляется странным, что только 15% компаний планируют использовать сервис-ориентированную архитектуру в основном для этого сообщества. Они собираются применять СОА преимущественно для порталов эффективности работы поставщиков и товарно-материальных запасов, управляемых поставщиками, а также для создания запросов на сигнальные публикации. На самом деле множество компаний уже используют более ранние технологии (возможно, web-сервисы предыдущих поколений или даже интеграцию на уровне отдельных компьютеров) для поддержки порталов и управления товарно-материальными запасами с помощью поставщиков.

Внешняя поддержка

В целом, 75% участников исследования AMR Research использовали внешнюю поддержку при внедрении СОА. Из них 36% обращались к услугам консультантов по интеграции, столько же прибегали к помощи своих поставщиков систем планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning, сокр. ERP) и/или программных средств. Другие поставщики инфраструктурных средств обеспечивали 29% поддержки, а внешние партнеры - всего 7%.

Поскольку внутренние ресурсы уже оплачены, многим корпорациям не приходится тратить слишком много дополнительных средств на услуги консультантов при внедрении СОА. Это подтверждает, что поддержка СОА может оказаться гораздо менее обременительной, чем кажется вначале.

Как показывают данные исследования, многие поставщики участвуют во внедрении СОА. Их участие выражается через поставку систем ERP, инфраструктуры и сервисов. Многие компании, собирающиеся внедрять СОА, обращаются к услугам наиболее крупных и известных фирм. В то же время 32% участников опроса заявили, что они не знают, кто является ведущим поставщиком на этом рынке. А еще 26% назвали компании, не входящие в список наиболее известных поставщиков.

Автор: По материалам зарубежных сайтов