Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Управление эффективностью корпорации и что сегодня актуально в банковском секторе

Наши постоянные читатели, наверное, уже обратили внимание, что тема управления эффектностью бизнеса красной нитью проходит через все последние номера нашего журнала. Сегодня мы хотели бы познакомить вас с суждениями практика - Дона Аллена Прайса (Don Allen Price), сотрудника консалтинговой компании, специализирующейся в области BI и BPM.

Дон Прайс обладает обширным опытом в сфере предоставления услуг финансовым организациям, и поэтому его оценки текущей ситуации на рынке BPM-решений и особенно в преломлении к банковскому сектору, несомненно, представляют большой интерес.

Заметим, что Дон Прайс предпочитает использовать термин CPM (Corporate Performance Management - Управление эффективностью корпорации), являющейся синонимом более общеупотребительного BPM (Business Performance Management - Управление эффективностью бизнеса). По его мнению, концепции CPM уже много лет, не меньше 50! Первоначально CPM использовали только в финансовом отделе, но в последнее время, после того, как ценность данного подхода была осознана, его начали применять в других подразделениях компаний. Так, управления маркетинга применяют CPM, чтобы повысить качество продуктов, оценить результаты кампаний и улучшить представление о своих целевых рынках. Кредитные отделы используют данный подход для совершенствования процессов подготовки отчетности и анализа, для более динамичного и активного управления портфелем ценных бумаг. Департаменты человеческих ресурсов с помощью CPM активно анализируют трудовые ресурсы и оценивают степень влияния величины заработной платы на результаты деятельности персонала. Наконец, руководство видит в CPM инструмент, позволяющий в реальном времени обращаться к ключевым показателям эффективности (KPI). В результате, они могут изучать данные - "углубляться" в данные - которые ранее присутствовали только на бумаге.

Дон Прайс полагает, что применительно к банковскому сегменту можно выделить следующие тенденции в области CPM.

Единственный поставщик CPM-решения

В 90-х компания SAP, выдвинула концепцию полностью интегрированной системы, которая поддерживает все аспекты бизнеса. Бесспорно, это была замечательная идея, и ее претворение обещало принести огромные дивиденды. После того, как многие компании, включая банки, вложили миллионы долларов, некоторые из их ожиданий все-таки оправдались. Сегодня поставщики CPM-решений поставили перед собой схожую цель - убедить клиентов, что все задачи по подготовке отчетности и проведению анализа могут быть реализованы с помощью одного единственного продукта. Это еще одна замечательная идея, которую, однако, ни один поставщик программного обеспечения пока не претворил в жизнь. Вероятно, в конце концов, кому-то это и удастся, но не в 2004 или 2005 году. Большинство финансовых организаций пришли к понимаю этого факта и решили не дожидаться, пока обещания поставщиков станут явью - банки сейчас активно выбирают те инструменты, которые наилучшим образом подходят для решения определенных задач.

Интегрированная архитектура

За последние 10 лет развитие технологии было настолько мощным и стремительным, что во многих банках используются информационные технологии, которые не стыкуются друг с другом и часто опираются на специфические программные средства. В банках понимают, что данная сложившаяся ситуация является причиной снижения производительности и осуществляют значительные инвестиции в интегрирование этих многочисленных приложений и развитие единой платформы для подготовки отчетности и проведения анализа.

Клиент

Как известно, чем больше информации, тем надежнее процесс принятия стратегических и инвестиционных решений. В большинстве банков уже осознали, что многомиллионное CPM-приложение - это не "волшебная палочка", а инструмент, позволяющий получить более подробную информацию о своих клиентов и понять, что ими движет. Сейчас актуальными вопросами являются прибыльность клиентов, их сегментация и целевой маркетинг.

Оценочные панели (scorecard)

Сегодня развитие оценочных панелей переживает второй этап развития. Большинство банков приняли эту концепцию в середине 90-х гг. Для этого они использовали Microsoft Excel, Access и другие "не корпоративные" приложения. По оценке банковского сообщества, появление оценочных панелей привело к значительному улучшению эффективности бизнеса. Сейчас банки "переросли" существующие технологии оценочных панелей и инвестируют средства в разработку более масштабируемых и динамичных оболочек для этих панелей.

Усиление роли IT

Сегодня сотрудники IT-отделов начинают интересоваться CPM-приложения и занимать более жесткую позицию, не позволяя бизнес-пользователям разворачивать решения, которые не соответствуют общей архитектуре. Дело в том, что раньше основной заботой технических специалистов была поддержка базовых транзакционных приложений. IT-персоналу приходилось выполнять бесчисленные просьбы пользователей о предоставлении одной и той же информацию в форматах, незначительно различающихся друг от друга. Именно поэтому сейчас IT-отделы стремятся участвовать в процессе выбора технологии, чтобы быть уверенными, что будет использоваться открытая платформа, которая будет согласовываться с существующей информационной архитектурой.

Повышение ценности Хранилищ данных

Большинство проектов по развертыванию Хранилищ данных в банках финансировалось с ожиданием высокой отдачи. Однако, на практике большинство этих Хранилищ было построено для поддержки только определенной задачи - как правило, для управления кредитными рисками. Сейчас руководство финансовых учреждений готово признать успешность этих проектов. В результате, осуществляются инвестиции в расширение возможностей Хранилищ данных - для их использования во всех подразделениях организаций - в финансовом, маркетинговом и других отделах.

Инструменты подготовки отчетности

Последние два года наблюдается укрупнение сегмента рынка программного обеспечения, предназначенного для подготовки отчетности. Некоторые поставщики уже пожинают первые плоды консолидации и могут предложить клиентам интересные продукты, другие пока решают организационные и другие вопросы, связанные с последствиями объединения или поглощения. В результате, большинство компаний ожидают окончания "моды на слияния". Действительно, если учесть, что все поставщики в настоящий момент сталкиваются с необходимость решать вопросы интеграции, либо выпускают новый продукт, потребители предпочитают не спешить и выяснить, кто сможет предложить продукт, интегрированный наилучшим образом.

Инструментальные панели

Несмотря на новизну этой технологии, руководство организаций желает использовать панели для получения необходимой информации (как по запросу, так и без него - push&pull), а также для отображения данных, относящихся к ключевым показателям эффективности (KPI). Кроме того, как известно, есть и другие важные для бизнеса показатели, которые могут поместиться на одной странице или экране монитора. Именно поэтому многие руководители хотят располагать инструментальными панелями, видя в них средство, позволяющее идентифицировать события, как предвосхищающие движение делового цикла, так следующие за ним, и получать информацию на одном единственной экране.

ETL

Компании, которые первыми начали осваивать технологию ETL, уже несколько лет применяют средства Informatica, Ascential и Ab Initio. Поэтому те, кто только открывают данную технологию, отказываются от собственных программных разработок и переходят к развертыванию ETL-инструментов.

Функционально-стоимостной анализ

Крупные банки уже имеют опыт применения функционально-стоимостного анализа (Activity-Based Costing), кроме того, данная методика поддерживается в ряде программных средств. Однако, региональные банки не спешат следовать примеру своих более "крупных коллег". Дело в том, что, хотя все понимают достоинства и потенциал данного подхода, в настоящий момент есть более важные задачи. Помимо этого, для реализации ABC нужны ресурсы - необходимо анализировать и определять соответствующие бизнес-правила. Время требуется не только для того, чтобы провести анализ, но и убедить потенциальных пользователей, что предлагаемая методика надежна и точна.


В заключение Дон Прайс подчеркивает, что приведенный выше список тенденций не является статичным - на рынке будут появляться и исчезать различные программные решения. Однако, CPM-решения могут обеспечить пользователя такой корпоративной информацией, которой он никогда раньше не располагал.

Как справедливо предупреждает Дон Прайс, любая компания, решившая внедрить CPM-решение, неизбежно столкнется с различными задачами, требующими решения. Например, компании придется реализовать получение исчерпывающей корпоративной информации, согласовывать тактику со стратегией и следить за тем, что эта новая информация эффективно использовалась при принятии решений.

В этой связи наиболее важным условием успешного развертывания технологии CPM является понимание того, что важно для компании, и того, как это можно достичь, следуя долгосрочной корпоративной стратегии. Нет "волшебного" CPM-решения, которое подойдет любой организации, однако, есть практический опыт и проверенные практикой методики, которые позволят успешно реализовать проект по внедрению CPM.