Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Рынок Business Intelligence: оценки ведущих аналитиков

Эту рубрику "Новости технологий" можно смело охарактеризовать как взгляды и воззрения ведущих исследовательских организаций. Действительно, предлагаемая вниманию читателя подборка новостей технологий опирается на материалы различных аналитических компаний. Речь пойдет о новых и популярных сегодня технологиях: инструментальных и оценочных панелях, о консолидации разрозненных аналитических данных. Открывает рубрику анализ рынка Business Intelligence от специалистов аналитических компаний IDC и META Group.

По мнению аналитиков консалтинговой компанией IDC, рынок инструментов Business Intelligence сейчас "на подъеме" и его ежегодные темпы роста составят пять процентов вплоть до 2008 года. В качестве подтверждения сотрудники компании приводят результаты своего исследования, согласно которому этот сегмент рынка программного обеспечения вырос на пять процентов в 2003 году и достиг 3,9 млрд. долларов США. Данная оценка включает доходы от продаж инструментов анализа и отчетности, средств для построения отчетов и приложений data mining, а также Хранилищ данных.

И хотя эти пять процентов практически ничто по сравнению "легендарным" спросом на BI-решения в конце 90-х годов, их все-таки можно рассматривать как наличие здорового интереса к программным продуктам данного класса. "Этот рост является следствием, во-первых, изменения в характере продаж программных средств: переходом от BI-инструментов к пакетам аналитических приложений, а, во-вторых, продолжающимся "ценовым давлением" со стороны конечных пользователей", - отмечает Дэн Вессет (Dan Vesset), руководитель аналитического отдела IDC. По его словам, в будущем можно ожидать дальнейшего укрупнения рынка Business Intelligence.

Эксперты полагают, что перед поставщиками BI-решений открываются отличные перспективы роста, и приводят свой рейтинг игроков на BI-рынке. Итак, в IDC лидером 2003 года считают Business Objects - компании принадлежит 16,5% рынка. Успех Business Objects во многом объясняется удачной покупкой Crystal. Второе место занимает Cognos (11%), а третье - SAS Institute (9,4%). Далее следует Hyperion (6,8%) и MicroStrategy (3,7 %).

Интересно, изменится ли ситуация по итогам 2004 года? Подождем, до конца года осталось совсем немного.

Специалисты другой аналитической компании, META Group, настроены более оптимистично в отношении будущего технологии Business Intelligence. Так, по их прогнозу, темпы роста рынка составят 10-15% в год. Тем не менее в META Group BI-рынок характеризуют как "перенасыщенный". И поясняют, что изобилие опытных поставщиков будет препятствовать появлению явного и единственного лидера. Кроме того, рост рынка будет сдерживаться усиливающимся "ценовым давлением".

Согласно отчету "Инструменты и платформы Business Intelligence", подготовленному META Group, BI-рынок представлен преимущественно крупными поставщиками корпоративных приложений (например, Oracle, Microsoft, SAP, PeopleSoft) и средними по размеру компаниями, специализирующимися на разработке аналитических продуктов (например, Business Objects, MicroStrategy). Тем не менее некоторые поставщики (например, Hyperion, Cognos) "оседлали" и BI, и BPM-рынок.

Как и в IDC, в META Group предсказывают консолидацию рынка, хотя не в таком масштаб, как в прошлом году (вспомним о Business Objects/Crystal, Hyperion/Brio). Действительно, сейчас для поставщиков важнее решить проблемы интеграции существующих линеек продуктов.

В целом аналитики META Group считают, что в долгосрочной перспективе будущее BI-рынка "безоблачно", особенно если учесть усиливающуюся популярность технологии BPM. Свою гипотезу они аргументируют следующим образом: по мере того, как эта технология охватит все больше и больше бизнес-процессов, повысится спрос на BI-инструменты - на аналитические оценочные панели (scorecard) и средства отчетности и построения запросов.

Несмотря на то, что инструменты и платформы Business Intelligence могут обеспечить существенное повышение эффективности работы, сотрудники META Group рекомендуют компаниям удержаться от "соблазна" внедрять BI-технологии с единственной целью удовлетворения потребностей конечных пользователей, а использовать эти продукты для того, чтобы оптимизировать определенные бизнес-процессы.