Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Web-сервисы: оценки и прогнозы аналитиков

Будущее технологий Web-сервисов глазами ведущих аналитиков

Наверное, уже стало традицией знакомить читателей в конце года с суждениями и прогнозами ведущих аналитиков. Сегодня мы хотели бы поговорить о Web-сервисах - технологии, которой была посвящена далеко ни одна статья в Журнале клуба знатоков. Предлагаемый материал представляет собой полемику экспертов в области Web-сервисов. При его подготовке мы постарались охватить как можно больше мнений, включая не только положительные, но и "сдержанные" оценки.

Начнем "с плохого". В середине этого года компания AMR Research провела опрос, в котором приняло участие 350 компаний. В результате выяснилось, что 40% респондентов не только не используют Web-сервисы, но и не собираются это делать. 73% из числа тех, кто внедрил Web-сервисы, отмечают, что в их организациях развернуто менее пяти проектов с применением данной технологии. По мнению Эрика Остволда (Eric Austvold), аналитика AMR Research, отсутствие широкого признания Web-сервисов может быть объяснено их незрелостью. "Сегодня технологию Web-сервисов можно охарактеризовать как "сделай сам", т.е. требуются значительные усилия и затраты", - отмечает он.

По его словам, очень немногие пользователи модернизировали свои программные продукты и установили новые версии, поддерживающие Web-сервисы. Кроме того, даже те компании, которые используют программное обеспечение, реализующее возможности Web-сервисов, при решении интеграционных задач отдают предпочтение прежним интерфейсам, а не Web-сервисам.

Очевидно, поэтому Эрик Остволд не рекомендует пользователям в следующем году вкладывать большие средства в Web-сервисы. "Инвестируйте в небольшие внутренние проекты, цель которых - построить модульные приложения, предназначенные для консолидации данных из различных источников с последующим использованием данных в инструментальных панелях", - добавляет он.

Что же касается более отдаленной перспективы, то аналитик AMR Research настоятельно советует обратить внимание на сервис-ориентированную архитектуру (service-oriented architecture, сокр. SOA), технологию, которую часто рассматривают как следующую версию Web-сервисов. По оценке AMR Research, в следующие два-три года SOA найдет практическое применение - в результате развития средств управления бизнес процессами (business process management).

Сложно сказать, изменилась ли ситуация столь коренным образом за эти несколько месяцев, но в конце ноября сотрудники аналитической компании Research and Markets опубликовали результаты своего исследования, согласно которому рынок Web-сервисов сейчас находится на подъеме. По их мнению, можно говорить об окончании этапа первоначального знакомства и освоения технологий Web-сервисов и SOA и начале их широкого признания. Как показал опрос, проведенный специалистами Research and Markets, подавляющее большинство компаний разворачивает проекты с применением Web-сервисов, либо планирует начать такие проекты в течение следующего года. Так, было установлено, что 77% респондентов полагают, что Web-сервисы будут способствовать совершенствованию отношений с партнерами, а 72% надеются, что сервисы улучшат доступ к корпоративной информации. На самом деле, в компаниях 66% опрошенных прорабатываются проекты Web-сервисов, а в компаниях оставшихся 34% проводятся инвестиции в используемые решений Web-сервисов.

С выводами Research and Markets согласен Джейсон Блумберг (Jason Bloomberg), старший аналитик компании ZapThink. Он считает, что следующий год станет "золотым годом" для консалтинговых компаний и организаций, предоставляющих услуги в области Web-сервисов. "Корпорации начинают понимать, что SOA - это архитектура, и что эта архитектура является сосредоточием проверенного практикой положительного опыта", - поясняет он.

Неожиданный прогноз на будущий год - рост аутсорсинга в проектах Web-сервисов. "Индийские фирмы очень интенсивно прибегают к принципам SOA, - говорит Джейсон Блумберг.- Они реализуют эту архитектуру гораздо чаще, чем американские коллеги".

Как известно, изначально основной особенностью Web-сервисы должна была стать их простота - предполагалось, что их можно будет быстро и легко разрабатывать и соединять с другими сервисами. Однако, технология Web-сервисов постоянно усложнялась: появилось множество стандартов и подходов, некоторые из которых оказались несовместимыми друг с другом. Вероятно, эта сложность Web-сервисов послужила причиной "ответной реакции" - ряд аналитиков предсказывают, что в 2005 году будет наблюдаться "возврат к корням" Web-сервисов, т.е. к их простоте. Так, Стивен О'Гранди (Stephen O'Grady), старший аналитик RedMonk, говорит о наличие отторжения формальных, жестких стандартов и прогнозирует рост Web-сервисов, построенных с использованием более простых протоколов, как, например, HTTP. По его словам, данный подход появится прежде всего на потребительском рынке - в качестве примера он приводит сайт для совместного использования фотографиями (www.flickr.com) и сайт "менеджер закладок" (http://del.icio.us/). Еще один пример - альтернативный браузер Firefox, в который можно напрямую встраивать быстро создаваемые расширения. По ожиданиям Стивена О'Гранди, данным подходом воспользуются и корпорации - в тех случаях, когда безопасность и высокая надежность не являются главным требованием, компании начнут строить такие сервисы уже в будущем году.

Еще одним интересным событием, которое должно произойти в новом году, является, по мнению Майка Гилпина (Mike Gilpin), вице-президента и директора департамента исследований компании Forrester Research, выход Visual Studio 2005. Новый продукт Microsoft должен упростить разработку Web-сервисов с .Net и одновременно позволить создавать более сложные приложения. Майк Гилпин полагает, что это должно ускорить признание Web-сервисов и способствовать их широкому применению. По его словам, аналогичные продукты появится и у других поставщиков программного обеспечения, что позволит привлечь к создание Web-сервисов гораздо большее число разработчиков. Кроме того, расширится использование Web-сервисов в области розничной торговли, хотя в начале будут реализоваться небольшие проекты.

В целом, по оценке Стивена О'Гранди, все больше и больше Web-сервисовы будет применяться во внутренних приложениях, а не только для связи с поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами. "Мы считаем, что компании все чаще задумываются, как использовать сервисы внутри своих организаций, чтобы повысить эффективность работы ", - добавляет в заключении он.

Автор: По материалам зарубежных сайтов