Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Инструментальные и оценочные панели: что это такое

Определение новых перспективных технологий от ведущих аналитиков компании
AMR Research.

Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наверное, поэтому специалисты компании AMR Research считают, что одна инструментальная панель (dashboard) "равносильна" двадцатистраничному отчету, а одна оценочная панель (scorecard) - десяти подробнейшим отчетам. Именно такими словами открывают свое аналитическое обозрение, опубликованное AMR Research в середине сентября, ведущие исследователи Джон Хэйджерти (John Hagerty) и Жаклин Кулидж (Jacqueline Coolidge). В ходе анализа рынка программного обеспечения они пришли к в выводу, что сейчас эти технологии начинают "входить в моду", что, строго говоря, неудивительно - многие пользователи видят в них идеальный инструмент для работы с ключевыми показателями.

Несмотря на то, что термины инструментальная панель и оценочная панель часто используются как синонимы, они обозначают разные понятия. О принципиальном различии между ними уже шла речь - об этом упоминалось в отчете "Успешный опыт внедрения BPM-систем - бизнес и стратегия", подготовленном международной организации TDWI. AMR Research определяет эти технологии следующим образом:

  • Инструментальная панель - это мгновенный снимок операций, позволяющий контролировать исполнение бизнес-процессов. Многие инструментальные панели получают информацию из различных источников в режиме реального времени. Операционные инструментальные панели реализуются в системах мониторинга хозяйственной деятельности (business activity monitoring), средствах мониторинга бизнес-процессов (business process monitoring) и в транзакционных приложениях, которые поддерживают генерацию отчетов.
  • Оценочная панель - это технология, которая реализует методологию, например, Сбалансированную систему показателей (Balanced Scorecard) или Six Sigma, и предоставляет бизнес-контекст для ключевых показателей. С помощью оценочной панели можно ответить на ряд вопросов, например, как этот показатель отличается от ожидаемого? От предыдущих результатов деятельности? Что это означает? Кто отвечает за эту информацию? Оценочные панели обычно реализуются в приложениях, использующих информацию баз данных, и тесно интегрированы с другими аналитическими инструментами и средствами отчетности.

Как полагают в AMR Research, ни одному поставщику Business Intelligence и Enterprise Performance Management[1] не удалось пока завоевать рынок с помощью этих технологий. Вероятно, причина кроется в том, что найдется очень немного компаний-производителей программного обеспечения, которые не предлагали бы инструментальные или оценочные панели:

  • Поставщики EPM-систем и аналитических приложений (например, Business Objects, Cognos и Hyperion) "продвигают" инструментальные панели вместе с инструментами отчетности, контекст для отображаемой информации обеспечиваются с помощью ссылок на релевантные отчеты; результаты анализа и оценочные панели. Таким образом, оценочные панели являются основой EPM-приложений.
  • Не остаются в стороне и поставщики ERP, SCM и CRM-систем. Большинство приложений данного класса позволяет получать данные, необходимые для определения ключевых показателей эффективности, из транзакционных систем. Только три компании из этой "когорты" - i2 Technologies, Siebel Systems и SAP - предоставляют операционные инструментальные или оценочные панели, предназначенные для мгновенного получения информации об операциях, влияющих на функционирование компании. По оценке аналитиков AMR Research, эти три компании могут поставить инструментальные панели, работающие в режиме реального или близкого к реальному времени в контексте повседневных операций.
  • Поставщики систем для мониторинга хозяйственной деятельности (как, например, webMethods) или поставщики порталов (как, например, SAP с NetWeaver) могут обеспечить точки интеграции для аналитических и операционных показателей. В AMR Research считают, что компании, которые при внедрении инструментальных и оценочных панелей опираются на корпоративную стратегию, "подготавливают почву для всеобъемлющей ERP-системе. В противном случае, т.е при непродуманном развертывании эти технологий, они просто вызовут всеобщее недовольство".

По мнению экспертов AMR Research, залогом успешного внедрения инструментальных и оценочных панелей следует считать выполнение следующих требований:

  • Определить существующие потребности, учитывая различия между инструментальными и оценочными панелями, и выбрать наиболее подходящую технологию.
  • Управлять информационным содержанием инструментальных и оценочных панелей, чтобы обеспечить согласованность и актуальность информации.
  • Выбрать технологии, которые можно расширять и интегрировать, чтобы избежать "изолированности информации".
  • Ориентироваться на перспективу: не исключать потенциальную возможность перехода к одной платформе, предназначенной для реализации инструментальных и оценочных панелей, т.е. чтобы такие внедрения, тактические по своей сути, приобрели долгосрочную стратегическую ценность.

Инструментальные и оценочные панели чрезвычайно "заманчивы" для компаний, которые собираются использовать ключевые показатели эффективности. Как считают в AMR Research, для внедрения законченной BPM-системы, которая поддерживала бы ключевые показатели эффективности, определяемые по данным различных источников, в том числе операционных и аналитических, требуется значительная интеграционной работа. Задачей, которую еще предстоит решить, является объединение в одной BPM-системе возможностей инструментальных панелей, работающих в режиме реального времени, с управленческими оценочными панелями.



[1] Enterprise Performance Management, сокр. EPM, управление эффективностью предприятия, является синонимом Business Performance Managment, сокр. BPM, управление эффективностью бизнеса (прим. переводчика)

Автор: По материалам зарубежных сайтов