Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Обзор рынка OLAP от Найджела Пендза

В конце января популярный журнал DM Review опубликовал обзор рынка OLAP (OLAP Survey 2). Это уже второй отчет, который подготовил признанный авторитет в области IT-технологий Найджел Пендз (Nigel Pendse). На этот раз в ходе исследования было опрошено 2236 человек из 4 стран мира. По мнению самого Найджела Пендза, анализ полученных данных выявил множество любопытных и неожиданных закономерностей.

Так, стало известно, что около 60% респодентов даже не задумывались о покупке OLAP-продуктов, но то, что они приняли участие в этом обзоре свидетельствует об их интересе к данной теме. Еще 10% опрошенных рассматривали такую возможность, а оставшиеся 30% уже приобрели и установили OLAP-решения (см. рисунок 1). Членам последней группы было задано еще несколько десятков дополнительных вопросов, касающихся покупки и использования OLAP-продуктов.


Рис. 1. Зависимость числа покупок (в процентах) OLAP-продуктов от совокупных доходов компании (цифры в скобках соответствуют числу респондентов для каждого сегмента)

"Сглаживание кривой"

Как и следовало ожидать, крупные компании более охотно устанавливают OLAP-инструменты. Однако, эта закономерность, похоже, нарушается при достижении доходов, величины которых больше 500 млн. долларов. Но что более удивительно, так это то, что наиболее крупные компании, доход которых превышает 15 млрд. долларов, реже используют OLAP-продукты по сравнению с теми, чьи поступления лежат в диапазоне от 1 млрд. до 15 млрд. долларов.

Это неожиданное открытие может быть объяснено следующими двумя причинами:

  • Государственные служащие, как правило, предпочитают относить себя именно к этой категории - а в госсекторе OLAP-продуты используется реже, чем в других отраслях экономики.
  • В более крупных организациях OLAP-инструменты используются только в некоторых отделах, а не во всей компании. Поэтому респоденты просто могут не знать о том, установлено ли OLAP-приложение в каком-нибудь одном или нескольких подразделениях их организации. В небольших компаниях могут применяться более универсальные системы; следовательно, работники таких организаций, вероятно, лучше осведомлены о существующих проектах.

Плохая новость для новичков

Но вернемся к тем, кто приобрел OLAP-инструменты или обдумывал такую возможность - их попросили ответить: какие факторы повлияли на выбор того или иного продукта. В результате, стали очевидны различия между теми, кто уже купил OLAP-решение, и теми, кто только задался этим вопросом (см. таблицу 1).

Таблица 1. Критерии оценки продукта

Факторы, определяющие выбор продукта Приобрели (685) Обдумывают (230)
Имеющийся опыт 50.1% 33.0%
Информация в Интернет 44.5% 50.4%
Результаты отраслевого исследования 38.2% 22.6%
Совет консультанта 38.1% 24.3%
Продукт уже используется где-то в компании 33.1% 12.6%
Статьи в прессе 25.0% 27.4%
Посещение индивидуальных семинаров 21.8% 18.3%
Коммерческие демонстрации, выставки и конференции 21.6% 20.0%
Неофициальные источники 20.1% 22.6%
Реклама 19.9% 27.4%
Связанность с другим приложением 16.2% 13.9%
Электронная рассылка и материалы маркетинговых кампаний 9.1% 10.0%
Web-семинары 8.9% 9.1%
Прочее 4.1% 6.1%
Среднее число приведенных факторов 3.51 2.98

Полученные данные позволяют сделать вывод, который вряд ли порадует новичков на рынке OLAP - маркетинговые кампании не относятся к числу наиболее влиятельных факторов. Только четверть опрошенных упомянула о статьях в СМИ, что же касается семинаров, конференций и выставок - то про них мало кто вспомнил. Все это свидетельствует о непростой ситуаций, в которой могут оказаться начинающие компании, предлагающие интересные решения: мало того, что выпуск нового продукта сопряжен с огромными расходами, так обычные маркетинговые компании не оказывают сколь существенного влияния на потенциальных клиентов. Удивительно, но как же покупатели смогут узнать что-то новое, если для них значим только накопленный опыт?

Еще один парадокс состоит в том, что в качестве наиболее важных критериев выбора программных продуктов большинство респондентов отметили функциональность и простоту использования. При этом такие факторы, как цена и производительность, получили в два раза меньшее число голосов (см. таблицу 2). Однако популярность дешевых OLAP-средств, а также сложности при заключении крупных контрактов на продукты этой категории говорят о том, что в действительности стоимость является более существенным аспектом, чем кажется участникам опроса. И несмотря на то, что цена не была заявлена как основной фактор, определяющий выбор OLAP-инструмента, расходы являются главным препятствием для перехода к более широкому применению этого продукта. Таким образом, если вы намерены внедрять программное средство во всей организации, изначально уделяйте расходам первостепенное значение - до того, как выбрать продукт.

Таблица 2. Критерии выбора OLAP-продукта

Критерии Число опрошенных, в процентах
1. Функциональность 39.3%
2. Простота использования (для конечных пользователей) 34.6%
3. Интегрируемость с используемыми продуктами 27.3%
4. Цена 20.3%
5. Производительность 18.2%
6. Возможность совместной работы большого числа пользователей 17.0%
7. Связанность с другим продуктом 16.7%
8. Корпоративный стандарт 16.6%
9. Простота использования (для разработчиков приложений) 16.3%
10. Репутация продукта 12.5%
11. Возможность обработки большого объема данных 9.9%
12. Репутация поставщика 8.7%
13. Web-архитектура 8.1%
14. Быстрота развертывания 7.8%
15. Поддержка платформы сервера 6.9%
16. Успешные продажи выбранного поставщика 3.8%
17. Прочее 2.4%

Как видно из таблицы 2, производительность занимает пятое место, однако, позднее этот фактор оказывается наиболее значимым. Выяснилось, что тех, кто считает низкую производительность при обработке запросов основной проблемой, вдвое больше тех, кто сетует на нехватку функциональных возможностей. Это означает, что большинство продуктов могут решать практически все задачи, и покупателям при тестировании продукта следует уделять больше внимания вопросам производительности, а не длинному списку всех его функциональных возможностей.

Оценка достоинств OLAP-продуктов

Нам очень хотелось получить точную оценку успешности применения OLAP-продуктов, и почему мы решили проводить анализ с точки зрения бизнеса, а не технологии. Для этого, пользователей OLAP-инструментов спросили, насколько полно им удалось реализовать свои бизнес-цели: их попросили оценить по семибалльной шкале восемь основных преимуществ OLAP-продуктов (см. рисунок 2). Как и следовало ожидать, более "скромные достоинств" OLAP-технологии получили наивысшую оценку: почти 70% участников обзора отнесли улучшение отчетности к основным достоинствам OLAP, и только 19,3% респондентов отметили сокращение числа занятых работников.



Рис. 2. Зависимость реализации поставленных целей (оценки успешности применения OLAP-продуктов для решения различных бизнес-задач) от метода выбора OLAP-продукта

На рисунке 2 также показан составной показатель достоинств OLAP-инструмента - мы использовали его как основной критерий успешности применения продукта. Этот показатель позволил сделать интересный вывод: те организации, которые при выборе OLAP-средства оценивали несколько продуктов, не только достигли более высоких результатов по сравнению с теми, кто пренебрег этим шагом, но и дали более высокую оценку каждому из рассматриваемых достоинств OLAP-технологии.

Эта закономерность может быть объяснена тем, что в этом случае выбирался наиболее подходящий продукт; другое толкование состоит в том, что процесс оценивания нескольких продуктов сам по себе носит образовательный характер и, следовательно, ведет к лучшему пониманию сути проекта, независимо от того, какой продукт был окончательно выбран.

Рассмотренный вывод является подтверждением того, что вовсе необязательно использовать дополнительные или стандартные модули, предлагаемые "вашими" поставщиками. В частности, было бы неверно думать, что дополнительные аналитические приложения от вашего поставщика ERP, CRM или базы данных являются лучшим средством анализа данных - оцените другие продукты, возможно они окажется лучше.

Соотношение затраты на реализацию - успех продукта

В ходе опроса выяснилось, что в большинстве компаний (83%) при внедрении OLAP-продуктов - по крайне мере при решении части вопросов - были задействованы внутренние ресурсы. Однако, приблизительно такое же число организаций обратилось к помощи специалистов, оказывающих услуги консультирования. При этом руководство такими проектами (около двух третьих опрошенных) осуществлялись внутренними силами, в основном IT. Что же касается привлечения специалистов "со стороны", то это в основном были работники компаний, занимающихся консультированием в области BI/OLAP-технологий; они же получили самую высокую "отметку" - 4,5.

По причине популярности практики использования внутренних ресурсов средняя величина внешних расходов составила всего 18 тыс. долларов. Тем не менее, по свидетельству ряда участников опроса, затраты на консультирование в размере от 10 тыс. долларов способствовали достижению лучших результатов.

"Web-подвохи"

Последний сюрприз - наиболее неожиданное открытие - мы прибегли на конец. Участники первого обзора отмечали высокие темпы внедрения Web-версий продуктов. Опираясь на данные, полученные в ходе данного исследования, можно констатировать значительное снижение этого показателя.

Одна из возможных причин такого поворота событий, на наш взгляд, заключается в том, что в этом обзоре были опрошены представители организаций из различных стран - доля американских компаний снизилась с 72 до 50% (как известно, пользователи из США более охотно развертывают OLAP-приложения, основанные на технологии WWW). Однако, при более основательном размышлении это объяснение не может считаться убедительным, если учесть, что и среди американской аудитории было зарегистрировано значительное падение интереса к Web-реализациям. Например, если по заявлению 51% американских участников первого опроса, по крайней мере 50% рабочих мест в их компаниях опирались на Web-технологию, то на этот раз данный показатель снизился до 38%. Аналогичная тенденция наблюдается и при рассмотрении ситуации, сложившейся в других странах - в этом случае число рабочих мест с поддержкой Web-а сократилось с 41 до 37%.

Истинная причина отказа от Web-реализаций и возврата к архитектуре "клиент-сервер", возможно, заключается в разочаровании, вызванном высокой стоимостью, недостаточной функциональностью и производительностью OLAP-продуктов, основанных на технологии WWW.

Еще одно возможное объяснение - завышенные оценки темпов внедрения Web-версий продуктов - вспомните бум интернет-компаний. Данные, полученные в результате нынешнего опроса, вероятно, более реалистичны. Таким образом, эти более низкие показатели, пожалуй, отражают действительность, а не кажущийся спад в Web-реализациях.

Что касается внедрений на базе внутренних сетей, то здесь также наблюдается сокращение числа реализаций. В данном случае имеет смысл говорить действительно о спаде, особенно, если вспомнить о проблемах безопасности, обострившухся после 11-го сентября, а также об ухудшении экономической ситуации.