Журнал ВРМ World

Мировая история развития технологий управления эффективностью бизнеса – обзоры зарубежных публикаций

Прогресс на рынке ВРМ затрудняет выбор

Статья посвящена проблеме выбора средств ВРМ. Автор обсуждает современные
тенденции на рынке ВРМ, дает характеристику потенциальных покупателей и их
требований и советует, на что в первую очередь необходимо обратить внимание при
выборе продуктов ВРМ.

За последний год в сфере ВРМ наблюдался значительный рост, что осложняет для потребителей выбор решений, лучше всего отвечающих их нуждам.

Число поставщиков программных средств ВРМ непрерывно растет. В конце 2003 г. их было всего около 60. Сегодня, согласно данным известной независимой консалтинговой фирмы BPM Partners, их количество превышает 80. Такое увеличение свидетельствует о продолжающемся устойчивом росте рынка ВРМ. По словам вице-президента BPM Partners, в 2003 г. доходы поставщиков ВРМ увеличились на 14%, а в 2004 г. - на 11%.

Еще одна современная тенденция рынка ВРМ - усиление процессов слияния и поглощения. Движущие силы этого тренда - стремление поставщиков приобрести те компоненты, которых не хватает в их пакетах, что должно привлечь потребителей, надеющихся приобрести программное обеспечение, способное сразу удовлетворить все их потребности. По мнению Кэтлин Уилхайд (Kathleen Wilhide), директора исследовательских программ американской фирмы IDC (International Data Corporation), поглощение других компаний связано с желанием поставщиков предоставить своим клиентам более комплексные пакеты, в том числе включающие возможности консолидации, бюджетирования, прогнозирования и планирования.

Рост рынка и консолидация поставщиков ведут к увеличению конкуренции в области ВРМ. Поставщики ведут себя все более агрессивно в борьбе за лидирующие позиции. Кто-то существенно снижает цены на услуги, другие дают завышенные оценки возможностей и преимуществ своих продуктов.

Многие поставщики программного обеспечения обращаются к созданию специализированных решений, и эта тенденция будет продолжаться. Но на сегодня появляется еще не так много реально специализированных готовых пакетных продуктов. Пока они остаются достаточно универсальными, хотя далеко не всегда позиционируются именно таким образом. Когда поставщики начнут действительно производить шаблоны для конкретных отраслей, это окажется существенным шагом вперед, поскольку такие продукты будут более глубокими и способными обеспечивать детальную отраслевую информацию.

Озабоченность тем, что поставщики могут завышать оценки своих продуктов или в итоге предоставить меньше возможностей, чем было обещано, ведет к тому, что покупатели повышают уровень своих требований, прежде чем выбрать тот или иной продукт ВРМ. При наличии высоко конкурентного рынка, которым в настоящее время является рынок ВРМ, когда поставщики агрессивно предлагают свои услуги, необходимо тщательно собирать информацию о них и их продуктах, а также стараться понять, как их средства будут сочетаться с уже имеющимися в компании инструментами.

Что нужно знать покупателям

Раньше покупатель средств ВРМ обычно представлял собой менеджера среднего звена, которому эти инструменты требовались для тактических целей, т.е. для быстрого решения определенной проблемы, а не для создания корпоративной системы ВРМ в долгосрочной перспективе. Как правило, в обязанности таких покупателей не входили стратегические задачи.

Но сейчас картина изменилась. По мере того как ВРМ становится все более важным элементом бизнеса, руководители высшего уровня активнее участвуют в процессе приобретения и внедрения этих систем. Директора по информационным технологиям, финансовые и исполнительные директора и другие высшие менеджеры уделяют все больше внимания тому, как ВРМ может помочь в осуществлении стратегических задач организации. Они стараются подняться над текущими проблемами, которые помогает решить ВРМ, и представить общую картину. Это положительная тенденция, поскольку решение только текущих проблем иногда способно привести к ухудшению общей ситуации. Например, если компания повысит эффективность продаж, то могут возникнуть проблемы в других областях бизнеса из-за увеличения нагрузки на систему распределения. Если проект ВРМ находится под контролем высшего руководства, которое представляет общую картину бизнеса, то сотрудники, занимающиеся внедрением, смогут понять, как улучшения в одной области способны повлиять на другие сферы и, соответственно, быть готовыми к решению этих проблем.

Покупателям систем ВРМ необходимо, чтобы их можно было интегрировать с другими приложениями. Некоторые эксперты считают, что поставщики систем планирования ресурсов предприятия (enterprise resource planning, сокр. ERP) лучше всего могут удовлетворить эти запросы, поскольку ВРМ тесно связано с транзакционной системой компании.

Но если поставщик ERP, с которым работает компания, не может предложить такое же разнообразие функциональных возможностей, как самые передовые решения ВРМ, то возникают проблемы выбора. Ждать ли, пока уже знакомый поставщик ERP усовершенствует свое решение ВРМ, или приобретать передовые решения у других поставщиков? Могут ли в последнем случае возникнуть проблемы с интеграцией? Это все непростые вопросы. По мнению старшего вице-президента консалтинговой фирмы Parson Consulting, если компания использует Хранилище для интеграции данных, большинство которых поступает из системы ERP, то лучше все-таки приобретать ВРМ у того же поставщика, у которого покупалась эта система, что существенно облегчит интеграцию.

Перед приобретением новых систем компании необходимо осуществить несколько предварительных действий. Нужно оценить, как уже используемая технология будет работать с новыми продуктами ВРМ, и провести очистку данных. Полезно также посмотреть, как другие компании, имевшие схожие проблемы, решали их с помощью ВРМ. Необходимо выполнить финансовую экспертизу и оценить окупаемость инвестиций. И только после этого можно приступать к поиску поставщика.

Поиск поставщика

Полный пакет ВРМ включает компоненты бюджетирования, планирования, финансовой отчетности, прогнозирования, оценки эффективности и управления затратами. Решение ВРМ, которое собирается приобрести компания, либо должно включать все эти функции, либо обеспечивать свободную интеграцию с другими программными продуктами, обеспечивающими недостающие компоненты. Но это только начало процесса.

Еще одна важная функция продуктов ВРМ - возможность углубления в данные и получения показателей, которые обычно доступны с помощью инструментальной панели. Это технология носит название бизнес-метаданных, и очень важно, чтобы выбранный продукт ВРМ включал такую функцию.

Все приложения ВРМ обеспечивают возможность мониторинга эффективности работы как всей компании, так и конкретных отделов. Но далеко не все позволяют любому сотруднику включить в эту систему собственные профессиональные цели и осуществлять мониторинг своих успехов с помощью такого же формата инструментальной панели. Это возможность, которая позволяет каждому повысить уровень своей ответственности за эффективность собственной работы.

Выбранный продукт также должен быть способен помочь в выявлении причин проблем с эффективностью. Например, отдел продаж не выполняет поставленных целей. Проблема может оказаться совсем не в действиях (или бездействии) представителей по продажам. Вероятная причина, возможно, кроется в деятельности совсем другого отдела, например, в недоработках отдела распространения, что вызывает отток новых покупателей. Некоторые продукты ВРМ могут не только показать области, в которых не достигаются заданные показатели эффективности, но и выявить реальные причины этого.

Для открытых акционерных компаний также важно, чтобы выбранные ими решения ВРМ включали функции, связанные с выполнением требований законодательства. К сожалению, эти функциональные возможности не всегда присутствуют в готовых продуктах, поскольку соответствующие программные средства часто предлагаются отдельно.

Покупатели ВРМ должны выбирать продукты с простой и открытой программной архитектурой, которую легко поддерживать. Это необходимо для того, чтобы IT-персонал смог интегрировать новое приложение с инструментами отчетности, которые уже используются в компании. Обеспечение безопасности и уровней авторизации не должно быть проблемой, а система должна быть достаточно гибкой, чтобы меняться вместе с изменениями ключевых движущих сил эффективности организации. Такое достаточно глубокое понимание технических особенностей продуктов ВРМ требует большего опыта, чем тот, которым обычно располагают финансовые отделы. Но в последнее время IT-персонал все больше участвует в принятии решений о приобретении ВРМ.

В то же время пока еще достаточно много неудачных проектов внедрения ВРМ. Одна из причин этого - незнакомство поставщиков с особенностями того или иного конкретного бизнеса, где они пытаются осуществить свои проекты.

Альтернативные технологии, такие как инструментальные панели управления эффективностью, оказываются более легкими для внедрения, поскольку они обеспечивают пользователю уже готовую структуру. Технологии такого рода работают с суммарными данными, а не с наборами транзакционных данных. Кроме того, они структурированы для того, чтобы давать информацию о показателях. Это система, сразу готовая к работе, которую легко могут использовать любые сотрудники.

Автор считает, что на рынке будет продолжаться тенденция исчезновения тех, кто начал внедрение ВРМ и понял, что это им "не по зубам". Для того чтобы избежать подобных проблем, надо предварительно упорядочить свои данные и быть уверенным, что компания готова к свободному обмену данными, а лишь затем начинать поиски поставщика. Наконец, самое главное: решение о покупке должно приниматься, исходя из стратегических задач самой компании. Нельзя позволять поставщикам, чтобы они подгоняли стратегию компании под свои предложения.

Рынок ВРМ продолжает активно развиваться. По мнению вице-президента компании BPM Partners, на сегодня только 10% из числа 2000 крупнейших мировых компаний действительно осуществили внедрение ВРМ в корпоративном масштабе. По оценкам компании Gartner, к 2006 г. уже около 40% этих организаций будут выполнять у себя те или иные проекты, связанные с ВРМ. Если их прогнозы оправдаются, то это будет означать, что появится больше опыта внедрения ВРМ, больше информации о том, как это правильно делать, и больше стандартных решений. Программные средства ВРМ не относятся к числу продуктов, которые сами начинают работать сразу после инсталляции. И вряд ли они когда-нибудь станут столь простыми. Но благодаря постоянным усовершенствованиям функциональности и стандартизации поставщики программных средств ВРМ обеспечивают дальнейшее развитие и рост этих продуктов.

Автор: Тэд Лихи (Tad Leahy)