Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Новые задачи продуктов Business Intelligence: мнение журналистов InformationWeek

Рассказ о новинках в области Business Intelligence.

Несмотря на "обещанный апокалипсис" поставщики программного обеспечения продолжают разрабатывать новые продукты, о чем свидетельствует аналитический обзор, подготовленный журналистами ресурса InformationWeek.

В этом году ожидается появление множества новых и обновленных приложений Business Intelligence для различных сфер деятельности, начиная с финансов и заканчивая снабжением и торговлей. Здесь просматривается принципиальное изменение тенденции последних лет, когда основной задачей BI-систем считался анализ данных о потребителях с целью повышения объема продаж. В отличие от прежних программ, предназначенных для высшего руководства компаний, новые продукты разработаны для более широкого круга пользователей, включая менеджеров среднего звена и рядовых сотрудников.

Многие из предлагаемых BI-приложений "нацелены" на реализацию технологии управления эффективностью предприятия (enterprise performance management, EPM). По образному сравнению InformationWeek, EPM - это то место, где стратегия и планирование встречаются с исполнением и контролированием, в результате чего менеджеры могут отслеживать и совершенствовать бизнес-процессы. Бизнес-пользователи надеются, что использование EPM позволит окупить многомиллионные капиталовложения, сделанные в ERP- и CRM-системы.

В этом случае у компаний появится возможность предвидеть будущий спрос на продукцию и использовать данные этого прогноза в своих системах финансового планирования и управления цепями поставок. Или, изучив текущие закупки, выяснить, что более экономически выгодно: покупать сырье у одного поставщика или у нескольких.

По мнению авторов обзора, наиболее интересным продуктом Business Objects в этом году, вероятно, будет Sudance, приложение, которое должно позволить выявлять лучшие методы ведения бизнеса, определять показатели эффективности функционирования организации и распространять соответствующую информацию по компании. Представители Business Objects заявляют, что с помощью Sudance можно будет создать систему, предназначенную для прогнозирования объема продаж с последующим сопоставлением действительной величины продаж с предсказанной.

Известно, что корпоративные панели инструментов (corporate dashboard) - настраиваемые экраны, позволяющие мгновенно получить представление о функционировании компании - важнейший элемент технологии EPM. Эти панели существуют уже много лет, но только сейчас BI-поставщики включают их в свои программные продукты в качестве интегрированного компонента, упростив тем самым процесс их разработки, установки и использования. В середине этого года Business Objects собирается выпустить новую версию Application Foundation - оболочки для работы с пакетами аналитических приложений и построения пользовательских программ - в которую будут включены инструментальные средства и шаблоны для создания панелей инструментов.

Корпорация Cognos продолжит продвижение технологии, которую она называет управления эффективностью корпорации (corporate enterprise performance management, CPM), усилив взаимосвязь между программным продуктом Metrics Manager, реализующим карты сбалансированных показателей, и аналитическими и финансовыми приложениями. По заявлению руководства компании, благодаря этому менеджеры смогут контролировать выполнение поставленных задач.

В текущие планы корпорации Brio Software входит выпуск Brio Metrics Builder 7.1, инструментального средства, предназначенного для разработки аналитических приложений с поддержкой ключевых показателей производительности. В этой версии продукта будет увеличено число предупредительных сообщений, которые могут выдаваться пользователям - например, менеджеры компании смогут получить уведомление о том, что запасы на складе упали до критической отметки.

"Если речь заходит о ERP, BI-поставщикам можно посоветовать быть более осторожными и не обещать больше, чем они могут предоставить", - отмечает Энди Хэндфорд (Andy Handford), вице-президент корпорации Crystal Decisions, занимающейся разработкой приложений бизнес-репортинга. Технология ERP требует понимания особенностей бизнес-процессов и специфики различных отраслей.

Пожалуй, наиболее серьезный упрек в адрес BI-приложений состоит в том, что использование продуктов такого класса представляет определенные трудности для рядового пользователя. Учитывая эту претензию и желание многих компаний перейти к более широкому внедрению таких приложений, BI-поставщики уделяют повышенное внимание вопросам удобства и простоты применения. Именно это соображение стало определяющим при внесение целого ряда улучшений в "флагманский" продукт корпорации Cognos - пакет бизнес-приложений Series 7, в состав которого входят генератор отчетов и запросов Impromptu и OLAP-инструмент PowerPlay - его выход ожидается в первом квартале этого года.

Возможность "массовой установки" не оставила равнодушным и разработчиков Business Objects, работающих над 6-ой версией BI-платформы. "В 2003 году мы надеемся добиться более широкого внедрения - это тысячи, если не на десятки тысяч пользователей", - заявляет Бернард Лиото (Bernard Liautaud), исполнительный директор компании.

Корпорация Actuate собирается осуществить в этом году целых три "релиза" своего сервера Business Intelligence. Первый из них, запланированный на первую четверть этого года, может быть запрограммирован для сбора информации для пользователей, выполняющих определенные функции, например, этот продукт может оказаться полезен менеджеру, выполняющему анализ величины комиссионных от объема продаж. Это означает, что данные могут быть представлены в формате, наиболее подходящем для специальных пользовательских требований.

В аналогичном направлении движется и корпорация SAS Institute - компания создает так называемые персоналии (persona), ряд интерфейсов и моделей данных с ключевыми показателями производительности, настроенными для определенных классов пользователей, как, например, руководителей, сотрудников IT и потребителей информации.

Одна из наиболее часто обсуждаемых тем, внимание к которой приковано как со стороны пользователей и аналитиков, так и самих поставщиков - это целесообразность использования технологии Business Intelligence в режиме реального времени. По мнению Филиппа Рассома (Philip Russom), аналитика Giga Information Group, бизнес-аналитика в реальном времени может быть необходима только в весьма ограниченном ряде случаев - например, если требуется предупредить администратора торгового зала о том, что запас товаров на складе исчерпан. В большинстве случае данные приложений вполне достаточно обновлять в течение часа или даже дня.

По прежнему сложной задачей остается своевременное импортирование данных из различных источников с последующей их подготовкой для дальнейшего анализа. В начале весны корпорация Informatica намерена выпустить аналитические приложения, которые, по словам Сэнджейя Пунена (Sanjay Poonen), руководителя отдела маркетинга компании, позволят пользователям легко "подключаться" к многочисленным системам с целью анализа. Так, менеджеру по продажам, пытающемуся выяснить, почему какой-либо клиент больше не является выгодным, может понадобиться проследить данные различных приложений: систем управления цепями поставки и оплатой счетов. Заявленные функциональные возможности продуктов Informatica должны решить эту проблему.

Клиенты Business Objects могут рассчитывать на появление новой версии приложения интеграции данных Acta, которое тесно связано с пользовательским BI-инструментом WebIntelligence. Ожидается, что данный продукт упростит анализ операционных данных, особенно если его использовать совместно с возможностями моделирования Хранилища данных - новой функциональностью, которую Business Objects встраивает в оболочку Application Foundation.

Корпорация MicroStrategy, оправившись после финансовых неудач последних лет, собирается обеспечить более тесную связь между своей BI-платформой MicroStrategy 7i и другими источниками данных, как например, Business Information Warehouse компании SAP.

По мере того, как производители BI-приложений расширят свои предложения в области технологии ERP, они неизбежно "войдут в клинч" с такими поставщиками приложений, как Oracle, PeopleSoft, SAP и Siebel Systems. Последние, утверждая, что они лучше подготовлены для объединения технологии Business Intelligence с учетными системами, встраивают в свои продукты аналитические возможности и функции отчетности.

Так, SAP настроен дебютировать в середине года, преложив для своей системы Business Information Warehouse модуль стратегического планирования. С помощью этого модуля пользователи SAP смогут выполнять планирование ресурсов, моделирование сценариев, определять контрольные показатели для финансовых, производственных и CRM-процессов. В свою очередь, компания PeopleSoft предполагает в конце весны расширить возможности планирования в рамках своих аналитических приложений ERP. Oracle "грозится" усилить связи между генератором запросов и отчетов Discoverer, который встроен в сервер приложений Oracle9i Application Server, и своими ERP- и CRM-приложениями.

Согласно исследованию, проведенному журналом InformationWeek, спрос на аналитические приложения в этом году не претерпел столь значительных изменений по сравнению с 2002 годом: по-прежнему 60% менеджеров, принявших участие в этом обзоре, расценивают такие приложения как приоритетное направление развития технологии. Однако, когда речь заходит об основных бизнес-приоритетах, более 80% опрошенных определяют в качестве главной задачи упрощение или оптимизацию бизнес-процессов. Поэтому неудивительно, что BI-поставщики теперь преподносят свои продукты как инструменты, с помощью которых можно улучшить управление бизнесом. Ведь в наши нелегкие дни менеджеры ждут приложения, которые помогут им не только анализировать, но и оптимизировать бизнес-процессы.

Автор: По материалам зарубежных сайтов