Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

ИТ-стратегия крупного банка: тенденции и оценки бизнес-руководителей

В статье анализируются тенденции развития информационных технологий в
российской банковской сфере в 2005 г. и даются прогнозы на 2006 г. Одна из
основных тенденций прошлого года, которая будет продолжаться и в нынешнем, -
это сочетание в одном банке западной АБС и отечественной системы управления
эффективностью бизнеса.

По многим причинам 2005 год стал для кредитных организаций периодом переосмысления собственной бизнес-стратегии, и, как следствие, перестройки ИТ-процессов, призванных обеспечить автоматизированную поддержку банковских технологий. Скорость происходящих изменений напрямую зависит от масштаба бизнеса, поэтому сегодня следует обратить внимание на тенденции в развитии ИТ-структур, обеспечивающих крупные многофилиальные банки России и стран СНГ. Именно они первые "примерили" на себя "модные наряды", которые в новом году вполне могут из разряда "претенциозных" перейти в категорию "деловых повседневных". Одна из таких тенденций - такое обновление ИТ-парка, когда принимается решение о переходе на западную АБС и внедрении системы управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management, сокр. BPM) отечественной разработки.

Чтобы это утверждение не показалось безосновательным, обратимся к фактам и посмотрим, сколько кредитных организаций уже выбрали или рассматривают сейчас вопрос о приобретении западной АБС, какие банки сегодня внедряют BPM-системы, в том числе российского производства, и как бизнес-руководители кредитных организаций оценивают причины и результаты такого выбора.

Перестройка ИТ-процессов крупных банков: итоги уходящего года

Диаграмма на рис. 1 отражает текущее состояние автоматизации оперативных бизнес-процессов для ТОП-50 российских банков согласно рейтингу агентства "РосБизнес-Консалтинг" от 1 июля 2005 года. По данным консалтинговой компании "Организационно-Технологические Решения" (сокр. ОТР), сегодня АБС российских поставщиков используют подавляющее большинство - 80% банков из ТОП-50, еще 20% банков применяют западные системы и столько же доверяют разработкам собственных ИТ-служб. Заметим, что сумма долей превышает 100%, так как 10 банков из анализируемой выборки находятся сейчас на стадии смены АБС, и используют одновременно две банковские информационные системы.

Какие АБС используют российские банки из ТОП-50
Рис.1. Какие АБС используют российские банки из ТОП-50

По оценкам ОТР в уходящем году решение о смене системы автоматизации оперативной деятельности уже приняли 19 банков из ТОП-50. При этом о своем выборе в пользу АБС западной разработки объявили 13 банков (это почти 70%), программное обеспечение отечественных поставщиков выбрали 5 банков (26%), а решения собственной разработки предпочел всего 1 банк (5%). Эти цифры представлены на диаграмме на рис. 2.

Какие АБС планируют использовать российские банки из ТОП-50
Рис.2. Какие АБС планируют использовать российские банки из ТОП-50

Очевидно, что если анализировать не 50, а 200 банков, возглавляющих рейтинг, то распределение будет иными, и доля банков, выбирающих западные системы, несколько уменьшиться. В то же время, нельзя отрицать, что за два последних года спрос на зарубежные разработки продемонстрировал положительную динамику, которая, очевидно, продолжиться и в 2006 году.

Что касается проектов построения финансовых Хранилищ данных и BPM-систем, то по данным маркетинговой службы Intersoft Lab с января 2004 года к внедрению программного обеспечения этого класса приступили более 30 кредитных организаций из России, Украины и Казахстана. Из них 27 (свыше 80%) выбрали BPM-платформы отечественной разработки. Банков, которые предпочли управленческие системы от западных поставщиков, в несколько раз меньше.

В течение двух последних лет решение о переходе на западную АБС и использовании управленческой системы отечественной разработки приняли шесть банков. По оценкам Intersoft Lab, в ближайшие месяцы этот список пополнят еще четыре кредитные организации. Показательна география таких "альянсов" - она охватывает Казахстан, Россию и Украину. Наибольшее число проектов реализовано для казахстанских банков; причем все заказчики входят в ТОП-10 кредитных организаций Республики Казахстан по размеру активов и капитала. Среди АБС, с которыми в рамках клиентских проектов интегрированы российские BPM-системы, наибольший вес имеет швейцарское программное обеспечение Globus от компании Temenos. Получен положительный опыт интеграции с АБС Equation от британской компании Misys и АБС SAP for Banking от немецкого поставщика SAP AG.

Перечисленные факты - свидетельство и подтверждение оформившейся в уходящем году тенденции в развитии ИТ-стратегии многофилиальных банков России и стран Содружества, которые сегодня выбирают зарубежные АБС и российское управленческое ПО.

Западная АБС и отечественная BPM-система: цели и причины альянсов

Чтобы выяснить причины такого выбора, накануне XI Международного форума разработчиков ИБС, который состоялся осенью 2005 года в Москве, компания Intersoft Lab провела опрос бизнес-руководителей банков, которые принимали принципиальное решение о смене ИТ-решений, обслуживающих банковский бизнес.

На рис.3 представлена диаграмма, которая показывает, как распределились ответы бизнес-руководителей на вопрос: "Почему Ваш банк выбрал западную АБС?".

Почему Ваш банк выбрал западную АБС?
Рис.3. Почему Ваш банк выбрал западную АБС?

80% ответивших менеджеров поставили на первое место потребность в АБС с централизованной архитектурой для поддержки распределенного масштабного бизнеса. Одновременно приобретение и внедрение западной информационной системы рассматривается как способ повышения стоимости и инвестиционной привлекательности банковского бизнеса. Так ответили на вопрос еще 80% респондентов. Вместе с зарубежной банковской ИС 40% опрошенных руководителей рассчитывают получить западные технологии ведения бизнеса, которые упрочат положение банка на рынке. Однако, этот фактор в глазах заказчиков менее значим. Обратите внимание, общая сумма долей превосходит 100%, так как на этот и следующий вопросы респонденты имели возможность дать одновременно несколько вариантов ответов.

На рис.4 перечислены основания для выбора банками управленческих систем отечественной разработки. По мнению топ-менеджеров, главная причина в том, что такие системы развивались вместе с российскими кредитными организациями и аккумулировали практический опыт управления ведущих банков страны. Банковские руководители считают, что сегодня западные ВРМ-пакеты не могут конкурировать с российскими по качеству проработки методической базы. Передовой опыт, воплощенный в инструментах отечественных BPM-систем, банки хотели бы перенять. Такую оценку ситуации дали 60% опрошенных менеджеров.

Почему Ваш банк выбрал отечественную BPM-систему
Рис.4. Почему Ваш банк выбрал отечественную BPM-систему

Второе место по влиянию на принятие решения (40 % голосов) заняли положительные отзывы банков-пользователей управленческих систем российской разработки. Значение этого фактора нельзя сбрасывать со счетов. Статистика неумолима, и сегодня количество успешно завершенных в банках проектов внедрений BPM-систем российской разработки в десятки(!) раз превышает число контрактов, заключенных поставщиками систем зарубежного производства. Количество переданных в промышленную эксплуатацию управленческих решений на западных платформах до сих пор ограничено единицами, несмотря на то, что на российском рынке эти программные продукты представлены не первый год.

Также весома для заказчиков поддержка требований российского банковского законодательства в программных продуктах отечественных поставщиков. Сегодня потенциальных потребителей интересует поддержка МСФО, в перспективе потребуются механизмы для автоматизированной поддержки технологий управления рисками. Известно, что Банк России уже заявил о разработке собственных рекомендаций по управлению рисками на основе международных банковских соглашений Basel II. Это означает, что переход к международным стандартам риск-менеджмента будет происходить постепенно. Поэтому тем более важно, чтобы на первом этапе внедрения технологий управления рисками в отечественную практику система автоматизации была отечественной и оперативно модифицировала свою функциональность при сближении российских законодательных требований с международными.

Выбор западной АБС и информационно-аналитической системы отечественной разработки банковские руководители единодушно обосновывают требованиями ИТ-стратегии кредитной организации, которая является неотъемлемой частью стратегии развития бизнеса банка.

Достигаемые результаты: мнение руководителей банков

Какие преимущества обеспечивает сочетание в банковской ИТ-структуре системы оперативного учета зарубежного производства и инструментов управления эффективностью бизнеса, разработанных в России? Опрошенные руководители бизнес-подразделений кредитных организаций отмечают целый ряд практических результатов, которые были получены благодаря интеграции выбранных ИТ-решений.

Первое достижение - "повышение управляемости" бизнеса на фоне консолидации банков, диверсификации банковских продуктов и услуг, стремительного развития розничных технологий и общего увеличения объемов операций. Оно достигается, с одной стороны, за счет применения мощной и прозводительной западной АБС с централизованной архитектурой, которая справляется с обработкой огромных объемов данных, поступающих из распределенных филиалов организации. Широкая прикладная функциональность западных систем обеспечивает поддержку развивающихся направлений бизнеса кредитной организации, прежде всего ритейловых технологий. С другой стороны, использование отечественных BPM-пакетов позволяет бизнес-консультантам в короткие сроки формализовать управленческую модель кредитной организации, разработать необходимые организационные регламенты, выполнить настройку программного обеспечения и передать в руки руководителей банка готовые инструменты воплощения в практику стратегии развития бизнеса. Прежде всего, это средства автоматизации финансового планирования, управленческого учета и сценарного моделирования использования банковских ресурсов.

Второй фактор - "обеспечение прозрачности" банковской деятельности. Не секрет, что одна из самых сложных в реализации задач при внедрении BPM-системы, это сбор в единое корпоративное Хранилище первичных данных о бизнес-операциях банка и обслуживании клиентов. За счет интеграции западных АБС, в которых собрана такая информация, и современных инструментов для подготовки управленческой отчетности, менеджмент своевременно получает объективную информацию для контроля деятельности и планирования развития банка.

Немаловажный для кредитной организации результат, который обеспечивает использование западной АБС в сочетании с российской BPM-системой, - удовлетворение требований отечественного банковского законодательства. В настоящее время это необходимо в части подготовки обязательной сводной отчетности кредитных организаций по РПБУ и отчетности по МСФО, в дальнейшем понадобится для риск-менеджмента.

Одновременно использование западной информационной системы влияет на капитализацию банковского бизнеса и вместе с внедрением новых управленческих технологий повышает стоимость нематериальных активов организации (так называемый goodwill). Это особенно важно финансовым организациям, заинтересованным в получении иностранных инвестиций или заимствований.

Список преимуществ, которые банки получают от применения современных ИТ-решений для поддержки операционной и управленческой деятельности, можно продолжить. Задача менеджмента банка - сформулировать их задолго до начала ИТ-проекта, чтобы выбранное программное обеспечение в полной мере обеспечивало их достижение. Этой цели и служит банковская ИТ-стратегия. Пожалуй, одна из основных сложностей при создании такого документа - согласование взглядов, представлений и оценок бизнес-руководителей и сотрудников ИТ-службы кредитной организации относительно качества и надежности программного обеспечения, известности и опыта его поставщиков. Надеемся, что собранные в статье факты и мнения помогут конструктивному диалогу заинтересованных сторон.

Автор: Юлия Амириди