Консалтинг и автоматизация в области управления
эффективностью банковского бизнеса

Журнал ВРМ World

Банковская отчетность по рискам на основе Хранилища данных

Отчетность является для банков крайне важной задачей по следующим причинам:

  • финансовые учреждения должны выполнять нормативные требования, а надзорным органам требуется надежная и прозрачная отчетность;
  • банки сталкиваются со множеством рисков как внутренних, так и внешних, а также обязаны реализовывать определенные стандарты в отношении капитала.

Надежная инфраструктура отчетности позволяет банку отслеживать все виды рисков (рыночные, кредитные, риски ликвидности и проч.), вносить свои коррективы, а также гарантировать, что все лица, принимающие решения, имеют в своем распоряжении достаточно аналитических средств для принятия грамотных решений.

Отчетность охватывает ряд этапов управления рисками, а именно:

  • профиль подверженности рискам;
  • чувствительность к факторам риска;
  • VaR, CVaR и другие показатели;
  • требования к достаточности капитала

и т.п.

На сегодняшний день можно выделить два типа инфраструктуры формирования отчетов:

  1. Разрозненные системы, общающиеся между собой через программное обеспечение промежуточного уровня и требующие значительных усилий для передачи данных из одной в другую.
  2. Инфраструктура обработки данных, не требующая «мостов», — в ней данные эффективно передаются от одного этапа обработки к другому.

Какую из них выбрать?

В первую очередь, необходима такая структура, которая будет способна (с точки зрения масштабируемости и функциональности, а также доступа к различным платформам и форматам хранения) генерировать данные и обрабатывать их в соответствии с бизнес-правилами, обеспечивая аналитические результаты. Поэтому очевидно, что данные и отчеты должны принадлежать общей архитектуре, что позволит добиться беспрепятственного потока информации и точных результатов, а также удобного представления отчетов (с минимальным участием IT-персонала).

Таким образом, отчетность должна иметь общую архитектуру с компонентами управления и анализа данными. Такая архитектура хорошо функционирует в случае реализации общей структуры метаданных, безопасности и сервисов.

Клиентские приложения для отчетности могут быть самыми разнообразными в сегодняшней многоканальной рабочей среде (кто-то предпочитает Excel, кто-то — вебпорталы, кто-то - .NET и Java-приложения и т.д.). Архитектура должна быть достаточно гибкой, чтобы в ней могли функционировать различные сервисы запросов и отчетов, а также использовались общие метаданные и функции безопасности как для данных, так и для компонентов управления отчетностью.

Требования к репозиторию

Вычисления и модели генерируют результирующие данные, отчетность по которым базируется на предопределенных бизнес- и регулятивных измерениях и иерархиях.

Репозиторий данных должен быть организован таким образом, чтобы:

  • доступ к данным осуществлялся из различных приложений;
  • была возможность выполнения нерегламентируемых запросов;
  • можно было составлять отчеты по историческим данным и проводить сравнения.

Отчеты являются конечным результатом всех вычислений, включая вычисления финансовых показателей, оценки рисков и капитала. Эти вычисления должны храниться в денормализованном репозитории, что позволит эффективно выполнять нерегламентируемые запросы и отчеты. В интегрированной среде все хранимые процессы должны быть доступны любому клиенту, а также должны разделять метаданные с механизмами вычисления рисков и выполнения отчетов.

Структура репозитория рисков должна обеспечивать хранение отчетных данных и информации о самом отчете, в том числе дату выхода, автора, регулятивную среду.

Например, банк может работать в нескольких юрисдикциях, поэтому ему необходима гибкость в конфигурировании расчетов и отчетного механизма для выполнения требований конкретной юрисдикции и т.п.

Поддержка исторической информации в репозитории очень важна, так как гарантирует простой доступ к результирующим данным, из которых можно сформировать нерегламентируемые отчеты по тенденциям или выполнить запросы регулирующих органов по аналитическим результатам за определенный период. Модель данных должна обеспечивать добавление и внесение изменений в таблицы и строки в денормализованном виде, оптимизированном для выполнения запросов и отчетов по множеству иерархий или переменных.

Очевидно, что именно Хранилище данных идеально отвечает всем описанным выше требованиям к банковскому репозиторию для отчетности.

Инфраструктура отчетности в целом

Механизмы расчетов, анализа и отчетности («механизм» — это логическое представление модулей, которые в целом составляют полностью интегрированный аналитический расчет и платформу отчетности, без необходимости использования промежуточного ПО третьих фирм для упрощения обработки данных в цепочке управления рисками) должны быть достаточно гибкими для выполнения требований различных юрисдикций. А значит, язык отчетности также должен быть гибким. Для глобальных финансовых групп, возможности отчетности на всех используемых языках особенно важны, особенно для выполнения регулятивных требований.

Как на практике решается задача генерирования и предоставления отчетности для разных юрисдикций? Часто готовые отчетные шаблоны (например, такие, как отчеты COREP[1]) обеспечивают базу, на которой строятся дополнительные региональные или функционально-специфичные отчеты. Если информационная инфраструктура достаточно гибкая, то дешевле и быстрее всего формировать такие отчеты по мере необходимости.

Поводя итоги можно сказать, что основные элементы, обеспечивающие эффективную отчетную инфраструктуру следующие:

  • интеграция с компонентом управления данными;
  • использование общего набора метаданных, сервисов и обеспечения безопасности, с аналитическим компонентом и компонентом управления данными, в единой архитектуре;
  • денормализованный репозиторий и достаточная гибкость для:
      • настроек, по мере их необходимости;
      • поддержки исторических данных для внутренней и внешней отчетности и аудита;
      • создания многоязыковых отчетов для международных финансовых групп;
  • поддержка исторических данных в репозитории, гарантирующая простой доступ к результирующим данным для создания нерегламентируемых отчетов и трендов;
  • обеспечение возможностей доступа для различных клиентов и каналов;
  • гибкость в расширении существующих отчетных шаблонов и инструментов.

Качество отчетных данных

Отчетные результаты могут быть точными (исключая риск-факторы и ценовые модели, где ошибочные результаты можно считать допущениями модели) только тогда, когда исходные данные точны.

В банковских операциях и отчетности, в том числе при расчетах рисков, очень важна точность данных. Если, например, рассмотреть информацию о залоге, то очевидно, что без уверенности в качестве информации расчеты подверженности рискам с использованием обычного подхода к сокращению рисков могут дать некорректный результат. Преувеличить важность качества данных трудно.

В целом, отчеты по качеству данных должны обеспечивать информацию для IT-подразделения и внешних аудиторов по следующим аспектам:

  • Есть ли в репозитории поврежденные, неиспользуемые, отсутствующие данные?
  • Есть ли некорректная информация?
  • Отражают ли данные существующие правила и стандарты, включая и те, которые описывают текущую информацию о конкурентах, подверженностях рискам, поручителях и проч.?
  • Как различные источники данных согласуются со стандартами банка и физическим способом хранения данных?
  • Из каких источников поступает противоречивая информация?
  • Есть ли ненужное дублирование?

Банк и регулирующие органы должны иметь возможность аудита, проверки качества и эффективности расчетов, а также управления рисками.

Управление рисками и качеством данных должно вестись на базе единой платформы, что упрощает обмен данными и отчетными результатами.

Потребители отчетов

Результаты анализа рисков и создания отчетов хранятся в репозитории (Хранилище) и доступны различным потребителям, в том числе акционерам и партнерам, которые заинтересованы во внутренних результатах банка, либо внешним потребителям (надзорным органам и аудиторам)

Функции отчетности должны обеспечивать представление данных в формате и содержимом, которое требуется любому пользователю.

Поэтому, с технологической точки зрения, возможность управления различными требованиями очень желательна и эффективна. Централизованное средство хранения с отчетными инструментами, позволит беспрепятственно передавать отчеты потребителям.

Отчетные средства обеспечивают представление данных в удобном для пользователя формате.

Возможно представление отчетов в различных форматах и по разным каналам, через web-порталы, в виде статического или динамического контента, либо в виде скрипта, который осуществляет доступ к последним данным и выдает «живые» результаты (приближенные к реальному времени).

Заключение

Сегодня корпоративное Хранилище данных является одним из наиболее удобных средств, позволяющих реализовать регулятивную отчетность в банках.

Отчеты, предоставляемые финансовыми учреждениями надзорным органам, требуют доступа к большим объемам исторических данных. Например, требования Базель II, обязывают хранить детальные данные за 7 лет, и, вероятно, в ближайшее время этот срок будет увеличен до 11 лет. Кроме того, большие объемы информации также необходимы для отчетности по тенденциям и в целях аудита.

Однако эффективность выполнения нормативных требований и получения отчетности зависит от хорошо продуманной архитектуры Хранилища.

Наиболее грамотный подход для нормативной отчетности - корпоративное внедрение Хранилища, обеспечивающие использование единых информационных ресурсов, как для выполнения требований, так и для аналитики.

Публикации:

  1. Оптимальные методы отчетности. Реализация целей корпоративной платформы управления рисками (Best practices in reporting. Meeting the goal of an enterprise risk management platform), март 2008 г, http://www.sas.com/apps/forms/index.jsp;jsessionid=F1EA0D8B5B279B4A7968739CFC771083.tomcat2?id=wp&cid=4255.

[1] COREP — Common Reporting Framework, XBRL-таксономия, обеспечивающая представление общей ин общей инфраструктуры отчетности по коэффициенту платежеспособности (solvency ratio) для кредитных организаций и инвестиционных компаний в соответствии с новым режимом требований к капиталу (т.е. основывается на первом компоненте соглашения Базель II).