В сентябре 2009 года на саммите в Питтсбурге (США) лидеры «большой двадцатки» (G-20) заявили, что международные структуры, занимающиеся финансовой отчетностью, должны удвоить свои усилия по созданию единого набора общемировых стандартов финансовой отчетности и завершить процесс сближения международных и национальных стандартов к июню 2011 г. Поэтому в 2010 году банкам следует ожидать того, что мировые регулирующие организации будут продолжать требовать новые данные и пересматривать регуляционные требования, вынуждая банки работать над увеличением гибкости и мощности своих систем отчетности.
Как указывают эксперты исследовательской компании TowerGroup, учетные системы банков окажутся не готовы к выпуску более обширной и частой обязательной отчетности. Как только банки начнут оценивать приложения “Главная книга”, выявится неудовлетворение и другими модулями, связанными с этим приложением - Основные средства, Дебиторская или Кредиторская задолженность.
Самым лучшим способом модернизации технологии финансовой отчетности, по мнению аналитиков TowerGroup, является архитектурный подход к управлению финансовыми данными, который заключается в возможности использования критически важных данных для различных целей. Таким образом, по их прогнозу, изменение требований органов надзора благоприятно скажется на рынке приложений для интегрированной финансового управления и хранилищ данных.
Уже в до кризисные годы эксперты отмечали, что для наиболее эффективного использования данных необходимо Хранилище, т.к. оно позволяет использовать одни и те же данные не только для отчетности, но и для решения аналитических задач. Так, еще в 2006 г., по данным аналитической компании Gartner, 12% бюджета IT-проектов напрямую относились к выполнению регулятивных требований. Расходы компаний на информационные технологии, связанные с поддержкой проектов по обязательной отчетности и выполнением регулятивных требований, весьма существенны и, как ожидается, будут и дальше возрастать в ближайшие годы.
Большая часть современной регуляторной нагрузки на организации связана с подготовкой отчетов, требующих доступа к значительному количеству детальных исторических данных. Например, стандарты Basel II для отчетности по финансовым рискам обычно требуют семилетнего ряда детальных данных, а в будущем этот интервал может увеличиться и до 11 лет. Выполнение же регулятивных требований финансовой отчетности в рамках закона Сэрбэйнса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act, SOX) в США, его аналога в Японии (J-SOX) и международных стандартов финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards) также требует все возрастающего объема детальных данных. Обобщенные данные для этих целей уже не годятся. Кроме того, хранение значительных объемов исторических данных необходимо для оценки трендов и аудита.
Последний экономический кризис характеризовался коллапсом многих известных банков. По мнению Рэджива Равата (Rajeev Rawat), президента компании BI Results, это во многом происходило из-за того, что они не занимались систематической оценкой рисков и не использовали механизмы обратной связи для осуществления оперативных мер со стороны высших управляющих и совета директоров. Полное, точное и актуальное представление о корпоративной эффективности и факторах риска помогает организации выполнять регулятивные требования и, что не менее важно, может стать гарантией ее дальнейшего существования.
Как считает Рэджив Рават, при создании инфраструктуры, необходимой для выполнения регулятивных требований, две цели являются основными:
Но достижение этих целей достаточно корпоративного Хранилища данных, которое обеспечивает:
Если Хранилище данных первоначально создается для поддержки выполнения регуляторных требований, то оно дает и дополнительные преимущества для подготовки отчетности, а также повышения эффективности бизнеса:
Таким образом, позволяя организации более оперативно реагировать на меняющиеся внешние условия, корпоративное Хранилище данных служит основанием для успешного выполнения всех регуляторных требований.
Как отмечалось выше, финансовый кризис заставил органы надзора во многих странных пересмотреть требованиями, предъявляемые к публичных компаниям и финансовым структурам.
Так, Управление по финансовыми услугам (Financial Services Authority, Великобритания) было первым органов регулирования, потребовавшим исполнения нового режима управления риском ликвидности, который полностью учитывает рекомендации Базельского комитета. В сентябре 2009 года Пруденциальное управление Австралии по надзору за финансовыми компаниями (Australian Prudential Regulatory Authority) выпустила документ для обсуждения по проблеме риска ликвидности в авторизованных депозитных институтах, хотя в США, Франции, Германии и Нидерландах уже были начаты обсуждения по этому вопросу.
В целом влияние кризиса заставило органы регулирования более пристально следить за бизнесом подотчетных организаций. Например, совсем недавно один известный немецкий банк был оштрафован Управлением по финансовыми услугам за несоблюдение требований к отчетности о своих операциях. Одна из основных причин заключалась в некорректном назначении кодов контрагентов и использование для них своих собственных кодов. Управление, как и другие европейские органы надзора, требуют обязательного включения БИК в отчеты о транзакциях.
Еще одним из актуальных вопросов является переход к так называемым международным стандартам финансовой отчетности. В связи с глобализацией экономики эти стандарты получили широкое распространение в мире в течение последнего десятилетия. Сейчас они в той или иной форме используются в более чем 100 странах: с 2005 г. являются обязательными для компаний, зарегистрированных в Европейском Союзе; Гонконг и Австралия имеют свои системы, аналогичные МСФО; Япония и Канада готовятся к переходу на МСФО к 2011 г. и т.д.
Общемировая тенденция перехода к МСФО привела к тому, что даже страна с крупнейшей мировой экономикой - США - была вынуждена рассмотреть возможность сближения своих Общепринятых принципов финансового учёта (Generally Accepted Accounting Principles, GAAP) и международных стандартов финансовой отчетности. Эта работа началась в 1988 г., когда Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC) выпустила программную декларацию в поддержку разработки взаимоприемлемых международных стандартов финансовой отчетности. В ноябре 2008 г. Комиссия издала предварительный план (Roadmap) перехода к единому набору стандартов финансовой отчетности, признанному во всем мире, и получила целый ряд откликов на него. В феврале 2010 г. Комиссия выпустила очередную декларацию в поддержку сближения стандартов финансовой отчетности (Commission Statement in Support of Convergence and Global Accounting Standards), в которой указаны предполагаемые сроки перехода американских компаний на международные стандарты финансовой отчетности, а также обсуждаются основные факторы, влияющие на этот процесс.
Комиссией создан рабочий план, выполнение которого поможет Комиссии определить в 2011 г. конкретные сроки перехода на международные стандарты. В частности, в рабочем плане отмечается, что внедрение МСФО в систему финансовой отчетности США может иметь долгосрочные последствия для отчетности американских публичных компаний, которые они готовят для других регулирующих органов.
В настоящее время американские филиалы зарубежных компаний уже перешли или находятся в процессе перехода к отчетности по стандартам МСФО. При этом они ведут бухгалтерские книги по двум системам – МСФО и U.S. GAAP. Причина такой двойной отчетности заключается в том, что американские банки и Служба внутренних сборов (Internal Revenue Service) требуют отчетности по американским стандартам, а руководство компаний в Европе – по международным.
Очевидно, переход к МСФО потребует не только изменений в системе отчетности,
но и в средствах ее подготовки, т.е. конструктивного партнерства с
IT-специалистами. Компаниям, готовящимся перейти на МСФО, необходимо оценить
потенциальные возможности существующих IT-процессов. Система МСФО затрагивает
многие системы компании: операционные (ERP), системы управления активами,
главную бухгалтерскую книгу, системы отчетности, планирования и консолидации,
поэтому как отмечают аналитики Deloitte, переход на новые стандарты отчетности
приведет к изменениям во всей IT-инфраструктуре (см. рис. 1):
Рис.1. IT-инфраструктура, используемая при подготовке отчетности по МСФО
Как показывает опыт, многие европейские компании при переходе на МСФО в первую очередь фокусировались на изменениях, связанных с учетной функцией, и “игнорировали” информационные системы, что привело к более высоким затратам на переход, чем планировалось.
Изменения, которые потребуется внести в системы, как правило, объясняются следующими причинами:
Для оценки влияния перехода на МСФО на IT–системы эксперты, опираясь на накопленный на сегодняшний день опыт, предлагают учитывать следующие соображения:
Очевидно, что ближайшие годы – это время ужесточения требований органов надзора, Так, согласно опросу, проведенному недавно Центром по изучению финансовых инноваций среди представителей сектора финансовых услуг, третье место среди рисков, грозящему банковскому сектору во всем мире, занимает риск избыточного регулирования, возникший вследствие сверхактивного реагирования на кризис. И как справедливо отмечают аналитики, в посткризисный период роль BPM-систем должна существенно усилится.