Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Неподдающиеся: расширение спроса на OLAP-средства в России и зарубежом

Замедление экономической активности и сокращение бюджетов информационных
технологий, согласно последним данным Survey.com, не повлияло на потребность
компаний в OLAP-инструментах, все еще остающуюся ненасыщенной

Безусловно, OLAP является передовой и очень эффективной технологией. Этим объясняется постоянный рост спроса на OLAP-системы, на который не оказывает существенного влияния даже имеющий место общий спад в зарубежном высокотехнологичном бизнесе. И это не является следствием какой-то эйфории или безудержной рекламы. Предприятия делают совершенно осознанный выбор, на основе специальных критериев оценки пригодности тех или иных систем для конкретного бизнеса.

Поэтому замедление экономической активности и сокращение бюджетов информационных технологий, согласно последним данным Survey.com, не повлияло на потребность компаний в OLAP-инструментах, все еще остающуюся ненасыщенной.

"Несмотря на весьма примечательный факт, что из каждых трех купленных предприятием лицензий, две не используются, большинство людей все еще заявляют о намерении приобрести в будущем еще больше рабочих мест - хотя нынешнее экономическое положение вполне способно "подвесить" все эти планы", - заявляет Найджел Пендс (Nigel Pendse), OLAP-эксперт и автор The OLAP Survey. - "И даже цена, всегда пугавшая предприятия, не удерживает их от стремления к расширению своих OLAP-решений".

Покупатели OLAP-средств демонстрируют достаточную удовлетворенность своими приобретениями: 71% из них заявляет, что эти продукты по крайней мере значительно способствовали достижению исходных задач бизнеса. Однако мнение потребителей по отдельным продуктам колеблется в интервале от 43% до 83%. Существенные различия имеются и в оценке возможностей развертывания различных продуктов в Интернет.

Разумеется, в этой отрасли также есть свои сложности, но они никак не связаны с экономикой. Несмотря на то, что ряд пользователей до сих пор испытывают некоторые проблемы с приобретенными OLAP-средствами - например, медленность запросов или ненадежность программного обеспечения, большинство известных проблем никак не связаны с продуктами как таковыми. "Самые большие трудности, возникающие у пользователей OLAP, могут быть охарактеризованы скорее как проблемы среды, чем как технические проблемы", - утверждает Брэд Пеппард (Brad Peppard), вице-президент маркетингового подразделения Survey.com. - "Самым сложным для предприятий бывает определение своих потребностей. Затем идут уже чисто технические вопросы, главными из которых являются качество данных и их наличие". При этом затраты на реализацию OLAP-продукта могут варьироваться от десяти тысяч до более чем полумиллиона долларов, а исходная выгрузка занимает от неполного месяца до более чем двух лет. Даже если в реализации задействованы внутренние IT-ресурсы, внешние затраты продолжают оставаться очень существенными.

Тем не менее, интересно также, что результаты исследования позволили сделать выводы о том, каким образом большинство пользователей выбирает OLAP-решения. Такие продукты, как Brio, Hyperion и MicroStrategy обычно оцениваются по формальным признакам. Покупатели Business Objects и Cognos обычно более других склонны к формализованной оценке. Покупатели Microsoft, Oracle и Crystal Decisions реже всего проводят оценку. Вероятность приобретения продукта после проведения оценки колеблется в пределах от 80% для Microsoft OLAP до 25% для таких продуктов, как IBM DB2 OLAP Server, Crystal (Seagate) Holos и SAS MDDB.

Что касается российского рынка OLAP, то здесь, по мнению менеджеров компании Intersoft Lab, спрос на OLAP-системы находится еще в стадии формирования. Однако состояние рынка вселяет уверенность в том, что в ближайшее время ситуация кардинально изменится. Еще недавно продажи OLAP средств в нашей стране были близки к нулю. Тем не менее, сейчас, при несопоставимым с Западом по абсолютным объемам рынке OLAP, процентный рост, похоже, опережает западный. После кризиса 1998 года прошло достаточно времени, предприятия вышли на близкий к докризисному уровень, и стали больше задумываться над проблемами управления. Все это не замедлило вызвать активный рост интереса к OLAP-средствам. Еще совсем недавно более крупные и обеспеченные клиенты в основном приобретали относительно дорогие OLAP-серверы и OLAP-клиентов, а предприятия среднего размера и более мелкие - только "бесплатные" решения на основе MS Pivot Table и MS Analysis Services, Однако сегодня, когда на рынке появились такие системы, как Контур Стандарт компании Inetrsoft Lab, доступ к недорогому и качественному OLAP, к тому же учитывающему российскую специфику, получили предприятия разного масштаба.

Автор: По материалам зарубежных сайтов