Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Итоги опросов показывают: ВРМ занимает господствующее положение

Взаимосвязь между BI и ВРМ долгое время была предметом дискуссий: что является составной частью чего? Нужно ли рассматривать ВРМ как часть BI или наоборот? Или же это две абсолютно разные области? Заметим, что, несмотря на отсутствие согласия относительно его "генеалогии", ВРМ занимает ведущие позиции.

Одна из распространенных точек зрения, которой придерживаются несколько ведущих компаний в области BI и ВРМ, - это то, что BI в том виде, как она обычно используется, является частью комплексного подхода к управлению эффективностью.

Так, в июле 2005 г. компания Applix, Inc., специализирующаяся на разработке средств OLAP, опубликовала результаты исследования, которое указывает на рост использования инструментов ВРМ среди высших менеджеров организаций. Согласно данным этой компании, почти три четверти участников исследования заявили, что они используют инструменты OLAP для внутренней отчетности. Это делает внутреннюю отчетность второй по популярности областью приложения OLAP после бюджетирования и планирования.

По свидетельству Applix, эти результаты хорошо соотносятся с данными их ежегодных опросов своих потребителей, которые показывают, что использование ВРМ и BI выходит за пределы чисто финансовой сферы.

Эти данные также хорошо согласуются с результатами исследования фирмы Knightsbridge Solutions, оказывающей специализированные услуги. Почти две трети участников этого исследования (65%) заявили, что Business Intelligence занимает первое или второе место среди их приоритетных направлений работы в 2005 г. Качество данных является столь же актуальной проблемой. Согласно Knightsbridge Solutions, более половины опрошенных поставили качество данных на второе место после BI.

В некотором смысле ВРМ приходит на смену BI. По словам Дэйва Меннинджера (Dave Menninger), вице-президента по международному маркетингу и управлению продуктами компании Applix, "в настоящее время все больше высших руководителей компаний рассматривают использование ВРМ как путь к успеху. Вначале средства ВРМ использовались в основном в финансовой сфере, но по мере того, как все больше руководителей старались полностью учесть факторы, влияющие на бизнес, в процессе принятия решений, инструменты ВРМ стали находить все более широкое применение при подготовке внутренней отчетности".

С Дэйвом Меннинджером согласен известный американский специалист в области ВРМ Крэйг Шифф (Craig Schiff). По его мнению, сегодня многие компании в самых разных отраслях рассматривают ВРМ как средство удовлетворения наиболее насущных потребностей в области планирования и бюджетирования. Сейчас перед ними стоит задача перехода от инструментов Excel или других традиционных средств к современным системам. Именно поэтому, по его оценке, им требуются не инструменты BI, созданные для достижения сравнительно узких и конкретных целей, а системы, с помощью которых можно эффективно осуществлять стратегическое планирование и прогнозирование и которые будут продолжать работать по мере развития средств ВРМ.

В качестве подтверждения своих выводов, Крэйг Шифф приводит несколько примеров, наглядно демонстрирующих основные причины, заставляющие компании обращаться к системам ВРМ.

Отделу клинических исследований известной американской биотехнологической компании потребовалось решение для создания отчетности с помощью инструментальных панелей, причем с исключительно нефинансовыми показателями эффективности (Key Performance Indicators - KPI). Им требовались KPI, дающие информацию об управление проектами, проверке статистических данных и этапов выполнения проектов, статистике относительно пациентов, вовлеченных в исследование лекарств, а также о других операционных аспектах. Эти нефинансовые показатели являются ключевыми для успешного бизнеса данной компании и прекрасно демонстрируют, как ВРМ может способствовать повышению эффективности как операционной, так и финансовой деятельности организации.

Крупная дочерняя компания открытого японского акционерного общества занимается выпуском оригинальных запчастей для автопроизводителей. Эта компания долгое время осуществляла планирование и бюджетирование с помощью Excel. Информация о результатах оперативной деятельности отсылается в головную компанию, которая осуществляет внешнюю отчетность, но нуждается в улучшении своей внутренней отчетности. Компании необходимо, чтобы решение ВРМ, которое она выберет, могло работать как с финансовыми, так и с операционными данными. У организации есть четко разработанный план: сначала внедрить ВРМ в области планирования и бюджетирования, а затем использовать эту систему для осуществления консолидации и подготовки отчетности. По словам Крэйга Шиффа, это достаточно распространенная тенденция: компании начинают внедрение ВРМ с планирования и бюджетирования, имея в виду дальнейшее использование этой системы в сфере консолидации, отчетности или для работы с оценочными панелями.

Таким образом, приведенные выше результаты исследований, а также примеры из практики наглядно демонстрируют, что в настоящее время ВРМ занимает лидирующие позиции и является залогом дальнейшего роста компаний, позволяя им оперативно отзываться на изменения, постоянно происходящие в современной бизнес-среде.