Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Пять измерений Business Intelligence

В материале, в основу которого положены публикации авторитетной
международной организации The Data Warehousing Institute, анализируются
развитие инструментов BI в исторической перспективе, а также современные тренды
развития в этой области.

Business Intelligence (BI) находится в постоянном развитии и движении: появляются новые средства и инструменты, расширяется сфера приложения этих систем. Крупный специалист в области Хранилищ данных и BI, руководитель отдела исследований и услуг известной компании The Data Warehousing Institute, Уэйн У. Экерсон (Wayne W. Eckerson) выделяет пять измерений BI, которые в целом, с его точки зрения, соответствуют определенным этапам в развитии этих средств. Предлагаем читателям краткий обзор его взглядов на эту тему.

Средства Business Intelligence (BI) представляют собой не монолитную структуру, а своего рода иерархическую систему, включающую несколько измерений, связанных с последовательным развитием этих инструментов. Инструменты BI развивались от средств отчетности к аналитическим системам, которые многими использовались просто для загрузки больших объемов данных в Excel с целью выполнения операций планирования. Сегодня компании добавляют к этим системам слои мониторинга и новой, усовершенствованной аналитики (рис. 1). В предлагаемом вниманию читателей материале анализируются эти тенденции развития BI, причем особое внимание уделяется современным трендам в этой области.


Рис. 1. Пять измерений BI


Отчетность

В начале организации просто обеспечивали подготовку отчетов для пользователей. Отчеты были заранее определенными и статичными и выпускались на бумажных носителях. Кроме того, они содержали данные о прошлых событиях. С годами отчетность стала осуществляться в онлайновом режиме, что сделало ее более интерактивной. Некоторые параметризованные интерфейсы для подготовки отчетности с "выпадающими" списками альтернативных значений заставляют пользователей думать, что это позволяет выполнять незапланированные запросы. Тем не менее, отчетность была первым существенным измерением BI.

Аналитика

Но в 1990-х годах подготовка отчетности перестала быть столь актуальной проблемой. Многие пользователи стали выдвигать требования о персональных аналитических инструментах, которые позволили бы изучать и анализировать данные в сравнительно свободной манере. В результате поставщики создали инструменты незапланированных запросов и OLAP, которые дают пользователям возможность осуществлять сложный анализ данных вплоть до малейших деталей. Таким образом, анализ многомерных данных стал вторым существенным измерением, добавленным в BI.

Но на этом этапе произошли два события, которые привели к существенному кризису среди поставщиков инструментов BI. Во-первых, выяснилось, что очень небольшое количество пользователей реально заинтересованы в применении сложных инструментов незапланированных запросов и OLAP. Большинство посчитало эти инструменты слишком сложными для использования или навигации. Предложенные возможности сложного анализа данных привели к разочарованию в них из-за слишком трудной для работы структуры, поэтому множество программных продуктов BI оказались невостребованными.

Во-вторых, многие поставщики BI к тому моменту отказались от отчетности, но вдруг с удивлением обнаружили, что большинство пользователей как раз предпочитают иметь отчеты для того, чтобы анализировать данные в свободной манере. В течение последних лет ведущие поставщики BI приложили значительные усилия для возрождения инструментов отчетности, создавая их вновь или приобретая у других разработчиков. Поставщики считали, что, имея как инструменты отчетности, так и аналитики, пользователи будут обладать полным набором нужных им средств BI.

Планирование

К сожалению, поставщики BI постепенно обнаруживали, что большинство пользователей применяют инструменты отчетности и аналитики только для того, чтобы перегружать данные из Хранилищ или первичных систем в Excel. Хотя поставщики были довольны продажами, пользователи часто жаловались на низкую эффективность выполнения запросов. Выяснилось, что бизнес-аналитики и менеджеры, которым было необходимо разрабатывать бизнес-планы и бюджеты, моделировать сценарии или пересматривать прогнозы, использовали инструменты BI для того, чтобы переносить крупные объемы данных в Excel, Access или статистические программы моделирования. Эти растущие как снежный ком запросы снижали эффективность выполнения запросов для других сотрудников, пользующихся теми же самыми инструментами.

Сегодня многие поставщики BI продают программные средства управления эффективностью бизнеса. Этим они подтверждают существование третьего измерения эволюции инструментов BI - слоя планирования. Сегодня большинство поставщиков BI предлагают продукты, гораздо теснее интегрированные с Excel. Но некоторые производят инструменты бюджетирования и планирования, которые достаточно хорошо интегрированы с инструментами отчетности и анализа, создавая, таким образом, пакет средств управления эффективностью бизнеса (ВРМ).

Мониторинг

Но для большинства пользователей сегодня уже недостаточно простого сочетания отчетности, аналитики и планирования. Существующие инструменты затрудняют поиск нужных данных, но в то же время не гарантируют от возможности "потеряться" в огромных массивах информации. Инструменты планирования недостаточно хорошо интегрированы с аналитическими инструментами. То, что нужно большинству пользователей сегодня, - это слой мониторинга сверх инструментов анализа, отчетности и планирования. Такой слой должен объединять эти инструменты и обеспечивать простой в обращении интерфейс - инструментальную или оценочную панель. Такие наглядные интерфейсы позволяют бизнес-пользователям отслеживать или наблюдать за наиболее важными показателями, сравнивать фактическую эффективность с поставленными целями и устанавливать специальные сообщения, призванные уведомлять о случаях снижения эффективности ниже допустимой.

Такой слой мониторинга в форме инструментальной или оценочной панели представляет четвертое измерение BI. Сегодня большинство организаций используют различные инструменты BI для отчетности, аналитики, планирования и мониторинга, причем обычно эти инструменты не интегрированы. В идеале все эти инструменты работают согласовано, если в основе BI и данных лежит общая инфраструктура.

Например, слой мониторинга уведомляет пользователя с помощью специального сообщения, что эффективность в ключевой области снизилась ниже намеченных показателей. Пользователь может нажать на это сообщение (график) и углубиться в аналитический слой, чтобы исследовать глубинную причину проблемы или получить детальный отчет по продуктам (потребителям), являющимся частью этой проблемы или вопроса. Такое исследование осуществляется структурно и обеспечивает только те пути углубления в данные, которые имеют отношение к проблеме, поэтому пользователь не рискует "потеряться" в информации. Затем пользователи могут обратиться к слою планирования и обновить задачи или прогнозы, которые немедленно появляются на их инструментальной панели. У пользователей есть и другая возможность - подготовить анализ проблемы и ее влияния на стратегические цели для публикации на корпоративной оценочной панели.

Большинство ведущих поставщиков BI сейчас интенсивно работают над созданием таких интегрированных решений ВРМ. Многие уже предлагают платформы BI, которые обеспечивают общую инфраструктуру как для данных, так и для средств BI, что позволяет поддерживать самые разнообразные операции BI (рис. 2).


Рис. 2. Платформа BI


Новое измерение - усовершенствованная аналитика

Но пока поставщики BI торопятся создать интегрированную платформу BI или ВРМ, которая поддерживает средства отчетности, анализа, планирования и мониторинга, требования пользователей продолжают эволюционировать. Многие компании сегодня пытаются понять, как можно увеличить отдачу от вложений в BI и Хранилища данных. Неудивительно, что постоянно растет интерес к использованию новых измерений BI, таких как Data Mining, Тext Мining и усовершенствованная визуализация.

Некоторые компании уже создали собственные решения или использовали передовые технологии для разработки сложных статистических моделей, предназначенных для выявления случаев мошенничества, автоматизации процесса создания рекомендаций по продаже товаров "с нагрузкой", определения стоимости и условий займов, прогнозирования поведения клиентов и поломок оборудования и т.д. Другие компании проводят анализ взаимодействий в центре обработки заказов, ответов на электронные письма, интернет-страниц, а также видео-файлов и файлов изображений для того, чтобы понять ключевые тенденции и особенности текста и других неструктурированных данных. Поскольку в глубоком анализе такого типа задействованы огромные массивы данных, многие компании используют технологии усовершенствованной визуализации для того, чтобы быстро выявлять ключевые особенности и правила или представлять данные в удобных формах, таких, например, как карты.

Заключение

Возможно, существуют и другие измерения BI, помимо пяти, упомянутых в данном материале. BI - это очень обширная область, которая основана на постоянном использовании имеющейся информации и выявлении истинного состояния дел в бизнесе. Поскольку информация и истина - вещи ускользающие и отчасти эфемерные, пользователи все время будут нуждаться в новых инструментах, чтобы получить информацию, необходимую для ведения бизнеса.

Автор: По материалам зарубежных сайтов